Слайд 1Предмет и методы психологии управления
Слайд 2
ТЕМА 4. Руководство и лидерство. Содержание деятельности руководителя
План лекции:
1.Понятия
лидерство и руководство , их сравнительная характеристика.
2.Теории лидерских качеств.
3.Поведенческий подход
к изучению лидерства.
4.Ситуационный подход к изучению лидерства.
3. Содержание деятельности руководителя.
Слайд 3Лидерство определяется, как способность индивида влиять на поведение других людей
для достижения организационной цели. Лидерство – двусторонний процесс, происходящий между
людьми.
Руководство - часть управленческой деятельности, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Слайд 4Основные отличия руководства и лидерства можно выразить следующим образом:
— лидер
осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель — официальных отношений
группы как некоей социальной организации;
— лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа), руководство — элемент макросреды;
— лидерство возникает стихийно, процесс назначения руководителя не является стихийным, по сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе;
— руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
— процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения;
— сфера деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя — более широкая социальная система
СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Т. Н. Лобанова и Я. В. Михайлов сопоставили характерные черты авторитарного и демократического стилей руководства (нейтральный встречается редко)
Слайд 8Поведенческий подход
Управленческая решетка Блэйк и Моутона
Слайд 13Ситуационный подход по Ф.Фидлеру.
Слайд 14 Ситуационный подход Херси и Бланшар
Слайд 151) Власть вознаграждения.
2) Власть принуждения или наказания.
3) Нормативная (формальная) власть
4) Власть эталонная.
5) Экспертная власть
6) Информационная
власть.
Власть и влияние как психологическая основа лидерства и руководства
Виды власти:
Слайд 16Содержание деятельности руководителей зависит от уровня управления, к которому они
принадлежат:
Высший уровень управления
Средний уровень управления
Низовой уровень управления
Эффективность управленческой деятельности
прямым образом взаимодействует с тремя параметрами:
1) ощущением вероятности достижения успеха,
2) мотивом поведения как личностного фактора,
3) последствиями успеха или неуспеха в решении управленческих ситуаций.
Руководители, как и подчиненные, имеющие положительную мотивацию к труду, хотят получить удовлетворение от работы Можно выделить несколько факторов, определяющих эту удовлетворенность:
1.Осознание целей.
2.Достижение успехов в работе.
3. Уверенность в себе.
4. Положительная оценка своих возможностей.
5. Проявление интереса к работе.
6. Положительное отношение к работе.
Слайд 17Психологические характеристики направленности личности руководителя (ПХЛР) :
1. определенность,
2.валентность,
3.специфичность,
4. креативность,
5. удовлетворенность,
6. целеустремленность,
7. сопротивляемость,
8.избирательность,
9.
осознанность
10.устойчивость.
Слайд 18Содержание деятельности руководителя обусловлено, прежде всего, выполнением целого ряда управленческих
функций по руководству организацией:
Административная функция
Целеполагающая функция
Дисциплинарная функция
Экспертно-консультативная функция
Коммуникативно-регулирующая функция
Функция представительства
Воспитательной функция
Психотерапевтическая функция
Слайд 19Основные типы установок руководителей по отношению к подчиненным:
Активно-положительный — руководитель доброжелательно
и с уважением относится ко всем людям, их нуждам, проблемам,
готов помочь каждому;
Скрыто-отрицательный — руководитель относится ко всем подчиненным предвзято, не доверяет им, считает хорошим работником только себя самого.
Функциональный — руководитель склонен делить всех подчиненных на хороших и плохих работников и распределяет между подчиненными привилегии, льготы и свое внимание в соответствии с их производственными заслугами.
Нейтральный — руководитель безразлично относится ко всем подчиненным, не склонен интересоваться их личными нуждами, вежлив, но не проявляет душевной теплоты.
Ситуативный — руководитель постоянно проявляет эмоциональную неуравновешенность, вспыльчивость, его обращение с подчиненными зависит от его настроения