Слайд 1Предмет и система курса
«Прокурорский надзор»
Слайд 2Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа организации
деятельности прокуратуры
Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь
Предмет
и система курса «Прокурорский надзор»
Правовые средства прокурорского надзора и их классификация
Соотношение прокурорского надзора с деятельностью органов, осуществляющих межведомственный и ведомственный контроль
Концепция прокурорского надзора на современном этапе
Законодательное регулирование прокурорского надзора
Место курса «Прокурорский надзор» в системе юридических дисциплин
ПЛАН:
Слайд 31. Учение о государстве, праве и законности – теоретическая основа
организации деятельности прокуратуры
Теоретической основой организации
и деятельности прокуратуры является теория права и государства.
Эта наука, как и любая другая, отражающая сферу человеческой деятель-ности, ставит задачу выработать и теоретически систематизировать объектив-ные знания о действительности, в первую очередь, о государстве и праве, этих специфических социальных явлениях, занимающих важное место в жизни общества.
Слайд 42. Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь
Сущность прокурорского надзора – точное и единообразное соблю-дение закона
всеми юридическими лицами, должностными лицами, общественными органи-зациями и гражданами.
Слайд 5 Задачи органов прокуратуры:
- обеспечение верховенства права, законности
и правопорядка;
- защита прав и законных интересов граждан и
организаций, а также общественных и государственных интересов.
Слайд 63. Предмет и система курса «Прокурорский надзор»
Предмет прокурорского надзора составляют общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры,
осуществляющими прокурорский надзор, с одной стороны, и другими субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту деятельность, — министерствами, государственными комитетами, органами исполнительной власти, представительными (распорядительными) органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Слайд 7 Прокурорский надзор разделяется на две основные части —
общую и особенную.
В общей части раскрываются задачи,
связанные с укреплением законности и правопорядка, даются понятия законности как социального явления, ее содержание, влияние на совершенствование различных сторон деятельности нашего государства, раскрываются задачи прокуроров, их полномочия в различных отраслях надзора.
Слайд 8
В особенной части курса
раскрываются сущность, задачи и полномочия прокуроров по установлению и устранению
нарушений законов в различных отраслях и основных направлениях деятельности прокуратуры.
Слайд 94. Правовые средства прокурорского надзора
и их классификация.
К правовым средствам прокурорского надзора относятся
только те, которые предоставлены прокурору законом для осуществления надзора. Они носят процессуально значимый характер. В применении этих правовых средств в целях выявления и устранения правонарушений и состоит суть прокурорского надзора.
Слайд 10 К средствам реагирования прокурора на выявленные
нарушения относятся:
протест прокурора на противоречащий закону правовой акт;
представление об устранении
допущенных нарушений закона;
постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;
Слайд 11предписание;
официальное предупреждение о недопу-стимости нарушений закона;
отмена незаконных и необоснованных постановлений
следователей и лиц, произ-водящих дознание;
принесение протестов на незаконные и необоснованные
решения и приговоры, определения и постановления суда.
Слайд 12 Правовые средства можно разделить на обязывающие, приостанавливающие
и распорядительные.
Слайд 13
5. Соотношение прокурорского надзора с деятельностью
органов, осуществляющий межведомственный и ведомственный контроль
В числе критериев, отграничивающих прокурорский надзор от деятельности контролирующих органов можно выделить следующие:
1. Контролирующие органы могут проверять не только законность, но и целесообразность подконтрольной деятельности; цель прокурорского надзора – контролировать соблюдение законности.
Слайд 14 2. Прокуратура осуществляет надзор от имени государства и является
организационно независимым органом. Органы контроля в основном входят в состав
какого-либо самостоятельного органа государственной власти или же создаются по специальному распоряжению этого органа и осуществляют контроль от его имени или по его поручению.
3. Прокуратура как орган надзора представляет собой единую централизованную систему органов, в то время как органы контроля осуществляют свою деятельность в различных организационных формах, являются многочисленными и не образуют единую систему органов, не имеют единого центра.
Слайд 15 Раскрывая концепцию прокурорского надзора, необходимо
определить предмет прокурорского надзора.
Предмет надзора - это надзор
за исполнением законов, действующих на территории РБ, принятие мер, направленных на устранение этих нарушений и привлечение виновных к ответственности.
6. Концепция прокурорского надзора на современном этапе
Слайд 16 Прокуратура в современных условиях является
весомым элементом системы сдержек и противовесов, обеспечивающих не только сдерживание
отдельных ветвей но и их взаимодействие в целях поддержания режима законности и правопорядка, обеспечения и защиты прав граждан, усиления роли прокуратуры в системе правоохранительных органов за счет реализации функции координации их усилий не только в сфере борьбы с преступностью, но и в вопросах участия в правотворчестве.
Слайд 177. Законодательное регулирование прокурорского надзора
Правовой
основой организации и деятельности прокуратуры являются:
1) Конституция Республики
Беларусь;
2) Закон Республики Беларусь О прокуратуре Республики Беларусь от 8 мая 2007 г.;
3) Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;
4) Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь;
5) Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Слайд 18
6) Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь
об административных правонарушениях;
7) Кодекс Республики Беларусь о браке
и семье;
8) Уголовно-исполнительный кодекс Респу-блики Беларусь;
9) Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. «Об оперативно-розыскной деятель-ности»;
10) Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 «Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь»;
11) другие указы Президента Республики Беларусь.
Слайд 198. Место курса «Прокурорский надзор» в системе юридических дисциплин
Курс «Прокурорский надзор» взаимосвязан с другими отраслями
права и учебными дисциплинами. Каждая из учебных дисциплин (уголовное и уголовно-процессуальное, гражданское и гражданское процессуальное право, административное и семейное право и др.) отводит определенное место роли и значению прокурорского надзора в той или иной отрасли права.
Слайд 20
Курс общей теории государства и права
рассматривает прокурорский надзор как одну из важнейших форм и функций
государства и государственной деятельности, раскрывает понятие “законность”, показывает роль прокурора в ее укреплении, поддержании режима законности и правопорядка в государстве, воспитании граждан в духе законоуважения и законопослушания, повышения правовой культуры в обществе.
Слайд 21 Наиболее тесно с курсом «Прокурорский надзор»
связаны дисциплины уголовного и гражданского процесса, трудовое, административное, предпринимательское, жилищное,
земельное право, в сфере деятельности которых прокурорский надзор занимает весьма заметное место.
Слайд 22 В настоящее время успешно развиваются такие
новые самостоятельные отрасли права, как коммерческое, налоговое, таможенное, банковское предпринимательское,
торговое, экологическое право.
В этих курсах рассматриваются процессуальные полномочия прокурора, его цели и задачи в названных правоотношениях.
Слайд 23СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ