Слайд 1Синектика
Методы решения
творческих задач
Слайд 2Как ускорить процесс решения творческих задач?
Метод контрольных вопросов
Метод обратной мозговой
атаки
Мозговая атака
Синектика
Слайд 3Синектика (совмещение разнородных элементов) —
метод, который помогает объединить разнородные
элементы.
Слайд 5Синектикой можно назвать метод решения сложных задач через их метафорическое
представление или моделирование.
Слайд 6Решается не сама проблема, а её аналог в другой сфере,
а затем найденное решение переносится на решение реальной задачи.
Слайд 7История возникновения синектики
Возникла синектика тогда, когда Уильям Гордон попытался усовершенствовать
«мозговой штурм».
Слайд 8Вопросами методологии поиска новых идей и решений Гордон интересовался ещё
в 1944 г., когда анализировал работу одной изобретательской группы, отличающейся
высокой продуктивностью.
Слайд 9В 1960 году Гордон создал специальную фирму по обучению творческому
мышлению — «Синектик Инкорпорейтед».
Слайд 11В России синектика не получила большого распространения по причине отсутствия
методических и учебных разработок.
Слайд 12Посредством синектики группа специалистов ищет различные аналоги решения проблемы, которые
кто-то уже нашёл.
Слайд 26Перед компанией Kellogg стояла неразрешимая задача: как сделать и упаковать
картофельные чипсы так, чтобы уменьшить объём заполняемого воздуха в упаковке,
сделать её компактнее и избежать крошения продукта?
Слайд 30Если убирать листья после дождя, то пакетов для них потребуется
намного меньше, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между
собой и упаковываются компактнее.
Слайд 34Наличие профессиональных знаний в одной, а лучше в
двух сферах.
Синектор
Слайд 37Наличие профессиональных знаний в одной, а лучше в
двух сферах.
Синектор
Широкий
кругозор.
Практический опыт в своих специальностях.
Гибкость мышления.
Слайд 39Наличие профессиональных знаний в одной, а лучше в
двух сферах.
Синектор
Широкий
кругозор.
Практический опыт в своих специальностях.
Гибкость мышления.
25–40 лет
Слайд 43Суть метода синектики
В результате последовательного нахождения подобий или аналогов в
различных областях или путём исследования поведения или действия объекта в
изменённых условиях, вплоть до фантастических, появляется близкое по сущности решение.
Основные инструменты синектики: аналогия и метафора.
Слайд 44Аналогия — это сходство, соответствие двух предметов или явлений в
каких-либо свойствах или отношениях.
Слайд 45Аналогии
Прямые
Прямая —
любая аналогия, которая находит искомые элементы в
системах, где данная задача уже решена.
Чаще всего это природные
аналоги.
При прямой аналогии синекторы должны выяснить, как решаются задачи, похожие на данную.
Слайд 46Аналогии
Личные
Прямые
Личные —
аналогии, при которых человек старается представить себя на
месте объекта, который он хочет усовершенствовать.
Слайд 54Аналогии
Символические
Личные
Прямые
При проведении таких аналогий используют разные модификации поэтических метафор и
сравнений.
Суть явления или предмета выражается в двух ключевых словах.
Одно слово
должно противоречить по смыслу другому.
Слайд 56«Взвешенная неразбериха»
Символические аналогии в процессе развития метода синектики превратились в
приём нахождения метафоры «название книги».
Слайд 60Фантастические
Личные
Прямые
Аналогии
Символические
Вещи надо себе представить такими, какими мы хотим их видеть.
Даже
пренебрегая физическими законами.
Слайд 62Английский врач и физиолог Гарвей ввёл новую
аналогию — насос.
Это
привело к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови.
Слайд 63Этапы поиска решений
1
Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она
Дана (ПКД).
Слайд 64Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она Дана (ПКД)
Особенностью
этого этапа является то, что, как правило, никто из участников
сессии, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи.
Преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не даёт уйти от привычного хода мышления.
Слайд 65В начале встречи синекторам дают задачу в том виде, в
котором она получена от заказчика, или предлагается обсудить признаки задачи,
например, с объяснения общего принципа обсуждаемого процесса.
Обсуждение охватывает огромный диапазон общих проблем и постепенно сужается под влиянием вопросов ведущего, который и направляет обсуждение в необходимое русло.
Слайд 67Задача эксперта — показать слабые стороны идей синекторов и разъяснить
сущность действительной проблемы.
Слайд 70Этапы поиска решений
1
Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она
Дана (ПКД).
2
Анализ проблемы. Проблема, Как её Понимают (ПКП).
Слайд 71Анализ проблемы. Проблема Как её Понимают (ПКП)
Рассматриваются возможности превратить незнакомую
и непривычную проблему в ряд более обычных задач.
Каждый участник, включая
экспертов, обязан найти и сформулировать одну из целей поставленной проблемы.
Слайд 72Подпроблема
Подпроблема
Подпроблема
Проблема
Подпроблема
Подпроблема
Подпроблема
Слайд 73Участникам даётся задание сформулировать задачу так, как они её понимают
или же как они её видят.
Это делается для выявления направлений,
по которым можно было бы продолжить поиск решения задачи.
Зачастую на этом этапе одна большая проблема делится на несколько простых.
Затем руководитель группы и эксперт выбирают одну наиболее точную формулировку.
Слайд 74Этапы поиска решений
1
Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она
Дана (ПКД).
2
Анализ проблемы. Проблема, Как её Понимают (ПКП).
3
Генерирование идей в
выбранной формулировке.
Слайд 75Генерирование идей в выбранной формулировке
Процесс генерации идей начинается с экскурсии
по различным областям: техника, живая природа, политика, социология, психология, машиностроение,
химия и т. д.
Задача такой экскурсии заключается в выявлении решений аналогичных проблем в этих областях.
Такой подход позволяет найти множество точек зрения на рассматриваемую проблему и активизировать творческое мышление.
Слайд 76Руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имеет место рассматриваемая ситуация
или очень похожая на неё.
Слайд 77Фантастические
Личные
Прямые
Аналогии
Символические
Слайд 78Этапы поиска решений
1
Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она
Дана (ПКД).
2
Анализ проблемы. Проблема, Как её Понимают (ПКП).
3
Генерирование идей в
выбранной формулировке.
4
Перенос и оценка эффективности обнаруженных идей к формулировке и анализу проблемы.
Слайд 79Группа пытается связать полученный материал с задачей в том виде,
в каком она была поставлена на этапе ПКД.
Отдельные слова и
фразы, которые возникают в процессе дискуссии, используются для вызова новых точек зрения на проблему, способствуя успешному её решению.
Слайд 80Если найденные решения оказываются практически не реализуемыми, то можно повторить
весь процесс с самого начала.
Слайд 81Этапы поиска решений
1
Формулировка проблемы в общем виде. Проблема, Как она
Дана (ПКД).
2
Анализ проблемы. Проблема, Как её Понимают (ПКП).
3
Генерирование идей в
выбранной формулировке.
4
Перенос и оценка эффективности обнаруженных идей к формулировке и анализу проблемы.
5
Финал.
Слайд 82Синектические заседания длятся по несколько часов.
Основное время синекторы тратят на
инженерный анализ, изучение полученных результатов, консультируются со специалистами, экспериментируют.
Слайд 84Итоги урока
Метод контрольных вопросов
Метод обратной мозговой атаки
Мозговая атака
Синектика