Слайд 1Предмет и задачи возрастной психологии
Преподаватель : Семенова Л. И.
Архангельский
педагогический колледж
2008
Слайд 2Основные понятия
Возрастная психология – это область знаний, акцентирующая внимание на
психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология
развития – это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей
Предметом возрастной психологии является изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих теорий основных особенностей психического развития детей при их переходе из одного возраста в другой, их разносторонние содержательные психологические характеристики
Слайд 3Основные понятия
Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического или
поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.
Возраст
физический психологический
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутр., управляемых и неуправл. факторов.
Сензитианый период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Слайд 4Основные понятия
Кризис возрастного развития – задержка в психологическом развитии человека,
сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами
внутреннего (Л) и внешнего (межЛ) характера.
Идентификация – (отождествление) -это процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям.
Ведущий вид деятельности – в наибольшей степени способствующий психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущий развитие за собой.
Зона ближайшего развития – реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.
Слайд 5Основные понятия
Социализация (Л) – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов
поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе,
и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях социально-организованной воспитательной системы.
Наследственность – свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к с/познанию и с/развитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений,установок и мотивов.
Слайд 6Закономерности развития человека
Развитие человека – внутренний детерминированный процесс;
Развитие человека детерминировано
социальной ситуацией развития;
Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности;
Развитие человека
детерминировано типом ведущей деятельности;
Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности;
Воздействия различных факторов детерминируются половозрастными особенностями
Слайд 7Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и
характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка
на данном этапе его развития.
Возрастная периодизация (Д.Б. Эльконин)
Слайд 8Стадии жизненного пути личности по
Э. Эриксону
Слайд 9Периоды и стадии развития по
Д.Б. Эльконину
Слайд 10Движущие силы психического развития личности
Факторы
психического
развития
Предпосылки
психического
развития
Внешние
среда
Внутренние
био-
генетика
Внешние
обучение
и
воспитание
Внутренние
активность,
мотивы
Слайд 11Возрастная характеристика Д.Б. Эльконина
Социальная ситуация развития- это то, как ребенок
ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни
он входит.
Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
Основные новообразования развития- это новые достижения в развитии, которые перерастают ситуацию и ведут ее к «взрыву»- кризису.
Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.
Слайд 12Литература
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение - М.:Издательство
ВУ, 2007.-248с.
2. Бадмаев Б.Ц.Методика преподавания психологии, - М.: Владос, 2009.-312с.
3.
Брушменский А.В.Психология мышления и проблемное обучение – М.,2003.
4. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. Материалы к курсу «Общая психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов.- М.: Просвещение,1986.-272с.
5. Гололобов А.В.Методика проведения интерактивных лекций по экономической теории с применением мультимедиа-технологии обучения // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию.2001.№1.
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:Учебник. 4-е изд.- М.: Издат.центр «Академия»,2009.-287с.
7. Петровский А.В.,Ярошевский М. Г. Психология:Учебник – М.:Издат. Центр «Академия»,2008.-512с.
8. Психолого-педагогический словарь /Сост. В.А. Мижериков - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
9. Психология и педагогика./Под ред. А.А.Радугина/ -М.: Издательство Центр,2009.-256с.
10. Психология личности в трудах отечественных психологов. /Сост. Куликов Л.В.- СПб: Изд. «Питер», 2000.-359с.