Слайд 2Вопросы для обсуждения:
Что изучает наука «логика»?
Мышление как предмет изучения логики
Формы
мышления
Значение логики
Слайд 3Значение слова «логика»
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что
значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для:
обозначения
совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность,
так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах.
Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
Слайд 4Науки, изучающие мышление
Мышление изучается не только логикой, но и рядом
других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом
каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте.
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, т.е. его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Слайд 5Характеристика познания
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей.
Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и
неточного знания к более полному и более точному.
Слайд 6Суть теории отражения
Научной теорией познания является теория отражения.
Суть ее
сводится к следующему:
Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В
мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотографии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, т. е. если не существует их образов в сознании человека).
Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека.
Образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе познания.
Слайд 7Основные формы познания
Познание осуществляется в двух основных формах:
в форме чувственного
познания
в форме абстрактного мышления.
Практика не выделяется в особую
форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой (как критерием истины).
Слайд 9Ощущение
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального
мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького,
соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т. д.).
Слайд 10Восприятие
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на
органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и
т. д.).
Восприятие слагается из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятие, хотя и является чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина
Слайд 11Представление
Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами
не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме
воспринимался.
Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.
Слайд 12Абстрактное (рациональное) мышление
Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не
сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира,
сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания.
Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.
Слайд 13Понятие
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного
класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами
(«портфель», «трапеция») или группой слов, т. е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).
Слайд 14Суждение
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается
о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме
повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «КФ РАНХиГС - ВУЗ» — простое суждение, а суждение «Прошли выборы, и были сформированы новые составы законодательных органов субъектов РФ» — сложное, состоящее из двух простых.
Слайд 15Умозаключение
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких
суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем пример:
Все металлы — вещества.
Литий — металл.
Литий — вещество.
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.
Слайд 16Особенности абстрактного мышления
Абстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения
действительности.
С помощью форм чувственного познания мы непосредственно познаем вещи
и их свойства (видим сейчас, что этот цветок красный, слышим, что шумит море, и т. д.). Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Так, например, по симптомам болезни врач судит о характере заболевания, по данным археологических раскопок ученые судят о жизни людей прошлых веков, по математическим расчетам производится корректировка полетов ракет и т. д.
активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.
Слайд 17Теоретическое и практическое значение логики
Знание логики повышает культуру мышления, способствует
четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.
знание
логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Рациональное построение процесса обучения в различных учебных заведениях предполагает рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонентов.
Знание логики способствует овладению методологией и методикой научного познания, усвоению рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формированию творческого мышления.
Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.
В повседневной жизни, в науке, в обучении каждому ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно для руководителей.