Разделы презентаций


ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Содержание

Вопросы для обсуждения:Что изучает наука «логика»?Мышление как предмет изучения логикиФормы мышленияЗначение логики

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Слайд 2Вопросы для обсуждения:
Что изучает наука «логика»?
Мышление как предмет изучения логики
Формы

мышления
Значение логики

Вопросы для обсуждения:Что изучает наука «логика»?Мышление как предмет изучения логикиФормы мышленияЗначение логики

Слайд 3Значение слова «логика»
Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что

значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для:
обозначения

совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность,
так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах.
Кроме того, данный термин применяется для обозначения закономерностей объективного мира («логика вещей», «логика событий»).
Значение слова «логика» Термин «логика» происходит от греческого слова logos, что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и

Слайд 4Науки, изучающие мышление

Мышление изучается не только логикой, но и рядом

других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом

каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте.
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, т.е. его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Науки, изучающие мышлениеМышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т.

Слайд 5Характеристика познания
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей.

Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и

неточного знания к более полному и более точному.
Характеристика познанияПознание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию,

Слайд 6Суть теории отражения
Научной теорией познания является теория отражения.
Суть ее

сводится к следующему:
Вне нашего сознания существуют материальные вещи. В

мозгу человека под воздействием этих вещей возникают образы, или «снимки», «слепки», «фотографии», «копии» предметов. Образы не могут существовать без реальных предметов (например, если нет самолета, то нет и его образа), но вещи существуют объективно, независимо от их образов (так, например, растения в джунглях или птицы существуют, даже если их никто не видел, т. е. если не существует их образов в сознании человека).
Образы вещей соответствуют вещам, отображением которых они являются (например, образ слона в моем сознании и сам настоящий слон похожи). Поэтому образы имеют познавательное значение. Образ идеален, ибо он не может существовать вне сознания человека.
Образ и вещь полностью не совпадают. Что богаче? Вещь. Вот поэтому мы по два раза можем смотреть кинофильм и замечать в нем новое, можем многократно смотреть одну и ту же картину художника и находить в ней что-то не замеченное раньше. Так как образ беднее самой вещи, то мы не можем охватить всех деталей этой вещи. Вещь и ее свойства раскрываются нами в процессе познания.
Суть теории отраженияНаучной теорией познания является теория отражения. Суть ее сводится к следующему: Вне нашего сознания существуют

Слайд 7Основные формы познания
Познание осуществляется в двух основных формах:
в форме чувственного

познания
в форме абстрактного мышления.

Практика не выделяется в особую

форму, ибо процесс познания начинается с практики (как основы познания) и заканчивается практикой (как критерием истины).
Основные формы познанияПознание осуществляется в двух основных формах:в форме чувственного познанияв форме абстрактного мышления. Практика не выделяется

Слайд 8Формы познания

Формы познания

Слайд 9Ощущение
Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального

мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, отражение свойств горького,

соленого, теплого, красного, круглого, гладкого и т. д.).

ОщущениеОщущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например,

Слайд 10Восприятие
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на

органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля, электростанции, книги и

т. д.).


Восприятие слагается из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятие, хотя и является чувственным образом отражения предмета, который на человека в данный момент воздействует, но во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга будет различной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина
ВосприятиеВосприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ автобуса, пшеничного поля,

Слайд 11Представление
Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами

не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме

воспринимался.

Представление может быть воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представление может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представ­ление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунг­ли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не видели его.
ПредставлениеПредставление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той

Слайд 12Абстрактное (рациональное) мышление
Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не

сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира,

сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания.
Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.
Абстрактное (рациональное) мышлениеПутем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их

Слайд 13Понятие
Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного

класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами

(«портфель», «трапеция») или группой слов, т. е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).
ПонятиеПонятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в

Слайд 14Суждение
Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается

о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме

повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «КФ РАНХиГС - ВУЗ» — простое суждение, а суждение «Прошли выборы, и были сформированы новые составы законодательных органов субъектов РФ» — сложное, состоящее из двух простых.
СуждениеСуждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение

Слайд 15Умозаключение
Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких

суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем пример:
Все металлы — вещества.
Литий — металл.
Литий — вещество.
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение называется заключением.

УмозаключениеУмозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам

Слайд 16Особенности абстрактного мышления
Абстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения

действительности.
С помощью форм чувственного познания мы непосредственно познаем вещи

и их свойства (видим сейчас, что этот цветок красный, слышим, что шумит море, и т. д.). Абстрактное мышление позволяет нам из одних знаний получать другие, не обращаясь непосредственно к опыту, к показаниям органов чувств. Так, например, по симптомам болезни врач судит о характере заболевания, по данным археологических раскопок ученые судят о жизни людей прошлых веков, по математическим расчетам производится корректировка полетов ракет и т. д.
активное отражение мира и участие в его преобразовании. Человек в практике, прежде всего в производственной, претворяет идеальное в материальное, овеществляет научные идеи в продуктах своего труда.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям.


Особенности абстрактного мышленияАбстрактное мышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения действительности. С помощью форм чувственного познания мы

Слайд 17Теоретическое и практическое значение логики
Знание логики повышает культуру мышления, способствует

четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи.
знание

логики помогает заметить логические ошибки в устной речи и в письменных произведениях других людей, найти более короткие и правильные пути опровержения этих ошибок, не допускать их самому.
Рациональное построение процесса обучения в различных учебных заведениях предполагает рациональный отбор из всего потока новой информации важнейших, определяющих компонентов.
Знание логики способствует овладению методологией и методикой научного познания, усвоению рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формированию творческого мышления.
Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию у нее научного мировоззрения.
В повседневной жизни, в науке, в обучении каждому ежедневно приходится из одних истинных суждений выводить другие, опровергать ложные суждения или неправильно построенные доказательства. Сознательное следование законам логики дисциплинирует мышление, делает его более аргументированным, эффективным и продуктивным, помогает избежать ошибок, что особенно важно для руководителей.

Теоретическое и практическое значение логикиЗнание логики повышает культуру мышления, способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика