Слайд 1ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Объект и предмет исследования
социальной педагогики
Задачи и функции социальной педагогики
Понятие, сущность, этапы, факторы
и составляющие процесса социализации
Агенты, средства, механизмы социализации
Человек в процессе социализации
Слайд 21. Объект и предмет исследования социальной педагогики
Слайд 3Объект социальной педагогики имеет неоднозначное толкование:
развития человека в социуме (Г.Н.
Филонов);
ребенок (М.А.Галагузова).
Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его
адаптации в социуме и интеграции в общество. Предмет социальной педагогики также имеет различные трактовки. Это:
взаимодействие личности и среды (Л.И. Аксенов)
закономерности социализации ребенка (М.А. Галагузова и др.)
Слайд 42. Задачи и функции социальной педагогики
Слайд 5Приоритетной задачей социальной педагогики как науки является разработка теоретических, методологических
основ воспитательных процессов, отражающих взаимодействие социальных систем и отдельного человека
в ходе его социализации и социального воспитания.
Прикладные задачи:
Культивирование в обществе гуманистических ценностей;
Содействие развитию способностей и реализации потенциала отдельного человека;
Поддержка свободного выбора человеком своего отношения к миру и к самому себе;
Внедрение в практику социально - педагогических технологий по поддержанию личности, находящейся в неблагоприятных жизненных условиях.
Слайд 6Основные функции социальной педагогики
Теоретико-преобразовательная – обобщение, анализ и синтез научных
знаний в области социально – педагогической деятельности.
Гуманистическо-прикладная – разработка социально
– педагогических технологий поддержки развития личности, выявление условий и способов самореализации жизненного сценария человека, повышение уровня педагогической компетентности в обществе.
Слайд 73. Понятие, сущность, этапы, факторы и составляющие процесса социализации
Слайд 8Понятие социализации
Существуют два подхода к социализации, расходящихся между собой в
понимании роли самого человека в процессе социализации
Первый подход (субъект
– объектный) предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой.
Социализация – формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально положительного поведения.
Слайд 9Второй подход (субъект – субъектный) исходит из того, что человек
активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к
обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого.
Социализация - развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Слайд 10Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек
формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
В
процессе социализации человек:
усваивает социальные нормы, социальную действительность;
овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения;
получает возможность функционировать в качестве полноправного члена общества.
Слайд 11Этапы социализации
Социализация в каждый возрастной период жизни человека имеет свои
специфические особенности:
Детские и юношеские годы – интенсивность. Содержание и виды
деятельности меняются в сторону усложнения, что способствует развитию и формированию у детей качеств, необходимых для их успешной адаптации в постоянно обновляющемся мире.
Слайд 12Семья – развивает адаптивные способности к жизни.
Детские дошкольные учреждения –
развивают речь, коммуникативные способности, навыки жить в коллективе; осуществляют подготовку
к школе.
Школа –осуществляет планомерное, поэтапное расширение знаний; формирует умения и навыки использования полученных знаний на практике; осуществляет трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников.
Учреждения дополнительного образования – способствуют развитию у ребенка адаптивных способностей посредством удовлетворения его индивидуальных запросов и интересов.
Слайд 13В подростковом и юношеском возрасте –стремление получить определенный социальный статус;
влияние средств массовой информации, молодежной субкультуры, неформального общения. В зрелом
возрасте социализация осуществляется с одной стороны, на основе уже сформировавшегося жизненного опыта, а с другой – на фоне изменяющихся производственных и общественных отношений. Появляется потребность в ресоциализации.
На этапе старости - пассивность. Резкое понижение социального статуса, сокращение набора социальных ролей, потеря здоровья.
Слайд 14В социализации как процессе выделяют две фазы:
социальную адаптацию, которая означает
приспособление индивида к реально существующим нормам, социальным группам и социальным
организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды жизнедеятельности:
интеграцию (или интериоризацию), предполагающую осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир индивида, что побуждает к корректировке своих действий и преобразованию реальной действительности.
Слайд 15Факторы социализации
Более или менее изученные условия или факторы социализации условно
можно объединить в четыре группы.
Первая – мегафакторы – космос, планета,
мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
Третья – мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);
Четвертая – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, микросоциум.
Слайд 164. Агенты, средства, механизмы социализации
Слайд 17 Агенты социализации - люди в непосредственном взаимодействии, с которыми
протекает жизнь человека. По своей роли в социализации агенты различаются
в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Слайд 18
Средства социализации
Методы вскармливания младенцев и уход за ними, закладывают основу
формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям,
развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни: общении, познании, деятельности. В их ходе формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.
Слайд 19Механизмы социализации
Психологические
Социально-педагогические
К психологическим механизмам можно отнести следующие:
Импринтинг (запечатление) –
фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на
него жизненно важных объектов.
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу.
Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.
Слайд 20К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.
1. Традиционный механизм
социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов,
которые характерны для его семьи и ближайшего окружения
2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями
3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.
4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами.
5. Рефлексивный механизм. Осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.
Слайд 21Составляющие процесса социализации
В целом процесс социализации условно можно представить
как совокупность четырех составляющих
стихийной социализации человека во взаимодействии и
под влиянием объективных обстоятельств жизни общества
относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач
относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека
самоизменения человека, имеющего просоциальный, социальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения)
Слайд 225.Человек в процессе социализации
Слайд 23Субъектом социализации человек становится объективно, на протяжении всей жизни на
каждом возрастном этапе перед ним встают задачи для решения которых
он "более или менее осознано, а чаще неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектность и субъективность.
Слайд 24В определенной мере условно были выделены три группы задач, решаемых
человеком на каждом возрастном этапе или этапе социализации:
1. Естественно-культурные
задачи – достижение определенного я.
2. Социально-культурные задачи – познавательные, морально - нравственные, ценностно-смысловые
3. Социально-психологические задачи – это становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация, самоутверждение
Слайд 25Самосознание личности можно рассматривать как достижение ею в каждом возрасте
определенной меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определенного уровня
самоуважения и меры самопринятия.
Самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни.
Самореализация предполагает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сфёрах жизнедеятельности (или) взаимоотношений.
Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом и (или) процессом самореализации.
Слайд 26Человек как жертва процесса социализации
Человек не только объект и
субъект социализации. Он может стать ее жертвой. Это связано с
тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.
Конформист - человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему.
Диссидент - человек, не адаптированный в обществе, становится жертвой социализации –правонарушителем, или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.
Слайд 27Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются:
инвалиды,
люди с психосоматическими
дефектами и отклонениями,
сироты и все дети, находящиеся на попечении общества
и (или) государства,
люди с с акцентуациями характера,
мигранты,
дети, растущие в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнями.