Слайд 1ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Слайд 2.
Психология (psyche - душа, logos — учение, наука) изучает этот
мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых самим человеком
или неосознаваемых им. Это наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общности людей.
Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек.
В таком случае психология – наука о закономерностях возникновения, формирования, развития и функционирования психики людей в различных условиях и на различных этапах жизни и деятельности.
Слайд 3-
Этапы развития психологии
1-й этап. Первые представления о психике носили анимистический
характер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития
явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
2-й этап. В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р. Декарт считал, что животные не обладают душой, и их поведение является рефлексомна воздействия извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни.
Д. Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бычерез органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведеныдо первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
3-й этап. Большую роль в выделении психологии как самостоятельнойотрасли знаний сыграли разработка метода условных рефлексов вфизиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX в. американский психолог Д. Уотсон и заявил, что психология должна оказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
4-й этап (современный). Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.
Слайд 6
Личность - это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими
особенностями.
Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его
потребностей и интересов.
Поведение - внешние проявления психической деятельности. сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды.
Слайд 7.
Психология - одна из самых сложных наук, т.к. носителем
психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям
деятельности организм и механизм. Да и сами психологические явления очень многогранны, а большинство законов психики до сих пор не изучено.
"Мы еще толком не знаем даже, почему человек
смеется, лишь человек, и никто другой".
Паруйр Севак
Труднейшая задача в наши дни заключается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы своего собственного поведения и научиться им управлять".
Ф. Бич
Слайд 9Общая психология изучает содержание, особенности и общие закономерности функционирования психики
и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.
Слайд 13
Психика- это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность
отражать воздействия предметов и явлений
реального мира.
Сознание человека -. это
высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. продукт общественно-исторического развития, результат труда (Труд — это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования. Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми.) СОЗНАНИЕ развивается только в социальных контактах!
ДЛЯ СОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРНО: 1. Рефлексивная способность (познание психических процессов и самого себя). 2.Мысленное представление и воображение действительности. 3. Тесная связь с речью (сознательное отражение всегда словесно – понятийно означено). 4.Наличие интеллектуальных схем (правила, понятия, логические операции). 5. Способность к коммуникации.
Слайд 16Мир психических явлений –
это совокупность всех явлений и процессов,
которые
отражают основное содержание психики человека и которые
изучает психология как специфическая
отрасль знаний.
Слайд 17Мир психических явлений –
это совокупность всех явлений и процессов,
которые
отражают основное содержание психики человека и которые
изучает психология как специфическая
отрасль знаний.
Слайд 18Психические процессы- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание
человеком воздействий окружающей действительности.
Психические процессы делятся на:
Познавательны,е связанные
с восприятием и переработкой информации. (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь),
Эмоциональные. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.
и волевые. которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.
Слайд 19
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности
личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный
для данного
человека.
К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер и способности.
Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Слайд 20Психические состояния- это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики
человека, характерный для него в каждый данный момент времени. характеризуют
состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью
Психическое состояние является фоном всей нашей жизнедеятельности, определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение человека, его деятельность и даже функционирование организма
Психические состояния:
функциональные (интеллектуально-познавательные, эмоциональные и волевые);
общие (мобилизованности, готовности, апатии, неуверенности и т. п.);
измененные (расширенное, трансовое, психоделическое и т. п.).
Слайд 23
Психические образования- это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком
жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание
знаний, навыков и умений.
Индивидуальный опыт: Знания Навыки Умения Привычки
Слайд 25Специальная методология психологической науки исходит из того,
что:
1. Психика - свойство
высокоорганизованной материи, функция головного
мозга.
2. Сущность психики состоит в отражении воздействий
предметов и
явлений окружающей действительности.
3. Сознание - высший этап развития психики.
4. Психика, сознание социально обусловлены.
Слайд 27
Психическое отражение действительности имеет свои особенности:
Во-первых, это не мертвое, зеркальное,
одноактное отражение, о
процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий
и преодолевающий свои
противоречия.
Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека.
Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с
одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к
ней, а с другой - регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание
деятельности и поведения.
Последние не могут не опосредоваться психикой, т.к. именно человек
с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой
цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения
ее результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой
проявления психики.
Осознание человеком своего места в окружающем мире.
Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.
С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает
себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально- психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.
Слайд 28Историческое развитие психики и сознания
Развитие сенсорных процессов животных.
На начальном
этапах развития психики животных осуществляется:
- совершенствование их двигательного аппарата;
- постепенно
развивается их способность дифференцированно отвечать
на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
- одновременно развиваются органы рецепции - обоняния, зрения,
слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать
внешние раздражения.
Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:
- у животных появляется сложная нервная система;
-- у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
- совершенствуются центральные отделы нервной системы животных,
позволяющие образовывать связи между анализаторами;
- появляется предметно-образное отражение действительности;
появляются эмоции животных
Слайд 29 Иерархическая. Развитие интеллектуальных действий животных.
На этом этапе у
животных:
- появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на
пути достижения цели;
- интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
- интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующего положения в их поведении;
изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.
Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
На этом этапе в процессе труда у человека:
- руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая
человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
появляется способность к мышлению;
- появляется потребность к общению с другими людьми;
- появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
- отражательная деятельность начинает носить сознательный характер
Слайд 30Развитие сознания человека.
На этом этапе у человека:
- появляется способность
познавать общее и особенное в окружающей
действительности;
- появляется способность определенным образом
относиться к окружающей
действительности;
появляется способность заниматься творчеством.
Развитие самосознания человека.
На этом этапе у человека появляются
способности:
- познания себя путем познания других;
- самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
- самоконтроля и самовоспитания.
Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.