Слайд 1ПРЕИМУЩЕСТВА при осуществлении закупок, предоставляемые УЧАСТНИКАМ ЗАКУПОК
в соответствии со
статьями 28 – 30 Закона № 44-ФЗ
Статья 27. Закона №
44-ФЗ
Участие в определении поставщиков
(подрядчиков, исполнителей)
Часть 4. Преимущества в соответствии со статьями 28 – 30 предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной
системы (ст. 28)
2) организациям инвалидов (ст. 29)
3) субъектам малого предпринимательства (ст. 30)
4) социально ориентированным некоммерческим
организациями (ст. 30)
Слайд 3Пример*
При закупке товара заказчик в извещении о проведении запроса котировок
установил преимущество для учреждений и предприятий УИС в размере 15%
от цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта равна 400 тыс. руб.
Победителем запроса котировок признано предприятие УИС.
Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 тыс. руб.
Эта цена с учетом преимущества превышает начальную (максимальную) цену – 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%).
Следовательно, контракт будет заключен по цене, равной начальной (максимальной) цене контракта, - 400 тыс. руб.
Слайд 4Пример**
При закупке товара заказчик в извещении о проведении запроса котировок
установил преимущество для организаций инвалидов в размере 15% от цены
контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта равна 500 тыс. руб.
Победителем аукциона признана организация инвалидов.
Цена контракта, предложенная победителем в заявке, составляет 370 тыс. руб.
Эта цена с учетом преимущества не превышает начальную (максимальную) цену – 425,5 тыс. руб. (370 тыс. руб. + 15%).
Следовательно, контракт будет заключен по цене, полученной при увеличении на 15% цены, предложенной победителем аукциона 425,5 тыс. руб.
Слайд 6ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ *
от 14 июля 2014 г. N 649
О
порядке предоставления учреждениям и предприятиям УИС преимуществ в отношении предлагаемой
ими цены контракта
Слайд 7ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ**
от 15 апреля 2014 г. N 341
О предоставлении
преимуществ ОИ при определении поставщика (…) в отношении предлагаемой ими
цены контракта
Слайд 8КАК РАССЧИТАТЬ ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК***
у СМП и СОНКО
ч.1.1 ст.30 Закона
№ 44-ФЗ
В то же время заказчик вправе установить преимущества
для СМП
и СОНКО, когда закупает:
продукцию для обороны страны и безопасности государства;
товары, работы, услуги закрытым способом;
работы в области использования атомной энергии.
Объем данных закупок включают в годовой объем закупок
у СМП и СОНКО. Правило установлено в ч.1.2 ст.30 Закона № 44-ФЗ.
Слайд 9МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ*
ПИСЬМО
от 20 мая 2016 г. N ОГ-Д28-6919
…
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны
осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок.
…при расчетах фактических годовых объемов закупок заказчика учитываются суммы оплаты
по заключенным контрактам.
Слайд 10Рассчитали объем закупок у СМП и СОНКО
И ПОЛУЧИЛИ НОЛЬ?
ЗНАЧИТ
проводить закупки у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций
НЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Такая ситуация возможна, если, например,
все контракты заказчик заключает
с единственным поставщиком.
Разъяснения специалистов Минэкономразвития России в письмах:
от 11 марта 2015 года № Д28и-643,
от 18 февраля 2015 года № Д28и-413,
от 31 декабря 2014 года № Д28И-2891*
Слайд 11МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ*
ПИСЬМО
от 31 декабря 2014 г. N Д28и-2891
…В
соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ при
определении объема закупок, предусмотренного частью 1 статьи 30, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в случае если НЕОБХОДИМЫЙ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО, рассчитанный с учетом положений части 1.1 статьи 30, СОСТАВЛЯЕТ НОЛЬ РУБЛЕЙ,
ЗАКАЗЧИК НЕ ОБЯЗАН осуществлять закупки у СМП и СОНКО.
Слайд 14Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации», ст. 33*
Общественные объединения, созданные и действующие в
целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. …
Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
На организации, которые созданы ОООИ, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%,
а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда –
не менее чем 25%,
распространяется действие Федерального закона от 24.07.2007
N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства
в РФ" при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным ФЗ, за исключением п.1 ч.1 ст.4 указанного Федерального закона.
Слайд 16 Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2000 г. N
89*
Базы материально-технического и военного снабжения…
Центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия…
Автомобильные
и железнодорожные хозяйства…
Санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей…
Подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации
Предприятия, осуществляющие лесоводство и лесозаготовки, производство сельскохозяйственной продукции, производство пищевых продуктов и оборудования для их изготовления, швейное производство, производство обуви, обработку древесины и производство изделий из дерева, строительство, производство, ремонт и техническое обслуживание медоборудования и аппаратуры, торговлю…
Следственные изоляторы…
Слайд 17ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О
развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (1)
К субъектам малого
предпринимательства относятся:
1. К субъектам малого …относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи,
хозяйственные общества,
хозяйственные партнерства,
производственные кооперативы,
сельскохозяйственные потребительские кооперативы,
крестьянские (фермерские) хозяйства
индивидуальные предприниматели.
Слайд 18ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ**
«О развитии
малого и среднего предпринимательства в РФ» (2)
1.1. В целях отнесения
хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к СМП … должны выполняться следующие условия:
1) Для хоз.обществ, хоз.партнерств хотя бы одно из требований:
а) суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, МО, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%,
а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся СМП и ССП, не превышает 49%.
Ограничение в отношении суммарной доли участия ино. юр. лиц и (или) юр.лиц, не являющихся СМП и ССП, не распространяется
на ООО, соответствующие требованиям, указанным в пп."в"-"д" настоящего пункта;
Слайд 19ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (3)
б) акции
акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
Слайд 20ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (4)
г) хозяйственные
общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с ФЗ от 28.09.2010 № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";
д) учредителями (участниками) ХЗ, ХП являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных ФЗ от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". ЮЛ включаются в данный перечень …,
Слайд 21ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (5)
ЮЛ являются
государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
ЮЛ созданы в соответствии с ФЗ от 27.07.2010 № 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год ХО, ХП, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории СМП …:
б) до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
Слайд 22ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (6)
3) доход
хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории СМП... .
за предшествующий календарный год не должны превышать 800 млн. руб. (ПП РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории СМП и ССП»).
Слайд 23ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ **
«О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (6)
СТАТЬЯ 4.1.
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
1. Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего ФЗ, ВНОСЯТСЯ В ЕДИНЫЙ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО и среднего ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА в соответствии с настоящей статьей.
2. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
…
Слайд 24Статья 30. Участие СМП, СОНКО в закупках***
2. Действие … статьи
распространяется на СОНКО (за исключением СОНКО, учредителями которых являются РФ,
субъекты РФ или МО), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные п.1 статьи 31.1 ФЗ от 12.01.1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
… СОНКО при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности:
1) социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
Слайд 256) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе
гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по
защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
Слайд 2612) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания
граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных
воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий
Слайд 29Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466*
Об утверждении типовых
условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из
числа СМП, СОНКО
1. контрагент заказчика должен привлечь субподрядчиков или соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме не менее 5% от цены контракта
2. поставщик, подрядчик, исполнитель обязаны предоставлять заказчику ряд документов, среди которых:
декларация о том, что привлеченное лицо является СМП или СОНКО - направить заказчику в течение 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем;
копия документа о приемке у СМП, СОНКО результатов исполнения договора – предоставить заказчику в течение 10 рабочих дней со дня оплаты исполнителем контракта Т,Р,У.
3. срок, в который исполнитель контракта обязан оплачивать Т,Р,У – в течение 30 дней с даты подписания исполнителем документа о приемке.
Слайд 30Минэкономразвития РФ
Письмо
от 13 мая 2015 года № Д28и-1341
…исполнитель по контракту,
который является СМП и СОНО, вправе не привлекать субподрядчиков (соисполнителей)
из числа СМП и СОНО.
Заказчик в таком случае при составлении отчета указывает в нем объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта.
Слайд 32ПИСЬМО Минэконом развития РФ № 7158-ЕЕ/Д28
и ФАС № АЦ/13590/14 от
4 апреля 2014 года
О ПОЗИЦИИ МЭР РФ и ФАС по
вопросу применения к отношениям, связанным с осуществлением закупки у СМП и СОНКО (1 слайд)
Порядок подачи заявок на участие в соответствующем открытом конкурсе, эл. аукционе, запросе котировок, запросе предложений установлен соответственно ст. 51, 66, 73, 83 …, согласно которым участник закупки представляет в составе заявки информацию и документы, в том числе документы, подтверждающие право участника закупки на получение преимуществ в т.ч. в соответствии со ст. 30, или копии таких документов.
Ч.3 ст.30 … установлено, что при определении поставщиков (П,И) способами, указанными в ч.1 ст.30 …, в извещениях …устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В этом случае участники закупок обязаны ДЕКЛАРИРОВАТЬ в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО.
Таким образом, ст.30 … установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, эл. аукциона, ЗК, ЗП на получение преимуществ в соответствии со ст. 30 …, является ДЕКЛАРАЦИЯ.
Слайд 33ПИСЬМО Минэконом развития РФ № 7158-ЕЕ/Д28
и ФАС № АЦ/13590/14 от
4 апреля 2014 года
О ПОЗИЦИИ МЭР РФ и ФАС по
вопросу применения к отношениям, связанным с осуществлением закупки у СМП и СОНКО (2 слайд)
Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как СМП, СОНКО, Законом о контрактной системе НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА.
При этом, согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Слайд 36Ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.
Участие СМП, СОНКО в
закупках
ч.4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (И,П) в
порядке, установленном настоящим ФЗ, заказчик вправе отменить указанное в части 3… ограничение и осуществить закупки на общих основаниях.
При этом количество товара, объем работы или услуги, являющихся объектом закупки,
не учитываются (!) в совокупном годовом объеме закупок, указанном в части 1 настоящей статьи.
Слайд 37ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ:
преимущества учреждениям и предприятиям УИС
и организациям инвалидов
СИТУАЦИЯ: вправе ли
заказчик в одной закупке установить преимущество УЧРЕЖДЕНИЯМ, ПРЕДПРИЯТИЯМ УИС и
СМП,
СОНКО?
НЕТ. Если проводите закупку для учреждений и предприятий УИС, не устанавливайте преимущество для СМП и СОНКО – эти два ограничения противоречат друг другу.
Учреждение или предприятие УИС НЕ МОЖЕТ БЫТЬ малым предприятием или социально ориентированной некоммерческой организацией, поскольку не соответствует условиям
ч.1.1 ст.4 Закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ,
Закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ.
Вывод подтверждает:
письмо Минэкономразвития РФ от 01.03.2016 года № Д28и-522,
решение УФАС России по Челябинской области от 10.03.2016 года № 41-ВП/2016.
Слайд 38СИТУАЦИЯ: вправе ли заказчик в одной закупке установить преимущество организациям инвалидов
и СМП, СОНКО?
ДА, ВПРАВЕ. Если закупаете товары из перечня Постановления
Правительства РФ № 341, установите преимущества организациям инвалидов вместе с преимуществом
для СМП и СОНКО.
Специалисты Минэкономразвития считают, что это
не противоречит Закону № 44-ФЗ. Если заказчик проводит закупку среди СМП и СОНКО – это не основание исключать преимущества для организаций инвалидов.
Вывод подтверждают письма Минэкономразвития РФ:
п. 20 письма от 30 сентября 2014 г. № Д28и-1889,
от 27 февраля 2015 г. № Д28и-362,
от 26 июля 2016 г. № ОГ-Д28-8994.
Слайд 39СИТУАЦИЯ: вправе ли заказчик установить преимущество учреждениям и предприятиям УИС в
размере 10%?
НЕТ, нельзя.
Такого мнения придерживаются специалисты Минэкономразвития РФ: заказчик должен
предоставить преимущество для организаций инвалидов в размере 15%.
Такой вывод содержится в письме Минэкономразвития от 15.10.2014 г. № Д28и-2197.
НЕТ, нельзя.
Такого мнения придерживаются специалисты Минэкономразвития РФ: заказчик должен предоставить преимущество для организаций инвалидов в размере 15%.
Об этом сказано в письмах от 15.10.2014 г. № Д28и-2197, от 31.12.2014 г. № Д28и-2920.
СИТУАЦИЯ: вправе ли заказчик установить преимущество организациям инвалидов в размере 10%?
Слайд 40СИТУАЦИЯ: можно ли включить в объект закупки товары, которые входят и
не входят в перечень Постановления Правительства РФ № 649?
НЕТ, нельзя.
Товары, по
которым предоставляете преимущества, приобретайте отдельно от других объектов закупки.
Для этого проводите разные закупки или выделяйте товары в отдельные лоты.
Допустим, только часть товаров закупки входит в перечень
ПП РФ № 649 и заказчик предоставил преимущества учреждениям или предприятиям УИС. Это означает, что заказчик предоставил преимущества в отношении товаров, которые не включены в перечень, и нарушил ст.28 Закона № 44-ФЗ.
Подобную позицию изложили специалисты Минэкономразвития РФ в пп. 18–19 приложения к письму от 30.09.2014г. № Д28и-1889 и в п. 2 письма от 19.08.2014 г. № Д28и-1616.
Разъяснения касаются преимуществ для организаций инвалидов. Однако льготы для организаций УИС идентичны.
Слайд 41Письмо МЭР РФ от 19.08.2014 г. N Д28и-1616
…в целях надлежащей
реализации ст. 29 Закона N 44-ФЗ … заказчики обязаны формировать
объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Участие учреждений и предприятий УИС, ОИ
в закупках (ст. 28 и ст. 29)
Слайд 42Письмо МЭР РФ от 30.09.2014 г. N Д28и-1889
Вопросы
Должен ли заказчик
предоставлять преимущества организациям инвалидов в случае проведения электронного аукциона на
поставку товаров, где только часть товаров включена в перечень товаров, установленных Правительством РФ (например, поставка хозяйственных товаров)?
Как проводить закупку (многопозиционный лот), если часть товаров, работ, услуг включена в перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, а часть товаров, работ, услуг
не включена в указанный перечень?
Слайд 43Письмо МЭР РФ от 30.09.2014 г. N Д28и-1889 Ответ
Очевидно, что
для реализации порядка предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект
закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень. В противном случае предоставлялись бы преимущества организациям инвалидов в отношении товаров, не включенных в Перечень, что статье 29 Закона № 44-ФЗ
не соответствует.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, в случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещения об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Вместе с тем, в целях надлежащей реализации статьи 29 Закона № 44-ФЗ и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта.
В случае если заказчик включил в объект закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (часть 2 статьи 8 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 44В КАКОМ РАЗМЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО?
НАПРИМЕР, в закупке победило учреждение
или
предприятие УИС.
Чтобы предоставить преимущество, увеличьте цену, которую предложил победитель,
в пределах 15 процентов.
При этом цена, которую вы получили, не должна превышать НМЦК.
Порядок, в котором заказчик предоставляет преимущество, утвержден Постановлением Правительства РФ № 649.
Такой вывод сделали специалисты Минэкономразвития РФ
в письме от 15 октября 2014 года № Д28и-2197.
НАПРИМЕР, в закупке победила
организация инвалидов.
Заказчик увеличил цену победителя на 15 процентов и получил стоимость, которая больше НМЦК.
Тогда стороны заключают контракт по НМЦК.
Порядок, в котором заказчик предоставляет преимущество, утвержден Постановлением Правительства РФ № 341.
Слайд 45КАК ПРЕДПРИЯТИЮ УИС ПОЛУЧИТЬ ПРЕИМУЩЕСТВО?
Чтобы получить преимущество, учреждение или предприятие
УИС должно приложить к заявке требование о предоставлении преимуществ.
Требование
составляют в произвольной форме.
Заказчик в документации и извещении о закупке прописывает условие, что участник должен представить требование о преимуществе. Об этом сказано в пункте 2 Постановления Правительства РФ № 649.
КРОМЕ ТОГО, учреждение или предприятие УИС вправе претендовать на статус единственного поставщика,
если производит продукцию из перечня Постановления Правительства РФ от 26.12.2013г. № 1292
(п.11 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 46КАК ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО УЧАСТНИК –
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ?
Чтобы получить преимущество, участник
прикладывает к заявке информацию о том, что принадлежит к организациям
инвалидов и отвечает ч.2 ст.29 Закона № 44-ФЗ.
Для этого участник оформляет декларацию в произвольной форме. При этом заказчик не вправе требовать от участника другие документы, которые подтвердят право на преференции.
Вывод подтверждают письма:
Минэкономразвития РФ от 29.01.2015г. № Д28и-192,
от 21.11.2014г. № Д28и-2581,
ФАС России от 19.09.2014г. № АЦ/37971/14.
В извещении и документации о закупке установите, что участник должен подтвердить отношение к организациям инвалидов.
Кроме того, если организация инвалидов победит, ее представитель подает заказчику требование предоставить ценовое преимущество.
Требование победитель составляет в произвольной форме
(п.4 Правил, утвержденных ПП РФ № 341).
Слайд 47С КЕМ ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ, ЕСЛИ ПОБЕДИТЕЛЬ УКЛОНИЛСЯ ОТ СДЕЛКИ (УИС)?
Уклонился победитель
конкурса или запроса предложений. Предоставьте преимущество участнику под вторым номером,
если второй номер – учреждение или предприятие УИС.
Уклонился победитель аукциона или запроса котировок. Предоставьте преимущество участнику, который предложил:
такую же цену, как победитель;
условия исполнения контракта, следующие после победителя, если участник – учреждение или предприятие УИС.
(пункты 3, 4 Постановления Правительства РФ № 649)
НАПРИМЕР, заказчик проводил электронный аукцион и победитель отказался заключать контракт.
Другой участник – учреждение УИС – предложил такую же цену контракта, что и победитель.
Заказчик заключил контракт с УИС.
Цена контракта – предложение учреждения УИС, которое увеличили на 15%, но не выше НМЦК.
Слайд 48С КЕМ ЗАКЛЮЧИТЬ КОНТРАКТ, ЕСЛИ ПОБЕДИТЕЛЬ УКЛОНИЛСЯ ОТ СДЕЛКИ (ОРГ. ИНВ.)?
Уклонился
победитель конкурса или запроса предложений. Предоставьте преимущество участнику под вторым
номером. При этом убедитесь, что второй участник соответствует критериям организации инвалидов и представил декларацию и требование.
Уклонился победитель аукциона или запроса котировок. Предоставьте преимущество участнику, который предложил:
такую же цену, как победитель;
условия исполнения контракта, следующие после победителя.
При этом убедитесь, что участник соответствует критериям организации инвалидов и представил декларацию и требование.
(пункты 6, 7 Правил, которые утвердило Правительство РФ в Постановлении № 341)
Слайд 49СИТУАЦИЯ: нарушил ли заказчик закон, если объем закупок
у СМП составил
15%, у СОНКО – 0%?
НЕТ, не нарушил.
Заказчик отражает закупки
у СМП и СОНО в отчете. При этом формой отчета не предусмотрен раздельный учет закупок у СМП и СОНКО. В графе 7 раздела II отчета заказчик указывает ОБЩУЮ СТОИМОСТЬ ЗАКУПОК у малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих предприятий (постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238).
Перечня товаров, работ или услуг, которые заказчик закупает у СМП и СОНКО, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки.
Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15.01.201 г. № Д28и-79.
По итогам года заказчик составляет и размещает в ЕИС отчет
об объеме закупок у СМП и СОНКО.
Слайд 50СИТУАЦИЯ: нужно ли проводить закупки у СМП и СОНКО,
если все
товары, работы, услуги заказчик закупает
у единственного поставщика?
НЕТ, не нужно.
Заказчик обязан
закупать продукцию у СМП и СОНКО в объеме не менее 15% от СГОЗ. При этом СГОЗ рассчитывают по правилам части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ: в частности, закупки у единственного поставщика из СГОЗ вычитают.
Если все закупки заказчик проводит у единственного поставщика, СГОЗ и объем закупок среди СМП и СОНКО составят ноль.
Следовательно, закупать продукцию у СМП и СОНКО заказчик не обязан. Вывод подтверждают специалисты Минэкономразвития РФ в письме от 15.10.2014г. № Д28и-2043.
Слайд 51КАК ВЫПОЛНИТЬ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО?
Вариант 1. Заказчик
проводит закупки только среди СМП и СОНКО конкурентным способом. При
этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб. (п.1 ч.1 ст.30 Закона № 44-ФЗ):
1. Установите в извещении, что проводите закупки только среди СМП и СОНКО – ограничение для остальных участников закупки (ч.3 ст.30 Закона № 44-ФЗ).
2. В проект контракта включите обязательное условие
об оплате: «Оплата в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документов о приемке». Заказчик вправе изменить срок оплаты, но только в меньшую сторону (ч.8 ст.30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития РФ от 22.05.2015 г. № Д28и-1296).
3. Установите размер обеспечения заявки в пределах 2% НМЦК. (ч.15 ст.44 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 52КАК ВЫПОЛНИТЬ ОБЪЕМ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО?
Вариант 2. Заказчик
устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель
должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
1. В проекте контракта и в самом контракте укажите условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО.
2. Установите объем, в котором победитель привлечет СМП и СОНКО. Объем рассчитайте в процентах от цены контракта. Полученная сумма попадет в годовой объем закупок у СМП и СОНО (ч.6 ст.30 Закона № 44-ФЗ, письма Минэкономразвития РФ от 10.03.2015г. № Д28и-590, от 06.04.2015г. № Д28и-837).
3. В контракте пропишите, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНКО. Кроме того, если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, вы вправе расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, но только если установили такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития РФ от 17.03.2015г. № Д28и-747).
4. Чтобы составить контракт, используйте типовые условия, утвержденные ПП РФ от 23.12.2016г. № 1466.
Слайд 53СИТУАЦИЯ: в закупке по варианту 2 победил СМП или СОНКО.
Нужно ли в контракте условие о том, что победитель должен
привлечь субподрядчиков из СМП и СОНКО?
Законодательство этот вопрос не регулирует.
Специалисты Минэкономразвития считают, что малый бизнес сохраняет обязанность привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО в объеме, который установлен контрактом. Такая позиция представлена в письме от 1 декабря 2015 г. № ОГ-Д28-15247.
На это письмо ссылается УФАС России по Курганской области в решении от 10.08.2016 года № 05-02/139-16. Контролеры также посчитали, что победитель закупки – субъект малого предпринимательства – обязан привлечь субподрядчиков из СМП, СОНКО.
Однако остается вероятность, что возникнут споры. Ранее в Минэкономразвития РФ высказывали противоположное мнение: победители из числа СМП, СОНКО привлекать к контракту другие СМП, СОНКО не должны – например, письмо от 17.09.2015г. № Д28и-2812.
Слайд 54СИТУАЦИЯ: Должен ли контрагент подтвердить, что привлек субподрядчиков, соисполнителей из СМП
и СОНКО?
Закон № 44-ФЗ не требует, чтобы контрагент подтверждал, что привлек
субподрядчиков, соисполнителей из СМП и СОНКО.
НО! Заказчик должен проконтролировать, что поставщик исполнил обязанность по контракту и привлек СМП и СОНКО
(ч.2 ст.101 Закона № 44-ФЗ).
Чтобы проконтролировать, исполнил ли контрагент обязанности по контракту, в соответствии с типовыми условиями
из ПП РФ от 23.12.2016 № 1466, укажите в контракте:
«Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан в срок не более пяти рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к СМП, СОНКО, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) СМП, СОНКО и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
Слайд 55ПРИМЕРЫ РАСЧЕТОВ ГОДОВОГО ОБЪЕМА ЗАКУПОК У СМП И СОНКО
РАСЧЕТ МИНИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА
ЗАКУПОК У СМП И СОНКО
СГОЗ заказчика за год составил 3 млн руб.
За год заказчик
заключил контракты:
– с единственным поставщиком – на 1 млн руб.;
– на предоставление кредита – на 500 000 руб.;
– на работы в области исп. атомной энергии – на 1 млн руб.
Минимальный объем закупок у СМП и СОНКО – 75 000 руб. (3 млн руб. – 1 млн руб. – 1 млн руб. – 500 000 руб.) х 15%
Фактический объем закупок у СМП и СОНКО определяйте
по цене контракта, который заключили, а не по НМЦК.
В объем закупок для СМП и СОНКО включайте сумму, которую оплатите по контрактам с СМП или СОНКО
(подп. «д», «е» раздела II Требований, утвержденных ПП РФ от 17.03.2015г. № 238, письмо Минэкономразвития РФ от 20.05.2016г. № ОГ-Д28-6919).
Слайд 56ПЕРЕСЧЁТ НОРМЫ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО (1)
А) В текущем году учреждение
планирует заключить контракты:
на покупку легковых автомобилей – 2 млн руб.;
на покупку компьютеров
– 600 000 руб., в том числе
у единственного поставщика на сумму 80 000 руб.;
на благоустройство территории – 1 млн руб.;
на текущий ремонт – 700 000 руб.;
на техническое обслуживание оргтехники, компьютеров – 800 000 руб., в том числе у единственного поставщика
на 50 000 руб.
В конце предыдущего года контрактов с исполнением в текущем году не заключали.
Слайд 57ПЕРЕСЧЁТ НОРМЫ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО (2)
Б) Контрактный управляющий
рассчитал минимальный объем закупок у СМП и СОНКО в текущем году:
(2 000 000 руб. + (600 000 руб. –
80 000 руб.) + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. +
(800 000 руб. – 50 000 руб.)) х 15% = 745 500 руб.
Компьютерную технику закупали на 520 000 руб. через открытый конкурс среди СМП и СОНКО.
Информацию о том, что в закупке вправе участвовать только СМП и СОНКО, заказчик указал в извещении и конкурсной документации.
Конкурс признали несостоявшимся, поскольку только один участник подал заявку.
Заявка соответствовала требованиям документации. КУ направил обращение в ФАС России, чтобы согласовать контракт с ед.поставщиком. Через 10 рабочих дней вопрос согласовали и контракт заключили.
Слайд 58ПЕРЕСЧЁТ НОРМЫ ЗАКУПОК У СМП И СОНКО (3)
В) Так как
контракт заключили с единственным поставщиком, контрактный управляющий пересчитал годовой объем закупок
у СМП и СОНКО – исключил из расчета закупку
на сумму 520 000 руб.:
(2 000 000 руб. – 80 000 руб. – 520 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. – 50 000 руб.)) х 15% = 577 500 руб.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, годовой объем закупок у СМП и СОНКО на текущий год изменился и составил 577 500 РУБ.
Слайд 59КАК ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО УЧАСТНИК – СМП ИЛИ СОНКО? (1)
В извещении
и документации о закупке установите требование, что участник обязан декларировать
принадлежность к СМП или СОНКО. Для этого претендент на контракт составляет декларацию, которую прикладывает к заявке.
При этом в Законе № 44-ФЗ нет требований к тому, как оформить декларации. Поэтому участник составляет документ в произвольной форме или использует образец, который заказчик привел в документации о закупке.
Правило декларировать принадлежность к СМП и СОНКО прописано в ч.3 ст.30 Закона № 44-ФЗ.
Электронный аукцион:
Участник указывает свой статус с помощью интерфейса электронной площадки: ставит галочку в графе, которая указывает на то, что участник – СМП или СОНКО. При этом оформлять декларацию все равно нужно. (письмо Минэкономразвития РФ от 03.10.2016 года № Д28и-2585).
Слайд 60КАК ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО УЧАСТНИК – СМП ИЛИ СОНКО? (2)
Если участник
электронного аукциона во второй части заявки
не приложит декларацию о том,
что принадлежит к СМП или СОНКО, комиссия должна отклонить предложение: заявку признают несоответствующей, если участник не предоставит документы и информацию, которые предусмотрены ч.5 ст.66 Закона № 44-ФЗ. В п.7 ч.5 ст.66 Закона № 44-ФЗ сказано,
что к аукционной заявке прикладывают декларацию
о принадлежности к СМП или СОНКО (п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 15.02.2016г. № А45-25883/2015. Судья пояснил: если заказчик установил в извещении, что участвовать в закупке вправе только СМП и СОНКО, то во вторую часть заявки участник включает декларацию. Декларацией участник подтверждает, что принадлежит к СМП или СОНКО. (требование п.7 ч.5 ст.63 Закона № 44-ФЗ).
Федеральная налоговая служба ведет Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте https://rmsp.nalog.ru.
Слайд 61ЗАКУПКА У СМП И СОНКО НЕ СОСТОЯЛАСЬ
Если закупка среди СМП
и СОНКО не состоялась, отмените ограничение и определяйте поставщика на
общих основаниях.
Не включайте в объем закупок у СМП и СОНКО закупку, которую провели на общих основаниях. В 15-процентную норму входят только те закупки, которые заказчик провел исключительно для СМП и СОНКО.
Остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников.
Это следует из:
части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ
письма Минэкономразвития РФ от 10.02.2015г. № Д28и-173.