Слайд 1Пренатальный период и кризис новорожденности
Слайд 2ДО РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА
Пренатальный период длится в
среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным
фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка.
Предзародышевая стадия длится две недели и соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.
Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития.
Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов.
Процитируем слова А. Гезеля: «Дородовая организация закладывает основы последующей жизни, но она также является конечным результатом долгого процесса развития в далеком прошлом... Новорожденный – это очень старый старик, уже прошедший большую часть своего развития».
Слайд 3 Факторы и условия нормального психического развития, а также риска для
будущего ребенка
Чем разнообразнее воздействие на ребенка на этом этапе, тем
больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Исследователи отмечают также важность регулярно организованной психологической среды, которая позволяет ребенку выделять повторяющиеся воздействия, «систематизировать» их. Ребенок, находясь в утробе, предпочтительнее и быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с «другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. Каждая волна материнских гормонов выводит внутриутробного младенца из обычного состояния: он начинает «ощущать», что произошло нечто необычное, и пытается «понять», что именно.
Слайд 4 Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается,
«сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в
зависимости от настроения матери.
С шести месяцев берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему отражению в своем поведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие – неудовольствия. Если его мать заботится о ком-то еще, он может стать заботливым существом: он «мимикрирует», воспроизводя материнские эмоции. Шестимесячный эмбрион сворачивается, переворачивается вниз головой; он умеет сосать палец, закрывает руками лицо, когда мать волнуется. Семимесячный эмбрион не просто воспринимает звуки, но отвечает на них.
Слайд 5Если мать разговаривает с будущим ребенком, у того как правило
раньше развивается речь, так как он безотчетно усваивает ряд звуковых
сочетаний.
Многие беременные женщины говорят со своим плодом, как если бы он находился в одной с ними комнате. После своего рождения он уже умеет воспринимать, а многие даже узнают услышанные прежде слова, которые запечатлелись у них в сознании, словно записанные на магнитофон.
Положительным воздействием на будущее эмоциональное развитие детей, как отмечает А. И.Захаров, обладает также музыка: негромкая, без сильных низких звуковых колебаний (вибраций), ласкающая слух матери, заставляющая «прислушиваться» к ней плод. Главное – положительное влияние на настроение матери, эмоциональный тонус, ее психическое состояние, а через это – на состояние плода.
Слайд 6Отрицательное воздействие на плод оказывают эмоциональные стрессы, испытываемые матерью.
Соответственно увеличению
околоплодной жидкости во второй половине беременности увеличивается и количество находящихся
в ней гормонов беспокойства или их биохимических последствий. Если учесть уже достаточно развитую и сверхчувствительную организацию нервной системы плода во второй половине беременности, то нет ничего странного, что плод при стрессе матери сосет палец и беспокойно ведет себя. Это заметно не только по его участившимся движениям, но и по ускоренным и усиленным сердцебиениям. Временами плод затихает, сердцебиения слабеют, развивается торможение. При продолжении стресса околоплодная жидкость к концу беременности превращается в своего рода «гормональный бульон», в котором «варится» плод. Одновременно он испытывает все больший недостаток кислорода из-за сужения сосудов под влиянием гормонов беспокойства, что осложняет доставку кислорода к нервным клеткам мозга. Длительный недостаток кислорода (гипоксия) не безразличен для нервной системы плода, вызывая характерную после рождения повышенную чувствительность к духоте, запахам, шумам, яркому свету и солнцу, легкость возникновения головокружений и обморочных состояний. Сами же гормоны беспокойства приводят к излишней подвижности, неустойчивости нервных процессов, тревожности, расстройствам настроения, эмоциональной возбудимости, нарушениям ритма сна и бодрствования.
Таким образом, длительно действующий стресс оказывает отрицательное влияние, вызывая состояние внутренней неудовлетворенности, которое и можно отнести к основополагающей характеристике общего стрессового состояния матери при беременности. Именно частое состояние внутренней неудовлетворенности является единственным фактором стресса, способствующим таким серьезным осложнениям беременности, как угроза выкидыша и преждевременной отслойки плаценты, и соответственно преждевременным родам.
Слайд 7Негативное воздействие на плод оказывает также отрицательное отношение матери к
настоящей беременности. А.И. Захаров выделяет случайного, вынужденного, преждевременного, несоответствующего по
полу, лишнего ребенка.
Случайным, то есть не ожидаемым в данное время, оказывается ребенок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семьях, где есть один или два ребенка и нет конкретного желания иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношения к уже возникшей беременности.
Вынужденный ребенок тоже появляется случайно, когда его еще не ждали, возможно, до заключения брака. Тогда факт беременности и становится обязательной, нередко вынужденной причиной брака.
Преждевременные дети в принципе желанные, но появляются раньше времени, когда родители еще не готовы психологически. Восполнять недостающие чувства к ребенку приходится по мере его роста.
Нежеланный по полу ребенок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей. К мальчику относятся как к девочке, к девочке как к мальчику.
Итак, эмоциональное неприятие детей главным образом обусловлено их нежеланностью, преждевременностью беременности и несоответствием пола ожиданиям родителей. Исследования показывают, что эти дети более уязвимы в своем развитии.
Слайд 8КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Сущность и значение кризиса новорожденности были подробно описаны Д.
Б. Элькониным. Он считал, что само рождение — это кризис,
ибо родившийся ребенок попадает в совершенно новые условия своего существования. Психоаналитики рождение называли травмой и считали, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.
Слайд 9Крик новорожденного — это его первый вздох, здесь еще нет
никакой психической жизни. Переход от внутри утробной жизни к вне
утробной — прежде всего перестройка всех физиологических механизмов ребенка. Он попадает в более холодную и светлую среду, переходит на новую форму питания и кислородного обмена. Происходящее требует периода приспособления. Признаком этого приспособления является потеря ребенком в весе в первые дни после рождения. После первого вздоха аппарат дыхания ребенка начинает работать автоматически. Несколько хуже обстоит дело с механизмом приспособления к холоду. Единственный механизм, который работает, — принятие «внутриутробной» позы, если ребенка распеленать, т. е. не что иное, как уменьшение площади теплоотдачи. Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это незрелость не только высших регуляторных, но и многих нижележащих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации.
Слайд 10Для психологии вопрос сущности незрелости новорожденного имеет принципиальное значение. Детеныш
примата рождается с полным набором видовых форм поведения. Ребенок на
момент рождения вооружен определенным количеством безусловных рефлексов - это цеплятельный рефлекс, рефлекс отталкивания и др. Однако у ребенка, в отличие от детенышей животных, имеющиеся безусловные рефлексы не обеспечивают появления человеческих форм поведения, в то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяет сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования .
Слайд 11Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно
наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных
на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле).
Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития, они только обеспечивают выживание ребенка
Слайд 12Безусловные рефлексы не закрепятся в поведении, они отомрут, поскольку все
формы поведения человека складываются прижизненно. Отмирание инстинкта П. Я. Гальперин
считал важным психологическим последствием онтогенеза. Он подчеркивал, что в ходе антропогенеза между человеком и его природной средой вклинивается система общественных отношений (приемы общественного воздействия, идеология) и благодаря этому происходит систематическое торможение инстинктивного отношения к предметам, удовлетворяющим потребности. В результате возникает новая структура поведения: потребности теряют свой биологический характер и становятся органическими; предметы, удовлетворяющие потребность, перестают быть условными раздражителями. То, что будет предметом, удовлетворяющим потребность, зависит от воспитания в своей среде. Органические потребности не предопределяют ни объекта, ни формы поведения, в то время как биологические потребности предопределяют тип жизни. Органические потребности не предопределяют его, все зависит от воспитания, то, как потребность удовлетворяется, диктуется способами, выработанными в обществе. Для понимания природы человека, утверждал П. Я. Гальперин, важно, что у ребенка нет биологической предопределенности поведения
Слайд 13Как указывал Д. Б. Эльконин , в период новорожденности ребенка
вообще нельзя рассматривать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не
обладает никакими способами взаимодействия со взрослым. Д. Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденноcти остается спорным. Существуют три точки зрения:
1. Согласно рефлексологической точке зрения, этот период кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов со всех основных анализаторов (конец 1-го — начало 2-го месяца).
2. Физиологическая точка зрения базируется на предположении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой.
3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы намека на его взаимодействие со взрослым (1,6 — 2,0 месяца).
Слайд 14Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, которые
для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по
отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается появление у ребенка улыбки при виде человеческого лица.
Единство со взрослым представляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о не комфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженства» — он улыбается. Улыбка составляет центр комплекса оживления. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении, он откликается эмоционально. Дети, отстающие в, развитии, прежде всего, отстают именно в появлении комплекса оживления. Комплекс оживления как первый специфический поведенческий акт ребенка становится определяющим для всего последующего его психического развития
Слайд 15Комплекс оживления — первый акт общения ребенка со взрослым. И
лишь затем (к 4 месяцам) у младенца возникает реакция на
Новое. Она выступает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.
Комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки, есть выражение появившейся потребности в общении со взрослым — первой социальной потребности ребенка. Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством
Слайд 16Практически все отечественные психологи сходятся на том, что улыбка на
лице ребенке является концом кризиса новорожденности. С этого момента у
него начинается индивидуальная психическая жизнь (1,6 — 2,0 месяца). Дальнейшее психическое развитие ребенка есть прежде всего развитие средств его общения со взрослыми .