Слайд 1Преобразования в образовании.
Инклюзивное образование.
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2		Основной задачей современного мира и общества является формирование «нового человека».
                                                            
                                    
Это неизбежно предполагает необходимость значительных преобразований в национальных системах образования,
                                    изменение ориентации целей образования, обозначение иных образовательных результатов и образовательных эффектов. Примером таких преобразований является стремительное вхождение и закрепление практики инклюзивного образования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3		Инклюзивное образование как образование «для всех» подразумевает обеспечение доступности, приспособление
                                                            
                                    
образовательной системы и каждого учреждения образования к разнообразию особенностей и
                                    специфике образовательных потребностей каждого ребёнка, в том числе и детей с особенностями психофизического развития. Таким образом, речь идёт о создании наименее ограничивающего, наиболее развивающего «комфортного» для всех образовательного пространства (психологического, физического, педагогического) каждого учреждения образования. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4		Отношение к лицам с особенностями развития в ходе исторической эволюции
                                                            
                                    человеческого общества было неоднозначным и «прошло сложный многовековой путь от
                                    нетерпимости к проявлению недостатка, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физическое или психическое нарушение. 		
Исторические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5	Российский учёный Н. Н. Малофеев выделяет пять периодов эволюции отношения
                                                            
                                    
общества к людям с нарушениями развития.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Первый период — «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости
                                                            
                                    
заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX—VIII века до
                                    нашей эры —XII век, Россия: 996—1715 годы).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Второй период — «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями
                                                            
                                    
в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из
                                    них» (начало XII — конец XVIII веков, Россия: 1715—1807 годы).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Третий период — «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения
                                                            
                                    
трёх категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец
                                    XVII — начало XX века, Россия: 1807—1930 годы).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Четвёртый период — «от осознания необходимости обучения части аномальных детей
                                                            
                                    
к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX века —
                                    70-е годы XX века, Россия: 1930—1991 годы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Пятый период — «от изоляции к интеграции» (1971—1975 годы —
                                                            
                                    
по настоящее время, Россия 1991 — по настоящее время).
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11	Основные этапы становления национальных систем специального образования
Третий период эволюции отношения
                                                            
                                    
общества к людям с нарушениями в развитии считается временем начала
                                    становления систем специального образования на территории России, а затем и Советского Союза (1806—1930). В это время создаётся сеть специальных образовательных учреждений трёх видов (для незрячих, неслышащих и детей с интеллектуальной недостаточностью), а после революции 1917 года система специального образования впервые становится частью государственной образовательной системы. Таким образом, ведущим типом специального учреждения образования становятся школы-интернаты, в которых дети находились в полной изоляции от общества, семьи, нормально развивающихся сверстников. 
Во временном интервале четвёртого периода «отношенческой» эволюции (до 1991 года) система специального образования дифференцируется: начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР, первые экспериментальные классы для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, специальные дошкольные учреждения образования. 
Пятый период (1991 год — по настоящее время) — переход к моделям интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования: на базе массовых учреждения образования открываются специальные классы и группы, а также классы и группы интегрированного обучения и воспитания, постепенно формируется инклюзивная культура учреждений дошкольного и общего среднего образования, способная удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребёнка. Однако следует признать всё ещё имеющую место неготовность общества и педагогической общественности принять «иных» детей и людей, что в первую очередь выражается в ограниченной возможности реализации ими своих гражданских прав и свобод, в том числе и в области образования.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 12антропологический подход;
гуманистический подход;
синергетический подход;
социально ориентированный подход;
культурологический подход;
индивидуальный и потребностный подходы;
компетентностный
                                                            
                                    
подход.
В качестве основных методологических подходов в обучении и воспитании детей
                                    с ОВЗ можно назвать:
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Учреждения специального образования могут быть следующих видов: 
специальное дошкольное учреждение;
специальная
                                                            
                                    общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат; вспомогательная школа); 
центр коррекционно-развивающего обучения
                                    и реабилитации; 
иные учреждения специального образования.
	Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован: в учреждениях образования; на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях; в учреждениях социального обслуживания; в иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Специальное образование
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14		Содержание образования определяется требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных
                                                            
                                    
планов и программ с использованием различных форм организации специального образования,
                                    средств и методов обучения с учётом специфики физических и/или психических нарушений.
		Образовательный процесс носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (углублённый медицинский осмотр два раза в год, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).
	 	Срок обучения лиц с ОВЗ определяется характером, степенью выраженности физических и/или психических нарушений, возможностью освоения учебной программы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15		Модели интегрированного обучения и воспитания являются равноправными формами получения образования
                                                            
                                    детьми с ОВЗ. Право выбора учреждения образования принадлежит родителям или
                                    законным представителям детей, при этом учителя-дефектологи выполняют роль консультантов, руководствуясь интересами ребёнка.
		Интеграционные процессы в системе образования опираются на основную идею интегративной педагогики: от интеграции в школе — к интеграции в обществе. 
		В понятии «интеграция» можно выделить два аспекта: социальный и педагогический (образовательный). 
Интегрированное обучение и воспитание
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Основные нормативно-правовые документы регламентируют образование детей с ОВЗ в России
	законодательную
                                                            
                                    
основу обучения и воспитания детей с ОВЗ составляют различные международные
                                    и локальные государственные нормативные правовые документы. Основными из них являются:
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
Декларация о правах умственно-отсталых лиц (от 20 декабря 1971 г.)
Декларация о правах инвалидов(09 декабря 1975 г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов.
Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.). Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов.
Саламанкская декларация «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями»
Конвенция о правах инвалидов.
Федеральный уровень
См. памятку
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17	Н. Н. Малофеев, «никто не задумывается, что “особый” ребёнок имеет
                                                            
                                    право на полноценное проживание детства — общение со сверстниками, игры
                                    и развлечения, заботу и внимание родных, не преследующих ежеминутно коррекционные цели».
Инклюзивное образование
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18		Борьба за гражданские права, а также социальные преобразования привели к
                                                            
                                    
пониманию того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития,
                                    учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности. 	Таким образом, появился новый образовательный тезис: каждого ребёнка следует рассматривать не с позиций его невозможности что-то сделать, освоить, изучить, а с позиций того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. 
		Это повлекло за собой динамичное развитие в образовательных пространствах разных стран практик совместного обучения «обычных» и «особых» детей, т. е. включению всех детей в единое образовательное пространство — так называемое инклюзивное образование.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19	Под инклюзивным образованием понимается «создание равных возможностей для получения образования
                                                            
                                    
всеми без исключения, включение в образовательный процесс всех детей вне
                                    зависимости от происхождения, культуры, пола, нарушений развития». 
		Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, исследователи подразумевают включение в общий образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОПФР и с ограниченными возможностями здоровья. 
		Понятие «инклюзивное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что и их братья, сёстры и соседи; 
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста; 
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели; 
г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20		Инклюзивное (включающее) образование — процесс развития общего образования, который подразумевает
                                                            
                                    
доступность образования для всех в плане приспособления к различным образовательным
                                    потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 
		В России понятие «инклюзивное образование» определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21		Образовательная инклюзия — это система условий, процесс и результат удовлетворения
                                                            
                                    
индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика посредством вовлечения его в учебную,
                                    общественную, культурную жизнь класса и школы в целом. Цель инклюзивной школы — обеспечить условия для получения каждой личностью адекватного её возможностям образования и предоставить максимальные возможности для развития.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22		Инклюзивное образование рассматривается как ступенька к инклюзивному обществу и предполагает
                                                            
                                    
обучение в течение всей жизни. 
	В основу инклюзивного образования положены
                                    следующие положения: 
1) принцип равенства прав всех людей при обязательном учёте их индивидуальных особенностей и возможностей; 
2) недопустимость любого вида дискриминации, т. е. любого ограничения права на образование и участие в социальной жизни; 
3) признание права на удовлетворение особых образовательных потребностей любого ребёнка путём создания специальных условий обучения;
4) ответственность общества за создание условий, обеспечивающих социализацию каждого ребёнка; 
5) создание условий для получения образования в общеобразовательных учреждениях.
		Названные позиции позволяют говорить об инклюзивном образовании как о новом социальном и образовательном феномене, целью которого является обеспечение доступности и качественным образованием всех детей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23		Эффективность реализации принципов инклюзивного образования для детей с ОВЗ, по
                                                            
                                    
мнению ряда исследователей, детерминируется следующими содержательными и организационными подходами, способами,
                                    формами: 
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательного программа ребёнка с ОВЗ по овладению им академическими и жизненными компетенциями; 
• социальная реабилитация ребёнка с ОВЗ в учреждении образования и вне его; 
• психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка в процессе обучения и социализации; 
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребёнка с ОВЗ; 
• портфолио учащегося с ОВЗ;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24• компетентность педагога в области общего образования с элементами специального
                                                            
                                    
образования, в области социальной адаптации и реабилитации; 
• повышение квалификации
                                    педагогов учреждений образования в области инклюзивного образования; 
• программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивнного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
 • тьюторское сопровождение ребёнка с ОВЗ в процессе обучения; 
• адаптивная образовательная среда: 1) доступность классов и других помещений учреждения образования (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); 2) оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями; 3) коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации; 
• сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи; 
• ориентация воспитательной системы учреждения образования на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Методологические подходы, лежащие в основе инклюзивного образования.
Сильные и слабые стороны
                                                            
                                    
инклюзивного образования.
Понятия «болезнь», «здоровье». Общая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
                                    возможностями здоровья. 
Структура дефекта. Первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии.