Слайд 1Преобразования в образовании.
Инклюзивное образование.
Слайд 2 Основной задачей современного мира и общества является формирование «нового человека».
Это неизбежно предполагает необходимость значительных преобразований в национальных системах образования,
изменение ориентации целей образования, обозначение иных образовательных результатов и образовательных эффектов. Примером таких преобразований является стремительное вхождение и закрепление практики инклюзивного образования.
Слайд 3 Инклюзивное образование как образование «для всех» подразумевает обеспечение доступности, приспособление
образовательной системы и каждого учреждения образования к разнообразию особенностей и
специфике образовательных потребностей каждого ребёнка, в том числе и детей с особенностями психофизического развития. Таким образом, речь идёт о создании наименее ограничивающего, наиболее развивающего «комфортного» для всех образовательного пространства (психологического, физического, педагогического) каждого учреждения образования.
Слайд 4 Отношение к лицам с особенностями развития в ходе исторической эволюции
человеческого общества было неоднозначным и «прошло сложный многовековой путь от
нетерпимости к проявлению недостатка, жестокости по отношению к его носителю до сострадания, милосердия, защиты и непосредственной материальной и моральной помощи людям, имеющим физическое или психическое нарушение.
Исторические аспекты обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития
Слайд 5 Российский учёный Н. Н. Малофеев выделяет пять периодов эволюции отношения
общества к людям с нарушениями развития.
Слайд 6Первый период — «от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости
заботиться о людях с отклонениями в развитии» (IX—VIII века до
нашей эры —XII век, Россия: 996—1715 годы).
Слайд 7Второй период — «от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями
в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из
них» (начало XII — конец XVIII веков, Россия: 1715—1807 годы).
Слайд 8Третий период — «от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения
трёх категорий детей: с нарушением слуха, зрения, умственно отсталых» (конец
XVII — начало XX века, Россия: 1807—1930 годы).
Слайд 9Четвёртый период — «от осознания необходимости обучения части аномальных детей
к пониманию необходимости обучения всех детей» (начало XX века —
70-е годы XX века, Россия: 1930—1991 годы.
Слайд 10Пятый период — «от изоляции к интеграции» (1971—1975 годы —
по настоящее время, Россия 1991 — по настоящее время).
Слайд 11 Основные этапы становления национальных систем специального образования
Третий период эволюции отношения
общества к людям с нарушениями в развитии считается временем начала
становления систем специального образования на территории России, а затем и Советского Союза (1806—1930). В это время создаётся сеть специальных образовательных учреждений трёх видов (для незрячих, неслышащих и детей с интеллектуальной недостаточностью), а после революции 1917 года система специального образования впервые становится частью государственной образовательной системы. Таким образом, ведущим типом специального учреждения образования становятся школы-интернаты, в которых дети находились в полной изоляции от общества, семьи, нормально развивающихся сверстников.
Во временном интервале четвёртого периода «отношенческой» эволюции (до 1991 года) система специального образования дифференцируется: начинают открываться специальные классы для детей с ЗПР, первые экспериментальные классы для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности, специальные дошкольные учреждения образования.
Пятый период (1991 год — по настоящее время) — переход к моделям интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования: на базе массовых учреждения образования открываются специальные классы и группы, а также классы и группы интегрированного обучения и воспитания, постепенно формируется инклюзивная культура учреждений дошкольного и общего среднего образования, способная удовлетворить особые образовательные потребности каждого ребёнка. Однако следует признать всё ещё имеющую место неготовность общества и педагогической общественности принять «иных» детей и людей, что в первую очередь выражается в ограниченной возможности реализации ими своих гражданских прав и свобод, в том числе и в области образования.
Слайд 12антропологический подход;
гуманистический подход;
синергетический подход;
социально ориентированный подход;
культурологический подход;
индивидуальный и потребностный подходы;
компетентностный
подход.
В качестве основных методологических подходов в обучении и воспитании детей
с ОВЗ можно назвать:
Слайд 13Учреждения специального образования могут быть следующих видов:
специальное дошкольное учреждение;
специальная
общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат; вспомогательная школа);
центр коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации;
иные учреждения специального образования.
Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования может быть организован: в учреждениях образования; на дому; в организациях здравоохранения; в санаторно-курортных и оздоровительных организациях; в учреждениях социального обслуживания; в иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Специальное образование
Слайд 14 Содержание образования определяется требованиями образовательных стандартов специального образования, соответствующих учебных
планов и программ с использованием различных форм организации специального образования,
средств и методов обучения с учётом специфики физических и/или психических нарушений.
Образовательный процесс носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество. В школе осуществляется лечебно-восстановительный процесс (углублённый медицинский осмотр два раза в год, консультации у специалистов, выполнение лечебных рекомендаций и др.).
Срок обучения лиц с ОВЗ определяется характером, степенью выраженности физических и/или психических нарушений, возможностью освоения учебной программы.
Слайд 15 Модели интегрированного обучения и воспитания являются равноправными формами получения образования
детьми с ОВЗ. Право выбора учреждения образования принадлежит родителям или
законным представителям детей, при этом учителя-дефектологи выполняют роль консультантов, руководствуясь интересами ребёнка.
Интеграционные процессы в системе образования опираются на основную идею интегративной педагогики: от интеграции в школе — к интеграции в обществе.
В понятии «интеграция» можно выделить два аспекта: социальный и педагогический (образовательный).
Интегрированное обучение и воспитание
Слайд 16Основные нормативно-правовые документы регламентируют образование детей с ОВЗ в России
законодательную
основу обучения и воспитания детей с ОВЗ составляют различные международные
и локальные государственные нормативные правовые документы. Основными из них являются:
Международные документы
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года
Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)
Декларация о правах умственно-отсталых лиц (от 20 декабря 1971 г.)
Декларация о правах инвалидов(09 декабря 1975 г.), которая признала все гражданские и политические права инвалидов.
Стандартные Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993г.). Это основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов.
Саламанкская декларация «Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями»
Конвенция о правах инвалидов.
Федеральный уровень
См. памятку
Слайд 17 Н. Н. Малофеев, «никто не задумывается, что “особый” ребёнок имеет
право на полноценное проживание детства — общение со сверстниками, игры
и развлечения, заботу и внимание родных, не преследующих ежеминутно коррекционные цели».
Инклюзивное образование
Слайд 18 Борьба за гражданские права, а также социальные преобразования привели к
пониманию того, что каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития,
учитывающие его индивидуальные возможности и образовательные потребности. Таким образом, появился новый образовательный тезис: каждого ребёнка следует рассматривать не с позиций его невозможности что-то сделать, освоить, изучить, а с позиций того, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Это повлекло за собой динамичное развитие в образовательных пространствах разных стран практик совместного обучения «обычных» и «особых» детей, т. е. включению всех детей в единое образовательное пространство — так называемое инклюзивное образование.
Слайд 19 Под инклюзивным образованием понимается «создание равных возможностей для получения образования
всеми без исключения, включение в образовательный процесс всех детей вне
зависимости от происхождения, культуры, пола, нарушений развития».
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, исследователи подразумевают включение в общий образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОПФР и с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «инклюзивное образование» представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы, что и их братья, сёстры и соседи;
б) находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
в) имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
Слайд 20 Инклюзивное (включающее) образование — процесс развития общего образования, который подразумевает
доступность образования для всех в плане приспособления к различным образовательным
потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В России понятие «инклюзивное образование» определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»
Слайд 21 Образовательная инклюзия — это система условий, процесс и результат удовлетворения
индивидуальных образовательных потребностей каждого ученика посредством вовлечения его в учебную,
общественную, культурную жизнь класса и школы в целом. Цель инклюзивной школы — обеспечить условия для получения каждой личностью адекватного её возможностям образования и предоставить максимальные возможности для развития.
Слайд 22 Инклюзивное образование рассматривается как ступенька к инклюзивному обществу и предполагает
обучение в течение всей жизни.
В основу инклюзивного образования положены
следующие положения:
1) принцип равенства прав всех людей при обязательном учёте их индивидуальных особенностей и возможностей;
2) недопустимость любого вида дискриминации, т. е. любого ограничения права на образование и участие в социальной жизни;
3) признание права на удовлетворение особых образовательных потребностей любого ребёнка путём создания специальных условий обучения;
4) ответственность общества за создание условий, обеспечивающих социализацию каждого ребёнка;
5) создание условий для получения образования в общеобразовательных учреждениях.
Названные позиции позволяют говорить об инклюзивном образовании как о новом социальном и образовательном феномене, целью которого является обеспечение доступности и качественным образованием всех детей.
Слайд 23 Эффективность реализации принципов инклюзивного образования для детей с ОВЗ, по
мнению ряда исследователей, детерминируется следующими содержательными и организационными подходами, способами,
формами:
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательного программа ребёнка с ОВЗ по овладению им академическими и жизненными компетенциями;
• социальная реабилитация ребёнка с ОВЗ в учреждении образования и вне его;
• психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка в процессе обучения и социализации;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребёнка с ОВЗ;
• портфолио учащегося с ОВЗ;
Слайд 24• компетентность педагога в области общего образования с элементами специального
образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации
педагогов учреждений образования в области инклюзивного образования;
• программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивнного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
• тьюторское сопровождение ребёнка с ОВЗ в процессе обучения;
• адаптивная образовательная среда: 1) доступность классов и других помещений учреждения образования (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); 2) оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями; 3) коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
• сплочение детского коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи;
• ориентация воспитательной системы учреждения образования на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса
Слайд 25Методологические подходы, лежащие в основе инклюзивного образования.
Сильные и слабые стороны
инклюзивного образования.
Понятия «болезнь», «здоровье». Общая клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Структура дефекта. Первично обусловленные нарушения, вторичные отклонения в развитии.