Слайд 1Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной
направленности
«АРЛЕКИН»
Анохин Н.Н.
Педагог дополнительного образования
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»
г.Орска»
Слайд 2Актуальность
Программы в том, что у обучающихся, которые занимаются цирковым искусством
формируется своя точка зрения и взгляды на искусство, помогающие глубже
понять его, развиваются творческие способности, формируется глубина и тонкость чувств, художественный вкус и любовь к искусству. Работа над созданием образного решения номеров способствует нравственному и эстетическому воспитанию обучающихся.
Слайд 3Новизна
в комплексном подходе к особенностям психофизического развития детей разной возрастной
категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую
смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры;
в знакомстве с минимумом теоретических знаний о двигательной деятельности человека, которые сообщаются в процессе изучения двигательного действия;
в акценте на практическое освоение движений;
в направленности содержания образования на более рациональные пути освоения и совершенствования двигательных навыков.
Слайд 4Анализ других программ
Данная образовательная программа была написана на основании дополнительных
образовательных программ детских цирковых коллективов и образовательной программы ГУЦЭИ (Государственного
училища циркового и эстрадного искусства).
Слайд 5Принципы построения образовательной программы
Программы базируется на важнейших педагогических ПРИНЦИПАХ:
КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ -
обеспечивает построение образовательного процесса в контексте лучших образцов отечественной и
мировой культуры, в том числе эстрадно-циркового искусства;
СИСТЕМНОСТИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ – предусматривает взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы циркового коллектива, соблюдение установок от простого к сложному, от частного к общему;
ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ - предполагает создание условий для максимального развития задатков и способностей каждого ребенка, ориентированных на художественную индивидуальность исполнителя;
РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ – обеспечивает активность усвоения знаний быстрыми темпами на учебном материале повышенной трудности;
ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА – выражается в необходимости сочетания целей общества и личности;
НАУЧНОСТИ – является ведущим ориентиром при приведении содержания в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ – утверждение самоценного значения личности в её индивидуальном измерении, совмещение индивидуальных и группового взаимодействия с другими людьми в художественном творчестве и в жизни;
МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ, ИНТЕГРАТИВНОСТЬ СВЯЗЕЙ - сочетание специальных предметов с педагогикой и психологией творчества;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ - обеспечивает соответствие целей образования и возможностей их достижения;
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ, - позволяет реализовать потребность в самовыражении, формирует активную, созидательную позицию.
Слайд 6Цель :
Приобщение обучающихся к многогранному миру циркового искусства, создание условий
для активного развития способностей и умений в каждом жанре цирковой
деятельности, развитие мотивации к здоровому образу жизни.
Слайд 7Задачи :
ЛИЧНОСТНЫЕ:
воспитывать моральные и волевые качества обучающихся;
прививать трудовые навыки;
формировать мотивацию
и навыки здорового образа жизни;
формировать сценическую культуру.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
развивать индивидуальные способности обучающихся;
подготавливать
творчески думающих и работающих самодеятельных артистов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДМЕТНЫЕ):
формировать у обучающихся интерес к цирковому искусству;
знакомить обучающихся с историей развития мирового циркового искусства;
укреплять здоровье обучающихся;
обучать технике выполнения упражнений различных цирковых жанров.
Слайд 8Характеристика обучающихся
На обучение принимаются дети от 7 до 16 лет,
не имеющие медицинских противопоказаний для занятий данным видом деятельности (на
основании медицинской справки о состояние здоровья)
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 7– 11 ЛЕТ.
У детей проявляется высокий уровень активности, они более наблюдательны, лучше выполняют движения, любят шумные игры. Появляется способность анализировать и объяснить своё поведение, легко возбудимы, эмоционально-непосредственны, чувствительны к критике со стороны взрослых, стремятся быть честными, независимыми. Продолжают формироваться чувства: отзывчивость, чуткость, доброта, ответственность, любознательность. В этом возрасте дети умеют координировать работу рук и ног. У них достаточно развито чувство равновесия, формируется осанка.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 12 – 16 ЛЕТ.
В этот период подросток не способен самостоятельно, спонтанно объединить существенные признаки в одно понятие путем их синтеза, тем не менее, синтез не совсем чужд ему; данное обстоятельство нужно считать самым важным достижением этой возрастной ступени. Творческое воображение в этом возрасте не только дает импульс к реальному творчеству: не все дети пишут стихи, музыку или пьесы, конструируют летательные аппараты, но все подростки фантазируют. Не все они способны проявить настойчивость, силу воли, терпение – в этом ему призваны помочь педагоги. Кризис подросткового периода, происходит самоиндентификация, развивается чувство самоуважения и самопринятия. Способность занять ответственную позицию в отношениях с педагогом и сверстниками.
Слайд 9Обосновать Подбор содержание и последовательность изложенного материала
Программа создана с учётом
психофизиологических, возрастных особенностей подростков.
Обучение детей по данной программе предполагает использование
разнообразных педагогических методов и приемов:
в первую очередь эвристических, направленных на выявление и развитие творческих способностей обучающихся. Ведущим из них является метод пластического моделирования, применение которого в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свой творческий потенциал при самостоятельном создании циркового этюда, номера или композиции;
значительное место в работе над образным решением цирковых представлений и спектаклей занимает метод художественного перевоплощения;
Кроме того, в процессе обучения активно включаются такие педагогические методы и приемы, как:
продуцирование идей и образов, одухотворение образов, ассоциативный, вариативно – преобразующий, прогнозирования результатов;
метод показа и рассказа техники выполнения акробатических и гимнастических упражнений, посредством которого создаются двигательные представления о движениях;
метод целостного и расчлененного обучения упражнениям (при обучении простым и сложным упражнениям);
метод фронтального обучения: одновременное выполнение одних и тех же заданий под руководством педагога;
метод группового обучения предполагает деление на группы (звенья), которые могут выполнять упражнения на разных снарядах или выполнять разные двигательные задания (акробатические упражнения, развитие мышц живота, опорные прыжки, разучивание вольных упражнений) с учетом технической и физической подготовленности;
при индивидуальном методе обучения педагог дает задание каждому для самостоятельного выполнения; применяется в основном при овладении квалификационными программами
при круговом методе обучения (поточный метод) выполняются комплексы двигательных заданий беспрерывно или с незначительным перерывом для смены снаряда или упражнения; обеспечивает большую моторную плотность выполнения упражнений.
При комплексном использовании все эти методы способствуют формированию творческой личности и позволяют обучающимся достичь профессионального мастерства в области циркового искусства.
Слайд 10Характеристика
учебно - воспитательного процесса
Ведущей формой организации образовательного процесса является
учебно-тренировочное занятие - практическое занятие, которое обеспечивает закрепление знаний и
способов деятельности обучающихся.
Занятие-беседа – незаменимо при изучении теоретического и практического материала по разделам: «История цирка», «Цирковая терминология», «Правила техники безопасности в цирке» и другие.
Зачётное занятие - обеспечивает проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся.
Концерты к праздникам в течение всего учебного года развивают способность к самовыражению и творческой реализации в сфере циркового искусства.
Открытое занятие, где главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться.
Репетиция - проработка элементов комбинации и композиции в целом, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти.
Экскурсия – способствует быстрому и лёгкому усвоению материала, делая его интересным, познавательным и творческим.
Важная роль отводится воспитательной работе, целью которой является воспитание нравственной и духовной культуры у детей и подростков.
Гражданско патриотическое воспитание.
Нравственное воспитание.
Воспитание экологической культуры.
Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Социально – педагогическое воспитание.
Слайд 11Формы организации занятий
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебно-тренировочное занятие
- практическое занятие, которое обеспечивает закрепление знаний и способов деятельности
обучающихся.
Занятие-беседа – незаменимо при изучении теоретического и практического материала по разделам: «История цирка», «Цирковая терминология», «Правила техники безопасности в цирке» и другие.
Зачётное занятие - обеспечивает проверку и оценку знаний и способов деятельности обучающихся.
Концерты к праздникам в течение всего учебного года развивают способность к самовыражению и творческой реализации в сфере циркового искусства.
Открытое занятие, где главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и живое, неформальное общение. Для того чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, педагогу нужно учесть дидактические требования к современному занятию и тщательно подготовиться.
Репетиция - проработка элементов комбинации и композиции в целом, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти.
Экскурсия – способствует быстрому и лёгкому усвоению материала, делая его интересным, познавательным и творческим.
Программа многоступенчата и рассчитана на 4 летнее прохождение курса обучения.
Слайд 12I СТУПЕНЬ: СТАРТОВАЯ – (1-год обучения) – формирование базовых предметных
результатов / формируется первичный опыт выполнения УСД и мотивация к
его самостоятельному выполнению: создание условий для появления у детей осознанной мотивации для выбора объединения и вида деятельности – человек любознательный (самопознание).
II СТУПЕНЬ: БАЗОВАЯ (2-год обучения) – формирования профильных предметных результатов, основываясь на имеющемся опыте, воспитанник осваивает знания об общем способе выполнения этого УСД: занятие любимым делом по интересам, потребление готовых знаний, работа по образцу (репродуктивный) – человек увлеченный (самоактуализация).
III СТУПЕНЬ: ТВОРЧЕСКАЯ (ПРОДВИНУТАЯ) (3, 4 годы обучения) – формирование личностных и метапредметных результатов обучающихся (адаптация, социализация, интеграция в социум, самореализация) на основе реализации предметных и метапредметных результатов, в процессе освоения универсальных способов действий изученный УСД включается в практику учения на занятии, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения и организуется контроль уровня сформированности УСД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на занятиях, так и во внеурочной деятельности: рост объема знаний, добытых самостоятельно, самодеятельность ребенка – человек исследующий (самосовершенствование); потребность создать «свое», стимулирование творческой деятельности, всесторонне развитого, функционально грамотного, способного к труду – человека творческого (самореализация).
Ступени являются преемственными, что не исключает возможности вхождения обучающихся в образовательный процесс на любом из этапов на уровне их подготовки. На второй этап могут быть зачислены обучающиеся по итогам освоения программного материала предыдущего этапа, либо по результатам тестирования (недостающие навыки и умения восполняются в процессе обучения).
По форме организации содержания данная программа является модульной.
Слайд 13Результативность программы
Портрет выпускника: Проявляет терпимость к чужому мнению, активно участвует
в делах коллектива; знает историю развития циркового искусства, специфику основных
жанров цирка; владеет навыками работы в основных цирковых жанрах: акробатике и гимнастике, эквилибристике и жонглированию; имеет навыки страховки и самостраховки; обладает следующими физическими качествами: спортивной осанкой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью; обладает эстетическим вкусом, творческим воображением, устойчивым интересом к художественно-творческой деятельности; владеет моторико - двигательной и логической памятью.
Эффективность реализации данной программы зависит не только от содержания и объема учебного материала, заданий, формы проведения занятия. Во многом это будет определяться системой отслеживания результата и его своевременного корректирования.
Обучение по программе предполагает овладение детьми совокупностью знаний, навыков и умений (предметных компетенций) в этой области циркового искусства. В педагогической теории сложились определения контроля по периодам образовательного процесса как вводного, текущего, промежуточного и итогового.