Слайд 1История орнамента
Автор: Кимайкина И.Н.,
преподаватель высшей категории,
кафедра проектных технологий
Многопрофильный лицей №
1
Магнитогорск 2008
Слайд 2"Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной
нам высшей математики."
Герман Вейль, выдающийся немецкий математик
Слайд 3Содержание
Введение
История возникновения орнамента
Орнаменты древних народов мира
Древний Египет
Африка
Америка (до Колумба)
Античность
Китай
Япония
Древний Восток
(Персия)
Средневековые орнаменты
Арабы
Орнаменты в западно - европейской культуре
Кельты
Готика
Возрождение
Барокко
Рококо
Классицизм
Ампир
Модерн
Древнерусский орнамент
Источники
Слайд 4Выполняя роль украшения того или иного предмета, орнамент (лат. оrnamentum
– украшение) не может существовать отдельно, вне определенного произведения искусства,
он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.
Введение
Орнамент - часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека.
Слайд 5Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в
далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость.
Произошло это в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
История возникновения орнамента
Слайд 6История возникновения орнамента
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из
глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И
состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Слайд 7История возникновения орнамента
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические
знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому
не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Слайд 8Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим
из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника,
креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие.
История возникновения орнамента
Слайд 9История возникновения орнамента
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который
стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась —
украшать.
В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
Слайд 10Орнаменты древних народов мира
Древний Египет
В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий
мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре
часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами.
Слайд 11Орнаменты древних народов мира
Древний Египет
Художники Древнего Египта соединили изображения с
иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности,
линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов
Слайд 12Орнаменты древних народов мира
Африка
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в
традиционном искусстве народов Африки, в орнаментах южно-американских индейцев. В их
орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы.
Слайд 13Орнаменты древних народов мира
Америка (до Колумба)
Часто стилизация и обобщение фигур
животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости
и связи с исходным образом. Они воспринимаются просто как геометрический узор.
Слайд 14Орнаменты древних народов мира
Америка (до Колумба)
Слайд 15Орнаменты древних народов мира
Античность
Величайшая культура античного мира внесла в искусство
декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных
в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. «Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг — круг бытия, — обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани».
Слайд 16Орнаменты древних народов мира
Античность
Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном
месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из
излюбленных древнегреческих мотивов — меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.
Слайд 17Орнаменты древних народов мира
Античность
Меандр - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический
характер ломаной под прямым углом линии . Меандр получил свое
название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием.
Слайд 18Орнаменты древних народов мира
Китай
Одна из древнейших культур — китайская. Уже
самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы
состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак инь-ян (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.
Слайд 19Орнаменты древних народов мира
Китай
Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир
и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие
божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны.
Слайд 20Орнаменты древних народов мира
Япония
Декоративный китайский стиль стал образцом для японских
художников, но они создали свою, уникальную художественную систему. Надо отметить,
что в древности и в Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу.
Слайд 21Орнаменты древних народов мира
Япония
Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением
японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической
картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.
Слайд 22Орнаменты древних народов мира
Япония
В Японии, как и в Китае, мотивы
и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или
символику: журавль (цуру) — символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) — символ силы и мощи, апельсин — продолжение рода, лотос — целомудрие, вишня (сакура) — нежность, бамбук — стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом — символ супружеского счастья и верности.
Слайд 23Орнаменты древних народов мира
Древний Восток (Персия)
Формирование декора и орнамента Древнего
Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия,
Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент), т. к. Двуречье было богато дичью.
Слайд 24Орнаменты древних народов мира
Древний Восток (Персия)
Получили распространение геральдические и эмблематические
композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, иногда с
человеческими головами (шеду), лошадей.
Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). Она имеет вид стилизованной круглой головки распустившегося цветка, если смотреть на него сверху.
Слайд 25Средневековые орнаменты
Арабы
В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов,
а затем и других национальностей, исповедующих ислам.
Одна из особенностей арабского
декора — «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты).
Слайд 26Средневековые орнаменты
Арабы
В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи —
пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из
растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь.
Слайд 29Орнамент в западно-европейской культуре
Христианское искусство западно-европейского Средневековья — один из
важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Орнамент вобрал в
себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов, франков и др. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками и т. д.
Слайд 30Орнамент в западно-европейской культуре
Кельты
Слайд 31Орнамент в западно-европейской культуре
Кельты
Слайд 32Орнамент в западно-европейской культуре
Готика
Готический орнамент был многообразен и символичен.
Прямолинейные
геометрические формы переходят в плетения криволинейные. Помимо геометрических орнаментальных построений
и воспроизведения формы стрельчатой арки, сферических треугольников и четырехугольников широко применяются растительные формы местной флоры, что составляет характерную особенность орнаментации той эпохи – листья винограда, репейника, дуба, плюща, клевера, роз и др. Широкое распространение получил мотив трилистника и двулистника.
Слайд 33Орнамент в западно-европейской культуре
Возрождение
Ренессансный орнамент, как живопись и скульптура этой
эпохи, ищет ясности и гармонии. Орнамент на рубеже готики и
Возрождения резко меняется. Готические мотивы встречаются все реже, а затем и совсем исчезают. В XV в. наступает время все более возрастающего увлечения античным орнаментом.
В орнаментах широко используются листья аканта, дуба, виноградной лозы, разные элементы животного мира в сочетании с изображением обнаженного человеческого тела.
Слайд 34Орнамент в западно-европейской культуре
Возрождение
Декор ренессансных интерьеров отличается гармоничной и тонкой
орнаментикой. Появляется новый декоративный мотив – герб в венке из
цветов, поддерживаемый «путти» - обнаженными пухлыми младенцами. Часто используются гирлянды цветов и плодов, растительный завиток. Однако элементы флоры и фауны занимают второстепенное место в сравнении с изображениями людьми.
Слайд 35Орнамент в западно-европейской культуре
Барокко
Орнамент барокко порывал со спокойной гармонией орнаментального
искусства эпохи Возрождения. Выражение покоя и равновесия постепенно начало уступать
место новому пониманию красоты. Тяжеловесные и массивные элементы делаются более округлыми (картуш), более торжественными. Прямые линии в орнаменте постепенно вытесняются изогнутыми. Вместо спокойствия – эмоциональный порыв, вместо ясности и лаконичности – сложность, многообразие и пышная декоративность; при этом все еще сохраняются организующий центр декоративной композиции, симметрия.
Слайд 36Орнамент в западно – европейской культуре
Барокко
Орнамент барокко отличается разнообразием и
выразительностью. Он сохраняет мотивы греческого и главным образом римского искусства,
охотно использует получеловеческие и полузвериные фигуры, тяжелые гирлянды цветов и плодов, мотивы раковин и лилий в сочетании с символичным солнцем; широко применяется античный мотив акантового листа.
Слайд 37Орнамент в западно-европейской культуре
Рококо
Орнамент стиля рококо по существу является последней
стадией развития барокко в его стремлении ко все большей свободе
композиции. Стиль рококо – чисто декоративный стиль интерьера, стремившийся лишить его конструктивной четкости, логики и ясности восприятия. Во Франции он назывался стилем Людовика XVI.
Слайд 38Орнамент в западно-европейской культуре
Классицизм
Античное искусство снова стало источником вдохновения, обратившись
к гуманистическим идеалам Возрождения и греческой культуры. В то же
время новый стиль выражает и иное видение мира .
Орнамент вновь обретает статичность и уравновешенность, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Хотя многие элементы, характерные для эпохи барокко и рококо, сохраняются, классицизм избавляется от излишеств, перегруженности деталями, динамической устремленности форм. Колористические решения орнамента становятся сдержанными, в росписях начинает преобладать гризайль.
Слайд 39Орнамент в западно-европейской культуре
В орнаментальных мотивах классицизма
постоянно встречаются розетки – квадратные, четырехугольные, овальные, листья аканта и
лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды. Среди любимых мотивов – медальоны, факел Гименея, античные алтари и урны, покрытые драпировкой, голова или шкура льва, головы сатиров, грифоны и сфинксы, корзины цветов, голубки, дельфины, амуры, треножники и своеобразные узлы и петли из витых шнуров. В архитектурном декоре классицизма встречаются меандры и другие элементы, заимствованные из греческой архитектуры, а также цветочные побеги, гирлянды и акантовые листья.
Классицизм
Слайд 40Орнамент в западно-европейской культуре
Ампир
С приходом к власти Наполеона I и
начало захватнических войн классицизм трансформируется в стиль ампир (империи), который
начинает черпать свои художественные идеалы из искусства не столько Греции, сколько Рима. В декоративно – прикладном искусстве складываются новые формы стиля ампир. Воинственный характер первой Французской империи отражен в мотивах декора.
В орнамент входят трофеи, колчаны, луки, стрелы, лавровые венки, львы, императорские орлы с пучками молний, пчелы и вензель N, прославляющий Наполеона, сфинксы и фигуры египтянок. Лепные и живописные фризы составляются из римских доспехов, щитов, шлемов, мечей, ликторских связок и топориков.
В мотивах декора, корме воинских арматур, треножников, лир, рогов изобилия, дельфинов, химер, сирен, масок и пр., входят многочисленные варианты античных пальметок.
Слайд 41Орнамент в западно-европейской культуре
Модерн
В конце 1880-х гг. почти одновременно в
разных странах заявил о себе ''новый стиль'', известный под названием
''ар нуво'', ''сецессион'', ''югендстиль'', ''модерн''. Его художественные поиски и принципы формообразования с наибольшей полнотой проявились прежде всего в архитектуре, а затем в декоративном искусстве, где орнаменту суждено было стать наиболее характерным воплощением новых стилевых тенденций. Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающиеся и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.
Слайд 42Орнамент в западно-европейской культуре
Модерн
Своеобразной “формулой стиля” стала линия в
виде латинской буквы “S”, согласно контексту способная выразить то стихийность
и энергию, то умирание, вялость и апатию. Ритм, как основа художественного языка, незаконченность движения, находящаяся в связи с ритмической структурой произведения и органически вытекающая из них асимметрия – все эти особенности японского декоративного искусства стали чуть ли не главным импульсом для мастеров модерна в поисках концепции формообразования стиля. Растительные мотивы, точнее мотивы цветка, в стиле модерн приобретают значение знака стиля. Критерием отбора служили не только особенности формы цветов, но и их смысловые соответствия. Любимыми цветами стиля становятся тюльпаны, орхидеи, лилии, кувшинки, подсолнух, маки, нарциссы. Ирис был излюбленным цветком в декоративном искусстве этого времени, также как стрекоза – излюбленным насекомым.
Слайд 43Древнерусский орнамент
Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и
Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным
источником служили Византия и Кавказ.
Слайд 44Многое в создававшемся искусстве было полно желанием оградить человека от
всего дурного. Это шло от воззрений язычества, но сохраняло смысл
и в христианскую эпоху. Сюжеты для своих изделий русские мастера черпали прежде всего из жизни, окружающей природы, из легенд и преданий. Обращались и к смежным отраслям прикладного искусства.
Древнерусский орнамент
Слайд 45В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву),
имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы
глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты.
Древнерусский орнамент
Слайд 46Древнерусский орнамент
В основе всей русской орнаментике лежат растительные формы. В
них наиболее распространенным был орнамент вьющейся лозы с крупными цветами,
заключенными в кругах, образованных отростками. Мотив розетки на протяжении веков повторялся в различных вариантах во всех отраслях прикладного искусства – в дереве, камне, шитье, серебряном деле. Четырех-, шести-, восьми-, девятилепестковые розетки то перекликаются с далекими прототипами в византийском прикладном искусстве, то напоминают о древнем народном орнаменте “солнц”.
Слайд 47Древнерусский орнамент
Русские мастера, чтобы подчеркнуть значимость отдельных фигур или композиций,
помещали их в прекрасные по изяществу линий и стройности пропорций
арочки с килевидным завершением или же в строго лаконичную форму круга.
Слайд 48Древнерусский орнамент
Знакомство с орнаментацией западноевропейских и восточных изделий обогатило тематику
орнаментов. Среди по-русски мягко трактованных трав и цветов в XVI-XVII
вв. можно встретить стройный орнамент пышных листьев, цветов, пальметок, расположенных по сторонам прямого штамба. Корни его уводят к памятникам Итальянского Возрождения. Встречаются узоры трав, пропущенных через корону, мотив орнаментации драгоценных заподноевропейских и восточных тканей-гвоздики, “опахало”, кипарис и гранатовое яблоко.
Слайд 49Источники
http://www.bibliotekar.ru/ornamenty/index.htm;
http://library.thinkquest.org/C0110346/ru/math/frame.htm;
http://www.m-a-t.ru/html/kult_orn.html;
http://mec.tgl.ru/pages/doom/Rabota_teach/id051_ornam.doc;
http://informatorium.info/enpage.php?fix=200716113004465
и другие сайты Интернета