Слайд 2Проект «Индустриальность и культура»
Цель проекта
Изучить статус и сценарии развития объектов
индустриального наследия малых и средних территорий и предложить механизмы ревитализации
промышленных территорий
Задачи проекта
Обобщить существующий в российской и международной практике опыт ревитализации объектов индустриального наследия через культурные проекты
Сформировать на опыте проектных команд, формирующихся в малых и средних городах территории среднего и южного Урала, обучающие и тренинговые программы
Выявить в местных сообществах коллективы, готовые реализовывать проекты ревитализации промышленных объектов; провести обучение таких коллективов и в течение года сопровождать их проектную деятельность
Создать устойчивое сообщество российских менеджеров в сфере культуры — интернет-площадку и периодический форум-встречу для обмена опытом
Слайд 3Проект «Индустриальность и культура»
Структура проекта
Исследование индустриальности. Июнь—ноябрь 2019 г.
Лаборатория индустриальности.
Июнь 2019 г. — ноябрь 2020 г.
Архив. Июнь 2019 г.
— ноябрь 2020 г.
Форум «Индустриальность и культура: Почему мы не верим в креативную экономику?»
30 октября — 1 ноября 2019 г.
Первоначальной задачей проекта является исследование существующего опыта смены функции индустриальных территорий и объектов под воздействием социокультурных проектов и практик. В сети Интернет не очень много материалов, обобщающих российский опыт, особенно с точки зрения практики реализации: проектирования, фандрайзинга, взаимодействия с обществом, властью и бизнесом. Проект нацелен на ликвидацию этого разрыва путем заочного исследования зарубежного опыта и очного исследования опыта российского.
Слайд 4Текущая география исследования
Приволжский Федеральный округ
Пермь: Завод Шпагина, Квартира 8, поместье
«Алая роза», Морион
Программа «Пермский край – территория культуры»: Соликамск, Лысьва,
с. Кын
Нижний Новгород: Арсенал, Стрелка, Нижполиграф, Мукомольный завод
Малый город – Выкса
Казань: Смена, Штаб, фабрика Алафузова, ДК Московский
Малый город – Елабуга
Уфа – Арт-Квадрат
Ульяновск – Квартал
Центральный Федеральный округ
Тула: Ликерка, Октава, Искра
Ярославль – Текстиль
Малые города: Углич, Мышкин, Вятское
Коломна: Музей Калачная, Музей Фабрика пастилы
Иваново – Нимлофт
Слайд 5Уральский Федеральный округ
Екатеринбург: ГЦСИ, Белая башня, Синара центр, Главный проспект,
Палуба, МИЕ, Полиграфист, Дом печати, Свердловская киностудия
Малые города: Полевской,
Нижний Тагил
Челябинск: Свобода 2, Мастерская 21, Клоповник
Малые города – Сатка
Тюмень: Фабрика-лофт, Трактир Почта, Склад №1, Круглая баня
Южный Федеральный округ
Ростов: С52, Макаронка, Табачка, А-центр, Циферблат, Под крышей, D 30
Краснодар – Типография
Малые города – Абрау-Дюрсо
Крымский Федеральный округ
Севастополь – Центр креативных индустрий Рама
Текущая география исследования
Слайд 6Исследовательская база и методика проекта
Ключевые исследования, на которые опирались
«Экспертное исследование.
Российские региональные столицы: развитие, основанное на культуре», по заказу Благотворительного
Фонда Владимира Потанина - МВШСЭН (Шанинка), 2018 г.
Исследование «Как развивать объекты культурного наследия?» в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, 2017 г.
«Что-то новое и необычное: аудитория современного искусства в крупных городах России», 2018 г.
Описательный проект redeveloper.ru
Исследование «Триеннале современного искусства». Музей современного искусства «Гараж», 2017 г.
Методика
На макроуровне – исторический анализ развития процесса ревитализации по федеральным округам с разбором кейсов в нескольких крупных и малых городах округа
На микроуровне – анализ кейсов по управленческой матрице: целеполагание акторов, декомпозиция целей на задачи, целевые аудитории проекта и построение коммуникаций с ними, характеристики бренда, ресурсы проекта и их использование и т.п.
Предмет
Индустриальный объект — объект, в котором использовалось машинное производство или который был частью машинного производства
Слайд 72014 г. – 172 ФЗ «О стратегическом Планировании в Российской
Федерации»
2015 г. – Исследование НИУ ВШЭ «Будущее регионов России: аналитический
обзор документов стратегического планирования субъектов РФ» (вывод исследования – только в 7 субъектах стратегические документы имеют высокую степень проработанности)
2015 г. – Раздел «Инициативное бюджетирование» Программы «Бюджет для граждан» Министерства финансов РФ
2015 г. – Минпромторг Стратегия развития народных художественных промыслов
2016 г. – Программа «Комплексное развитие моногородов» Минэкономразвития (закрыта). 2019 г. – предложена новая программа (еще не принята).
2017 г. – Фонд Президентских грантов (заменил множество фондов, в которых изменения городской среды не рассматривались)
2018 г. – Конкурс Министерства строительства РФ «Малые города и исторические поселения» (октябрь 2019 г. – изменение параметров конкурса)
2018 г. – Программа «Культурная инициатива» Министерства культуры
2019 г. – «Стандарт комплексного развития территорий», разработанный Минстроем России и ДОМ.РФ вместе с КБ Стрелка
Федеральные инициативы в регионах способствующие развитию городской среды
Слайд 8Совпадение целей большинства Целевых Аудиторий: Тула
2015 г. — программа Инженер-град,
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Тула как столицы Тульской
области на период до 2018 года и на перспективу до 2030 года
2016 г. Указ губернатора Тульской области Об утверждении Основных направлений деятельности правительства Тульской области
Основной вызов — сокращение численности населения Тульской области.
Ответ на вызов — привлечение и удержание квалифицированных кадров в промышленных городах будет обеспечено за счет существенного улучшения качества городской среды.
Life-style центр Likerka Loft
Слайд 92012 — культурно-торгово-развлекательный центр Likerka Loft. /ликеро-водочный завод /
2017 год
– новое креативное пространство Искра /епархиальное училище/, дополнило концепцию Ликерки
молодежной событийностью.
2018 год — творческий индустриальный кластер Октава, /помещения цехов звуковой и радиотехники тульского завода «Октава» компании «Ростех»/. Кластер позиционируется в первую очередь как образовательное и профориентационное пространство.
Совпадение целей большинства Целевых Аудиторий: Тула
Слайд 10Портомойня в Елабуге
Совпадение целей всех Целевых Аудиторий: Елабуга
Елабуга, Республика Татарстан
(74 000 человек население)
Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ)
– градообразующее предприятие
В состав ЕГМЗ входят 16 музейно-выставочных объектов туристического показа
Объект – музей Портомойня, восстановлен на средства Министерства культуры РФ, как часть историко-туристического комплекса.
Объект — Музей современного этноискусства с Интерактивными мастерскими, здание приобретено на средства Республики Татарстан
Слайд 11Углич – музей гидроэнергетики
Совпадение целей всех Целевых Аудиторий: Углич
Углич, Ярославская
область (32 000 человек население)
2000 г. – принята стратегия развития
туризма города
2006 г. – сформирована инфраструктура при администрации
2007 г. – три базовых фестиваля «Угличская верста», «Фотопарад в Угличе», «Зимние забавы в Угличе»
2014 г. – «Столица событийного туризма в ЦФО»
2000 г. – 82 000 туристов, в 2016 г. — 391 тысяча
2018 г. – город включен в «Золотое кольцо» России
Объект – интерактивный музей гидроэнергетики в здании управления Угличской ГЭС 30-40-х годов XX века, создан в 2007 г. по решению компании «Русгидро» ко дню города
Пограничный объект – Арсенал необычных велосипедов «Самокатъ» 2017 г. Частный музей
Слайд 12Совпадение целей всех Целевых Аудиторий: Коломна
2008 г. – фестиваль «Ледяной
дом», где аутентичная коломенская пастила была одним из элементов события.
2009
г. – на грант Фонда Потанина создан «Музей исчезнувшего вкуса»
2010 г. – на грант Фонда Потанина создан комплексный проект развития территории.
2019 г. – сейчас основу музейно-творческого кластера «Коломенский посад» составляют 4 музея («Коломенская пастила», «Калачная», резиденция «Арткоммуналка» и «Навигатор») и 3 исторических производства (кондитерский и пекарский цеха, картонажная мануфактура)
Объект – Фабрика пастилы (2011 г.) Производство размещено в действующей до революции пастильной фабрике.
Объект – Музей калачная (2013 г.) воссоздан процесс выпекания. грант Фонда Потанина
Слайд 13Совпадение целей всех Целевых Аудиторий: Нижний Новгород
Ажурные пакгаузы на Стрелке
2006 г. – принята Стратегия развития области до 2020 г.
2007
г. – н.в. Фонд «Дать понять» формирует карту «мест Памяти Нижегородской области»
2018 г. – Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области. Цель Стратегии — поддержать и развить сферы, которые помогут реализовать личностный потенциал жителей Нижегородской области
2015 г. — «открыли» конструкции Шухова к Всемирной выставке в Нижнем (Стрелка)
2019 г. — премия Инновация проводится в пакгаузах. Заключен договор с КБ Стрелка на ревитализацию пространства
Возможный риск — недоучет мнения местного сообщества, которое проводило за свой счет воркшопы и фокус группы о судьбе Стрелки
Слайд 14Власть велит: Пермь
2016 г. – закончилась стратегия развития Пермского
края, новая стратегия не принята
2018 г. – презентован проект
развития города «Пермь — 300 лет на Каме» по выводу города на берег реки к 2023 г.
2018 г. – ревитализация Завод Шпагина — центра развития общественных инноваций, модель – культурный хаб, объединяющий большинство культурных институций города.
Риски проекта
Репутационный. Закрытие действующего предприятия. Смена
команды. Интересанты были поставлены перед необходимостью соучаствовать. Избранность резидентов и возможный административный диктат.
Экономический. По мнению экспертов проект «Пермь 300»
нереализуем к 2023 г.
Слайд 15Пермский край – территория культуры
с. Кын – чугуноделательный завод
Лысьва
– музей каски
Власть хочет помочь, но ресурсов мало: Соликамск, Лысьва,
Кын
2006 г. – Пермь – культурная столица Поволжья
2007 г. – н.в. – утверждена Программа «Пермский край – территория культуры» и конкурс «Центры культуры Пермского края».
2009 г. – победитель «Лысьва — месторождение культуры»
2010 - «Соликамск — соляная столица России»
2010 г. - победитель с. Кын «Кын-реалити»
2014 – победитель Лысьва «Инженеры культуры»
Слабости:
отсутствие сетевой составляющей
слабая поддержка местного сообщества
годовой цикл
отсутствие бизнес-составляющей проектов
Соликамск – музей соли
Слайд 16Власть не нужна: Вятское
Пожарное депо
«Историко-культурный Комплекс Вятское» Ярославской области (население
800 человек)
2006 г. – предприниматель Олег Жаров приобретает дом в
селе
2006-н.в. Создано 10 музеев, отреставрировано 30 арх. памятников
Объект — Пожарное депо (2013) киноконцертный зал на 100 мест
Объект — Музей-Печатня «Страницы истории печатного дела»
Объект — Политехнический музей
Объект — Музей «Звуки времени»
Весь проект самоокупаемый, зарплаты хранителей в 4 раза выше, чем в отрасли.
Внешние средства на проект не привлекались. Изначальные вложения – 25 млн. долларов.
Бизнес модель – туризм (100 000 туристов в год), продажа отреставрированной недвижимости
Слайд 17Цели крупного бизнеса – борьба с депопуляцией: Выкса
2011 г. –
первый фестиваль «Арт-Овраг»
2014 г. – программа «Арт дворы» —
модель соучастного проектирования придомовой территории
2018 г. – Выкса стала победителем конкурса малых городов Минстроя РФ
2019 г. – построены 15 объектов городского дизайна
2019 г. – проект преобразования чугунолитейного цеха ВМЗ и Шуховской башни в индустриальный парк готовится к конкурсу малых городов Минстроя РФ
Население человек: 1996 г. — 63 400, 2011 г. – 56 100, 2019 г. - 53 500
Города присутствия ОМК
Чусовой, Пермский край: 1996 г. – 56 400, 2011 г. – 44 700,
2019 г. — 42 200 человек населения
Альметьевск, респ. Татарстан: 1996 г. – 140 000, 2011 г. – 146 500,
2019 г. — 157 300 человек населения
Слайд 18Цели крупного бизнеса – борьба с депопуляцией: Сатка
2011 г. –
создан Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание»
2013 г. –
принята Стратегия социокультурного развития Саткинского муниципального района (разработана НИУ ВШЭ)
2016 г. – по гранту Фонда Потанина открыт обновленный музей «Магнезит»
2016 г. – проект «Моя Сатка» — модель соучастного изменения городского пространства
2016 г. – проект «Моя Сатка» — победитель конкурса «Чемпионы добрых дел» 2017 г. в номинации «Местные сообщества»
2017 г. – «Satka Street Art Fest» — международный Фестиваль уличного искусства
2018 г. – завершено преобразование Арт-пространства «Ангар-18» на территории бывшего цеха по ремонту БелАЗов
Население человек: 1996 г. - 49 500, 2011 г. – 45 043, 2017 г. - 42 200
Слайд 19Цели крупного бизнеса — девелопмент лишних площадей: Ростов-на-Дону, Пермь
Пограничная история
от бизнеса, интересная только тем, что это крупнейший технопарк за
пределами Москвы и СПб. Площадь – 86000 кв м. – действующий приборостроительный завод, который перестал нуждаться в таких площадях.
Риск проекта – незаполненность здания резидентами под те цели, которые заложили собственники.
Бизнес модель неустойчивая.
Табачка центр Ростов-на-Дону
Технопарк Морион Digital Пермь (2019)
Комплекс зданий и сооружений в историческом и деловом центре Ростова-на-Дону. Общая площадь комплекса составляет более 30 тыс. кв. м. Основным направлением деятельности комплекса является сдача в аренду нежилых помещений. На территории комплекса расположены офисы, финансовые учреждения, медиакластер, коворкинг центры, комплекс баров и ресторанов, фитнес-центр, магазины и многое другое.
В 2010 г. здесь прошла часть первой и единственной южно-российской биеннале современного искусства, поднявшая стоимость аренды для резидентов.
Бизнес модель - устойчивая
Слайд 20Ростов-на-Дону — исследование МВШСЭН
Доминирует «традиционный» спрос, спрос на инновационную и
актуальную культуру слабый.
Доминирует «заемная культура» — привоз «импортного» масскульта извне, нет
ориентации на выращивание собственного культурного продукта
«Макаронка»
Арт-центр – современный театр и галерея современного искусства
Площадь — 500 кв. м.
Здание бывшей макаронной фабрики
Целевая аудитория внутри города – 500 человек
Бизнес составляющая не важна. Устойчивость всецело зависит от позиции мецената
Цели крупного бизнеса – меценатство: Ростов-на-Дону
Слайд 21Екатеринбург — исследование МВШСЭН
Модель «Клондайк»: субъектов много, связи слабые, партнерств
практически нет, латентная конкуренция
Дружат на персональном, а не на
институциональном уровне
«Синара центр»:
Арт-центр — галерея современного искусства, культурно-просветительский центр.
Площадь — 5 700. кв. м. Здание бывшего госпиталя Верх-Исетского завода
Галерея «Главный проспект»:
Арт-центр — художественная галерея, культурно-просветительский центр, музей.
Площадь — 2 000. кв. м. Здание бывшего аффинажного завода
Целевая аудитория внутри города – 40 000 человек
Бизнес составляющая не важна, но может быть задействована
Цели крупного бизнеса – меценатство: Екатеринбург
Слайд 22Средний бизнес – редевелопмент собственности: Иваново
2015 г. – принята стратегия
развития Ивановской области до 2020 г.
В стратегии 3 сценария
развития, сбылся пессимистичный со снижением цен на продукцию легкой промышленности и замещением убывающего населения мигрантами.
2016 г. – Новый городской квартал НимЛофт
Фабрика НИМ, «Новая Ивановская мануфактура»,
Площадь 50 000 м. кв.
Миссия: НИМЛОФТ сконцентрирует самые яркие и успешные проекты города и создаст запрос на креативный и интеллектуальный бизнес.
2019 г. События НимЛофт
28.01. выставка АРС, Союза независимых художников Иваново
08.02. музыкально-поэтический перфоманс После запятой
18.04. областной день предпринимателя
31.07. Biker Party
11-15.09 Фестиваль «Первая фабрика авангарда»
Миссия не выполнена. Бизнес-модель устойчивая.
Слайд 23Средний бизнес – редевелопмент собственности: Челябинск
2019 г. – принята стратегия
развития Челябинской области до 2035 г. До этого область работала
по прежним критериям.
2019 г. – часть мероприятий ШОС-БРИКС-2020 перенесены в Санкт-Петербург
2017 г. – Центр креативных индустрий SVOBODA2 , бывший завод «Оргстекло»
Миссия – стать центром культурной жизни Челябинска
Резиденты – фото студии, Event агентства, продюсерские центры, школы прикладного искусства, ателье, SMM и брендинговые агентства, рекламные и IT компании, высокие технологии и художественные мастерские
Искусство не пришло из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
Миссия не выполнена. Бизнес-модель устойчивая
Слайд 24Средний бизнес – аренда, субаренда: Ростов-на-Дону
Кластер С52, 2011 г.
Бывший склад
Площадь 2 000 кв.м расширено до 3 000 кв.м
Миссия –
демократичная среда в центре города для общения и совместной работы специалистов креативных профессий
Команда – выпускники Академии архитектуры и искусства, создавшие площадку обсуждения архитектурного наследства города – Лекториум. Участники Лекториума основали около 10 творческих пространств в Ростове-на-Дону.
Разработана собственная программа cash-flow операционного управления бизнесом.
Дополнительно к миссии в пространстве проводится большое число публичных культурных мероприятий.
Бизнес-модель устойчивая.
Слайд 25Малый бизнес – решают идеи и опыт: Пермь, Челябинск, Екатеринбург
Квартира
№ 8 Пермь
Небольшой бизнес проект 150 кв.м на заводе
почтовых ящиков. Арендатор – Светлана Балашова, наработала целевые аудитории как модельер и дизайнер интерьеров и привела их с собой на новый объект, где в виде мастер-классов участники сделали ремонт. Бизнес-модель устойчивая.
Мастерская 21 Челябинск
У объекта красивая легенда – бомбоубежище, на самом деле угольный склад жилого массива. Сложный объект: закрытый двор, подвальное помещение, 300 кв.м. Руководитель пришел из другой сферы, целевые аудитории, каналы и команда определялись в процессе запуска бизнеса. Бизнес-модель неустойчивая.
Арт пространство «Палуба» Екатеринбург
Небольшой бизнес проект 300 кв.м в подвальном помещении конструкторского бюро со стеклянной крышей во двор. Создавался под имеющиеся целевые аудитории – сообщество художников и фотостудии. Команда перетекла из предыдущего проекта. Бизнес-модель устойчивая.
Слайд 26Энтузиасты могут найти ресурсы: Екатеринбург
Белая башня
1960 г. –
утратила функциональное значение
1960-2012 гг. переходила от собственника к собственнику
2012 г.
– передана в управление арх-группе «Подельники» — выпускники УрГАХА (в статусе некоммерческой организации)
2012-2015 гг. – консервация Башни, проведение культурных мероприятий
2018 – включение Башни в краудсорсинговый проект «фонда Внимание» Ильи Варламова – сбор средств на реставрацию
Удачная PR составляющая проекта. Пока не определен будущий функционал и не найдет инвестор под этот функционал, модель неустойчива, риски по всей проектной матрице.
Слайд 27Энтузиасты могут найти ресурсы: Казань
Центр современной культуры Смена
Помещение бывшего сенохранилища,
позднее склада
Цель – создание своего издательства и полузакрытой галереи современных
казанских художников
2013 г. – создано пространство, объединившее галерею, лекторий и книжный магазин
2015 г. – создано издательство «Смена»
Проект не финансируется на постоянной основе государственными или частными институциями; самоокупаемость за счет коммерческой деятельности и грантов
Команда – 5 руководителей направлений на волонтерских основаниях, с постоянным заработком в других организациях
Разработана собственная программа cash-flow операционного управления бизнесом
Бизнес модель устойчивая.
Слайд 28Постиндустриальный градообразующий проект
Уральская индустриальная биеннале современного искусства
2010 г. – «Ударники
мобильных образов», типография «Уральский рабочий» 60 000 посетителей
2012 г. –
«Индустрия смыслов», Екатеринбург, Верхняя Салда, Верхотурье, Дегтярск, Нижний Тагил, Невьянск, Первоуральск 70 000 посетителей
2015 г. – «Мобилизация», Гостиница «Исеть» 100 000 посетителей
2017 г. – «Новая грамотность», Уральский Приборостроительный завод 100 000 посетителей
2019 г. – «Бессмертие», Уральский оптико-механический завод
Уральская индустриальная биеннале современного искусства является одним из основных смыслообразующих проектов Екатеринбурга, добилась признания на всех уровнях власти и поддержки большинства представителей крупного бизнеса страны
Команда биеннале открыла миру Уральский регион и способна раскрыть потенциал любой территории
Слайд 29Промежуточные выводы и план дальнейшей работы
Матрица проектного управления применима для
анализа практик ревитализации
Критические точки проектов разнятся в зависимости от уровня
власти и размеров бизнеса
Устойчивость проекта зависит не столько от выполнения миссии, сколько от наличия ресурсов
Нехватка ресурсов преодолевается новаторством идей и соблюдением принципов бизнес-планирования
Полная устойчивость проекта достигается только при условии его поддержки местным сообществом
План
Создать методику, позволяющую акторам процесса ревитализации действовать в условиях нехватки ресурсов
Закончить исследование по выбранной географии
Завершить обработку полученного эмпирического материала в итоговом обобщении
Слайд 30Материалы проекта можно будет увидеть на сайте Уральской индустриальной биеннале
современного искусства uralbiennale.bm.digital
Сайт реализован совместно с платформой Яндекс.Большой музей