Слайд 1ПРЕЗЕНТАЦИЯ
по дисциплине: «Современные проблемы АФК и ее видов.»
ТЕМА
Успехи и
история развития образовательного и научного пространства адаптивной физической культуры и
ее видов
Магистратура «Физическая реабилитация» 1 курс
Преподаватель: к.б.н., доцент О.И. Коломиец
Kolomiec_o@mail.ru
Челябинск, 2019
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
КАФЕДРА СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Слайд 2Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК интегрирует в себе как
минимум три крупных области знания
- физическую культуру, медицину, коррекционную
педагогику .
и большое количество учебных и научных дисциплин:
теорию и методику ФК, теорию и методику отдельных ВС и их групп, теорию и методику ФВ, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию, психоконсультирование и т.д.
Слайд 3Адаптивная физическая культура как интегративная наука
Одним из важнейших требований сегодняшнего
дня является разработка методологических основ АФК, фундаментализация образования в этой
области.
Основная проблема здесь состоит не в накоплении и объединении знаний по ФК, медицине, коррекционной педагогике и большому количеству перечисленных ранее учебных и научных дисциплин, а в создании, по существу, нового знания, являющего собой результат взаимопроникновения знаний каждой из названных областей и дисциплин.
Задача эта архисложная, но именно ее решение позволит рассмотреть человека с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе имеющего ту или иную инвалидность) целостно;
преодолевать так называемый дихотомический подход к изучению его сущности, когда он «расчленяется» на отдельные субстанции конкретных наук.
Слайд 4Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
В
связи с тем, что термин «адаптивная физическая культура» появился в
России лишь в 1996 г., до сих пор встречаются различные трактовки как дисциплины, так и особенностей деятельности специалистов в этой сфере социальной практики.
Поэтому необходимо обозначить основные отличия адаптивной физической культуры от физической культуры, медицины (включая профилактическую медицину), коррекционной педагогики, валеологии и других дисциплин, отраслей знаний и практической деятельности.
Слайд 5Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
Как
видно из названия, адаптивная физическая культура базируется на классической или
общей теории и методике физической культуры, которая выступает по отношению к ней в качестве более общего (родового) явления.
Однако в отличие от базовой дисциплины адаптивная физическая культура основным своим объектом познания и воздействия рассматривает не здоровых, а больных людей, включая и инвалидов.
Здесь необходимо подчеркнуть, что объектом деятельности будущих специалистов адаптивной физической культуры является именно та категория населения, которая утратила какие-либо свои функции на достаточно длительный срок, а зачастую – навсегда (например, ампутация конечностей, хирургическое удаление пораженного органа и др.).
Слайд 6Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
Клавдий Гален (131-200 гг. до
н.э.) -- врач школы гладиаторов - дал описание лечебной гимнастики
при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.
Абу Али-аль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) в труде «Канон врачебной науки» пропагандировал использование физических упражнений.
Позднее, французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверждал, что "движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения".
В этот же период возникает шведская система врачебной гимнастики, основателем которой был Генрик Линк, а в Стокгольме открывается первый центр по лечебной физической культуры (ЛФК).
Слайд 7Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
В конце XIX - начале
XX века начинается развитие лечебной физической культуры, гимнастики применительно к
различным заболеваниям. Не обошло оно стороной и людей с травмами, заболеваниями, поражениями, опорно-двигательного аппарата. Большой вклад в развитие этого течения внесли многие ученые.
Но в начале XIX века были опубликованы работы немецкого ученого Линдеманна, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической культурой и новым направлением, получившим название - реабилитационный спорт.
Ведущей организацией стал Сток-Мандвиллский реабилитационный центр в Англии, который возглавил доктор Людвиг Гуттман.
Слайд 8Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
Людвиг Гуттман утвердил спорт как
средство физической, психологической и социальной реабилитации инвалидов с повреждением позвоночника.
Сэр Людвиг Гуттман из больницы Сток-Мандевиля (Англия) в корне изменил теорию и практику реабилитации, сделав особый упор на спорт. Со временем то, что началось как вспомогательные процедуры физической реабилитации ветеранов второй мировой войны, переросло в спортивное движение, в котором физические возможности спортсменов занимают центральное место (профессор Людвиг Гуттман со временем стал директором Сток-Мандевильского центра и президентом Британской международной организации лечения инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата). Инвалиды с повреждениями опорно-двигательного аппарата (ПОДА) стали активно приобщаться к занятиям спортом. В Центре реабилитации больных со спинномозговыми травмами в Сток-Мандевиле была разработана спортивная программа как обязательная часть комплексного лечения.
В каждой стране процесс развития и становления реабилитационного спорта проходит по-разному, учитывая особенности и специфику каждого государства, и до настоящего времени это направление существует самостоятельно, так как оно способствует улучшению здоровья инвалидов, гарантирует им повышение жизненной активности и работоспособности.
Слайд 9Паралимпийское движение в мировой практике
По решению Сток-Мэндвильского комитета раз в
четыре года планируется проведение Олимпийских игр для инвалидов с поражением
опорно-двигательного аппарата в тех же странах, где проходят Олимпийские игры здоровых людей.
Это предложение было поддержано Международным олимпийским комитетом, и в 1960 г. в Риме состоялись первые Олимпийские игры инвалидов, получившие впоследствии название «паралимпийских».
Слайд 10Паралимпийское движение в мировой практике
Первые соревнования, первый опыт принесли и
новые проблемы: спортивные сооружения не были готовы принять инвалидов с
такими поражениями. Была вскрыта проблема необходимости строительства специальных спортивных сооружений для инвалидов или создания приспособлений, дающих возможность инвалидам-параплегикам чувствовать себя более уютно на спортивных сооружениях (Д. Милчева, 1986).
Слайд 11Паралимпийское движение в мировой практике
Создается Международная спортивная организация инвалидов (ИСОД)
в 1963 г., успешно работающая до настоящего времени.
Кроме того Сток-Мэндвильским
комитетом было предложено новое название прошедшим в Токио соревнованиям - «Паралимпийские игры», т.е. игры, проводимые параллельно с олимпиадами здоровых людей, «присоединившихся» к всемирному олимпийскому движению. А поскольку соревнования стали проводить на тех же спортивных сооружениях, что и Олимпийские игры, то этот термин обрел свое звучание, утверждение и существует до наших дней.
Слайд 12 С тех пор Паралимпийские игры стали планироваться и организовываться в
тех же городах и странах, на тех же спортивных сооружениях,
что и Олимпийские игры здоровых людей.
А на токийской олимпиаде в командном зачете победила сборная команда США, завоевавшая 47 золотых медалей, на втором месте была команда Великобритании — 24 золотые медали, третье место поделили Италия и Родезия — по 11 золотых медалей (Д. Милчева, 1984; М. Башкирова, 1991).
Слайд 13Паралимпийское движение в мировой практике
1960 год. Рим - Италия
Этот год
принес полное торжество идеям профессора Людвига Гутмана. После Олимпийских игр
здоровых людей прошли первые Олимпийские игры инвалидов, на тех же олимпийских стадионах. В них приняло участие 400 парализованных спортсмена и 300 сопровождавших их лиц.
Инвалиды-спортсмены из 23 стран соревновались по 7 видам спорта: легкой атлетике, плаванию, стрельбе из лука, баскетболу в колясках, фехтованию, настольному теннису и бильярду.
Баскетбол в колясках получил свое развитие в США еще в 1942 г., поэтому на олимпиаде американским спортсменам не было равных.
Слайд 14Паралимпийское движение в мировой практике
1964 год. Токио — Япония
Олимпийские игры
в Токио доказали, что парализованные спортсмены и спортсменки обладают большим
мужеством и волей к победе. В течение двух недель они упорно боролись за медали. Следует отметить, что в тот период японские специалисты были не готовы принять инвалидов-спортсменов, так как спорт в Японии не считался средством реабилитации. Благодаря авторитету и опыту профессора Гутмана организационный комитет успешно справился с поставленной задачей. В олимпиаде приняло участие 400 спортсменов из 23 стран. Были апробированы новые виды спорта: слалом на колясках, штанга, метание диска в легкой атлетике, всего 10 видов спорта. Были поставлены новые рекорды, в течение игр более 100 000 зрителей-болельщиков посетили стадионы и стали свидетелями мужества и воли к победе инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга. Создалась теплая, непринужденная обстановка дружбы, взаимопонимания между зрителями и участниками. Олимпийские игры в Токио стали чудесной демонстрацией международного сотрудничества людей разных стран, вероисповеданий, политических течений.
Эти соревнования стали толчком к развитию спорта инвалидов в Японии. Практическим следствием Олимпийских игр стали распоряжения Министерства труда Японии о необходимости занятий спортом параплегиков и других инвалидов.
Слайд 15Успехи и история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для
лиц с поражением интеллекта
История адаптивного спорта для данной категории лиц,
получившего свое развитие в рамках движения Спешиал Олимпикс, уходит своими корнями в 60е годы, когда в июне 1963 г. Юнис Кеннеди Шрайвер открыла в своем собственном доме в Мэриленде (США) летний лагерь для детей и взрослых с умственной отсталостью с целью изучить их физические способности к различным видам спорта.
Первый опыт показал, что людям, имеющим умственную отсталость, занятия физическими нагрузками приносят огромное удовольствие и очень сильный эмоциональный заряд бодрости. Первые официальные занятия показали, что физические возможности лиц с нарушением интеллекта безграничны. Это позволяет сделать вывод, что спорт стимулирует развитие личных качеств, которые приводят к освоению высоких спортивных результатов людьми с умственной отсталостью.
Слайд 16Успехи и история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для
лиц с поражением интеллекта
Но самый главный итог первых опытов внедрения
в практику адаптивного спорта состоял в том, что этот вид деятельности не только способствует физическому развитию и совершенствованию занимающихся, но и позволяет им приобрести ценный социальный опыт: общения, выполнения различных ролей и функций, положительных эмоций.
Другими словами, адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта – это не только и даже не столько путь к их физическому совершенствованию, сколько эффективнейшее направление их социализации, интеграции в общество здоровых людей, повышения уровня качества жизни
Слайд 17Успехи и история адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного
аппарата
Впервые, 17-18 мая 1985 г., в Таллинне был организован и
проведен симпозиум по вопросу "Физическая культура и спорт как средство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов с повреждением опорно-двигательного аппарата", где присутство вали представители Ленинграда, Москвы, Омска, Киева, Эстонии, Литвы, Латвии, всего 156 человек.
На нем обсуждался вопрос о создании Федерации, которая бы объединила усилия специалистов в рамках страны.
Эти тенденции отразились в Постановлении ВЦСПС (№ 57-5 от 30.10.86) "О задачах советов ДСО по улучшению физического воспитания инвалидов с детства", и 18 августа 1987 г. (№ 18-5) было утверждено Положение о Федерации физической культуры инвалидов при ВС ДФСО профсоюзов (председатель - проф. В.А. Епифанов).
Слайд 18Успехи и история адаптивного спорта для лиц с поражением опорно-двигательного
аппарата
Несколькими месяцами позже, 16 февраля 1988 г., в Ростове-на-Дону прошел
Пленум Всероссийской федерации физической культуры инвалидов, в результате его работы создается Всероссийская федерация физической культуры и спорта инвалидов (председатель - проф. А.В. Лившиц), которая несмотря на сложнейшие условия и различные катаклизмы сохранилась и развилась, приобрела большую значимость не только внутри страны, но и за рубежом.
В июне 1988 г. в Таллинне проводится учредительная конференция по созданию Федерации спорта инвалидов при Госкомспорте СССР (председатель - В.И. Дикуль).
Слайд 19Успехи и история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
Еще
в 1914 г. в Москве были организованы спортивные секции для
глухих по футболу, лыжам, конькам. Тогда же глухие спортсмены впервые приняли участие в календарных соревнованиях, которые проводила Московская футбольная лига.
После 1917 г. там же началась подготовка кадров для работы с глухими спортсменами при Главной военной школе физического воспитания.
Был открыт двухгодичный специальный класс, где обучались инвалиды с поражением органов слуха.
По окончании обучения молодые специалисты были направлены инструкторами и тренерами для работы с этой категорией инвалидов в различные города России (Т.Н. Павлова, 1993).
Слайд 20Первые сведения о развитии физической культуры и спорта среди глухих
в Санкт-Петербурге относятся к январю 1917 г., когда были сделаны
первые пожертвования Петроградскому обществу глухонемых для спортивного кружка.
С созданием Всероссийского общества глухих в 1924 г. спортивно-оздоровительное движение среди лиц с нарушением слуха получает новое развитие. Вся работа проходит под началом спортивного отдела этой организации вплоть до 1992 г.
В 1924 г. выделяются специальные средства на развитие массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Слайд 21Первая Всероссийская спартакиада глухих была организована и проведена в 1932
г. по 6 видам спорта. С этого времени спортивные соревнования
среди инвалидов по слуху в стране проводятся регулярно. Благодаря большой финансовой поддержке со стороны государства в те годы спортивный отдел ЦП ВОГ проводит большое количество спортивных мероприятий как внутри страны, так и за рубежом.
Слайд 22Основателем и первым Президентом Всемирного спортивного комитета глухих был француз
Эжен Рубен-Алкайс. Благодаря его организационным способностям и большому авторитету, при
его непосредственном участии в Париже в тот же год были проведены первые Всемирные игры глухих.
Слайд 23Успехи и история адаптивного физического воспитания в нашей стране
Особенно велика
заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837– 1909), который явился
основоположником физического воспитания, создателем оригинальной системы физического образования, основателем курсов, а затем и института, готовившего педагогические кадры по физическому образованию
Слайд 24Успехи и история развития адаптивной физической культуры в нашей стране
Около
20 лет назад в России появился термин «Адаптивная физическая культура».
Именно тогда в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была создана первая в России кафедра «Теории и методики адаптивной физической культуры».
К этому времени в образовательном учреждении высшего профессионального образования им. П. Ф. Лесгафта был накоплен опыт обучения студентов-заочников с нарушениями слуха и опорно-двигательного аппарата. Энтузиастами этой идеи были: Д. Ф. Мосунов, В. И. Кебкало (кафедра плавания), В. П. Жиленкова (Федерация физической культуры и спорта инвалидов Ленинграда).
В 1991/92 учебном году при кафедре теории и методики физической культуры была открыта специализация «Физическая культура и спорт инвалидов».
Разработкой учебной программы этой специализации и проведением занятий со студентами занимались Т. В. Федорова и Л. В. Шапкова. Большую помощь им оказали Ю. Ф. Курамшин (заведующий кафедрой), Т. А. Шанина, а также Специальный Олимпийский комитет Санкт-Петербурга (С. В. Гутников, Т. А. Шамрай), Федерация физической культуры и спорта инвалидов города (В. П. Жиленкова).
Было осуществлено 3 выпуска специалистов по физической культуре и спорту, специализирующихся по работе с инвалидами.
Опыт реализации данной специализации показал необходимость разработки новой для нашей страны специальности - адаптивная физическая культура или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Слайд 25Успехи и история развития адаптивной физической культуры в нашей стране
Для
претворения в жизнь этой идеи в апреле 1995 г. была
создана кафедра теории и методики адаптивной физической культуры (ТиМАФК). Ее заведующим стал и до настоящего времени является автор этих строк, инициировавший организацию данного структурного подразделения в академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. В 1995/96 учебном году был осуществлен первый набор студентов по этой кафедре, которых было 22 человека, из них 4 инвалида.
В сентябре 1999 года в академии им. П. Ф. Лесгафта на базе кафедры ТиМАФК был открыт первый в России факультет адаптивной физической культуры, в состав которого были включены три кафедры:
теории и методики адаптивной физической культуры,
спортивной медицины и лечебной физической культуры,
специальной психологии и психиатрии.
Слайд 26В ноябре 2000 г. в составе факультета адаптивной физической культуры
была образована кафедра «Гидрореабилитации и технологий физкультурно-спортивной деятельности», которой стал
руководить, и продолжает это сейчас доктор педагогических наук, профессор Д. Ф. Мосунов - основатель теории и методики гидрореабилитации и гидропедагогики (термин Д. Ф. Мосунова) в нашей стране.
В июне 2003 г. в составе факультета адаптивной физической культуры была открыта еще одна новая бюджетно-хозрасчетная кафедра «Современной хореографии и танцевальной терапии». Заведующий кафедрой - директор компании-студии «Канон-Данс» В. Г. Каспаров.
Таким образом, за десять лет, прошедших с момента образования кафедры ТиМАФК, она разрослась в ИНСТИТУТ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, включающий в себя, пять кафедр.
Директор института Евсеев Сергей Петрович.
Слайд 27Магистратура «Физическая реабилитация»
1 курс
Преподаватель:
к.б.н., доцент О.И. Коломиец
Kolomiec_o@mail.ru
Благодарю за
внимание !
Слайд 28Список литературы:
Евсеев С. П. Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
Выпуск: 19 30 мая 2006, Страницы:15-21
Жиленков В.П., Забелин Л.П. Организация
физической культуры и спорта для инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата. Обзорная информация. Вып. 1. ЦБНТИ, Минсобес РСФСР., М., 1985.
Милчева Д. Спорт за инвалиди. София: Медицина и физкультура, 1986
«Теория и организация адаптивной физической культуры». Том 1, введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры. /Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора С.П. Евсеева
https://studopedia.ru/8_20162_printsip-kompensatornoy-napravlennosti-pedagogicheskih-vozdeystviy.html