Разделы презентаций


презентация по предмету Клиническая психология составитель Барсуков А. В

Содержание

Предмет клинической психологииКлиническая психология изучает, психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических синдромов, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам. НИМБ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1презентация по предмету
Клиническая психология
составитель
Барсуков А. В.

презентация по предметуКлиническая психологиясоставительБарсуков А. В.

Слайд 2Предмет клинической психологии
Клиническая психология изучает, психологические особенности людей, страдающих различными

заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов

и психопатологических синдромов, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам.

НИМБ. Клиническая психология

К клинической психологии так же относятся такие дисциплины, как нейропсихология, патопсихология.

Нейропсихология изучает системные механизмы мозга, нарушения функционирования ЦНС (центральной нервной системы).

Патопсихология изучает закономерности и структурные особенности нарушений познавательных процессов, свойств и состояний вызванных психическим заболеванием.

Предмет клинической психологииКлиническая психология изучает, психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений,

Слайд 3Предмет клинической психологии
Разделы клинической психологии
НИМБ. Клиническая психология

Предмет клинической психологииРазделы клинической психологииНИМБ. Клиническая психология

Слайд 4НИМБ. Клиническая психология

НИМБ. Клиническая психология

Слайд 5Теоретические аспекты клинической психологии
НИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.
Генетика
Окружающая среда
Биологические факторы

риска
Социальные факторы риска
Биологические защитные факторы
Социальные защитные факторы
Агрессия
Биосоциальное взаимодействие
Биосоциальная модель агрессии

А. Райна (Raine, 2001)
Теоретические аспекты клинической психологииНИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.ГенетикаОкружающая средаБиологические факторы рискаСоциальные факторы рискаБиологические защитные факторыСоциальные защитные факторыАгрессияБиосоциальное

Слайд 6Основные этиологические формы
Классификация психических заболеваний по этиологии (причине заболеваний)
НИМБ. Клиническая

психология. Теоретические аспекты.

Основные этиологические формыКлассификация психических заболеваний по этиологии (причине заболеваний)НИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.

Слайд 7Достоверно установлено, что в семьях шизофреников наблюдается значимое «накопление» заболеваемости.

Довольно высока конкордантность монозиготных близнецов по шизофрении, говорит о генетической

обусловленности данного заболевания. Также высокий коэффициент наследуемости у биполярного аффективного расстройства (у униполярной депрессии коэффициент наследуемости гораздо ниже). Высокая наследственная обусловленность наблюдается у гиперкинетического синдрома, олигофрениях, некоторых формах психопатии (генуидные психопатии) (А.А Александров, 2007 Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. 1999).
Эти данные дают основание считать приведенные патологии генетически обусловленными.

НИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.

Так же в генезисе психических расстройств огромную роль играют факторы экзогенные, то есть внешние повреждения центральной нервной системы. Особая опасность для дальнейшего развития личности ребенка в случае раннего (пренатального, постнатального) повреждения ЦНС в период от 0 – 3 лет. Родовые травмы, при которых «физически» повреждается мозг младенца играют особую роль в генезисе таких заболеваний, как пренатальные энцефалопатии и минимальные мозговые дисфункции, задержка психического развития, эпилепсии.

Достоверно установлено, что в семьях шизофреников наблюдается значимое «накопление» заболеваемости. Довольно высока конкордантность монозиготных близнецов по шизофрении,

Слайд 8Семья участвует в формировании непосильного нервно – психического напряжения несколькими

способами:
НИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.
Создавая для индивида ситуации постоянного психологического

давления, трудного или безвыходного положения (например семья алкоголика).
Создавая препятствия для проявления членами семьи определенных важных для них чувств, для удовлетворения значимых для них потребностей.
Создавая или поддерживая внутренний конфликт у индивида. Примером может служить жена обвиняющая мужа в нежелании помочь ей в домашнем хозяйстве и при этом постоянно критикующая любые попытки мужа сделать это.

Семья участвует в формировании непосильного нервно – психического напряжения несколькими способами:НИМБ. Клиническая психология. Теоретические аспекты.Создавая для индивида

Слайд 9НИМБ. Клиническая психология

НИМБ. Клиническая психология

Слайд 10НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология
Направления деятельности нейропсихолога
Научная нейропсихология
Реабилитационное направление в нейропсихологии

занимается восстановлением утраченных высших функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных

систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной и общесоциальной сферах.


НИМБ. Клиническая психология. НейропсихологияНаправления деятельности нейропсихологаНаучная нейропсихологияРеабилитационное направление в нейропсихологии занимается восстановлением утраченных высших функций, обучением и

Слайд 11Принципы функционирования мозга человека
К числу принципиальных выводов, имеющих отношение к

мозговой организации ВПФ и сформулированных Л.С. Выготским, является следующие:

НИМБ. Клиническая

психология. Нейропсихология

функция организована и построена как интегративная деятельность, в основе которой лежат сложно дифференцированные иерархически объединенные динамические межцентральные отношения;

при расстройствах развития, вызванных каким-либо церебральным дефектом, при прочих равных условиях больше страдает в функциональном отношении ближайший высший по отношению к пораженному участку центр и относительно меньше страдает ближайший низший по отношению к нему центр;

при распаде наблюдается обратная зависимость: при поражении какого-либо центра при прочих равных условиях больше страдает ближайший к пораженному участку низший, зависящий от него центр и относительно меньше страдает ближайший высший по отношению к пораженному центр, от которого он сам находится в функциональной зависимости.

Принципы функционирования мозга человекаК числу принципиальных выводов, имеющих отношение к мозговой организации ВПФ и сформулированных Л.С. Выготским,

Слайд 12Три основных функциональных блока мозга
НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Три основных функциональных блока мозгаНИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Слайд 13А) I блок — регуляции общей и избирательной неспецифической активации

мозга, — включающий ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных

отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга:
1 — мозолистое тело, 2 — средний мозг, 3 — теменно-затылочная борозда, 4— мозжечок, 5 — ретикулярная формация ствола, 6 — крючок, 7 — гипоталамус, 8 — таламус;

Структурно – функциональная модель интегративной работы мозга

Б) II блок — приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, — включающий основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий:
1 — премоторная область, 2 — прецентральная извилина,
3 — центральная извилина, 4 — моторная область,
5 — префронтальная область;

В) III блок — программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, — включающий моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двухсторонними связями.

А)

В)

Б)

НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

А) I блок — регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга, — включающий ретикулярные структуры ствола, среднего

Слайд 14Блок регуляции тонуса и бодрствования
1. Для того чтобы обеспечивалось полноценное

протекание психических процессов, человек должен находиться в состоянии бодрствования. Известно,

что только в оптимальных условиях бодрствования человек может принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать свою деятельность и осуществлять контроль за протеканием своих психических процессов, корригируя ошибки и сохраняя направленность своей деятельности.
Одним из наиболее важных было установление того факта, что аппараты, обеспечивающие и регулирующие тонус коры, могут находиться не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и подкорковых отделах мозга и что эти аппараты находятся в двойных отношениях с корой, тонизируя ее и в то же время испытывая ее регулирующее влияние.

2. В 1949г. два выдающихся исследователя – Мэгун и Моруцци – обнаружили, что в стволовых отделах головного мозга находится особое нервное образование, которое как по своему морфологическому строению, так и по своим функциональным свойствам приспособлено к тому, чтобы осуществлять роль механизма, регулирующего состояние мозговой коры, т.е. способно изменять ее тонус и обеспечивать ее бодрствование.

3. Это образование построено по типу нервной сети, в которой вкраплены тела нервных клеток, соединяющиеся друг с другом короткими отростками. По сети этого образования, названного ретикулярной формацией.

НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Блок регуляции тонуса и бодрствования1. Для того чтобы обеспечивалось полноценное протекание психических процессов, человек должен находиться в

Слайд 15два источника активации
НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

два источника активацииНИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Слайд 16Блок приема, переработки и хранения информации
По своим функциональным особенностям аппараты

этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений, приходящих в головной

мозг от периферических рецепторов, к дроблению их на огромное число компонентов и к комбинированию их в нужные динамические функциональные структуры.

А.Р.Лурия (1962) указал на законы построения коры, входящей в состав второго блока мозга (этими законами описывается также и строение третьего блока).

НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Первый закон – закон иерархического строения корковых зон. Соотношение первичных, вторичных и третичных зон коры, осуществляющих все более сложный синтез приходящей информации, является достаточно отчетливой иллюстрацией этого закона.

Блок приема, переработки и хранения информацииПо своим функциональным особенностям аппараты этого блока приспособлены к приему экстероцептивных раздражений,

Слайд 17Третий закон организации описываемого второго функционального блока, можно обозначить как

закон прогрессивной латерализации функций,
т.е. связи функций с определенным полушарием мозга

по мере перехода от первичных зон коры к вторичным и затем третичным.
Известно, что первичные зоны обоих полушарий мозга равноценны: и те и другие являются проекциями контралатеральных (расположенных на противоположной стороне) воспринимающих поверхностей, и ни о каком доминировании первичных зон того или другого полушария говорить нельзя.
Иначе обстоит дело при переходе к вторичным, а затем третичным зонам. Известно, что с возникновением праворукости, а затем и связанной с ней речи, возникает известная латерализация функций, которая отсутствует у животных, но которая у человека становится важным принципом функциональной организации мозга.

Второй закон можно сформулировать как закон убывающей специфичности иерархически построенных зон коры.
Закон убывающей специфичности является другой стороной упомянутого нами ранее закона иерархического строения входящих в состав второго блока зон коры, обеспечивающих переход от дробного отражения частных модально-специфических признаков к синтетическому отражению более общих и отвлеченных схем воспринимаемого мира. Третичные зоны коры несмотря на убывающую специфичность приобретают способность играть организующую, интегрирующую роль в работе более специфических зон, становятся ответственными за организацию функциональных систем, необходимых для осуществления сложных познавательных процессов.

НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Третий закон организации описываемого второго функционального блока, можно обозначить как закон прогрессивной латерализации функций,т.е. связи функций с

Слайд 18НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология
Блок программирования, регуляции
и контроля сложных форм

деятельности
Выполняет функцию организации активной сознательной психической деятельности.
Аппараты третьего функционального блока

расположены в передних отделах больших полушарий, спереди от передней центральной извилины.
«Выходными воротами» этого блока является двигательная зона коры.

Третий функциональный блок охватывает лобные доли.
И.П.Павлов в своих исследованиях указывал на то, что у животных, лишенных лобных отделов, нельзя отметить каких-либо нарушений в работе отдельных органов чувств. Зрительный, слуховой и кинестетический анализы остаются у него сохранными, однако, осмысленное, целенаправленное поведение глубоко страдает.
То есть, данный блок связан со всеми остальными блоками и отвечает за переработку сенсорной информации.

НИМБ. Клиническая психология. НейропсихологияБлок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельностиВыполняет функцию организации активной сознательной психической деятельности.Аппараты

Слайд 19Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития
НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развитияНИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Слайд 20Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития
НИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развитияНИМБ. Клиническая психология. Нейропсихология

Слайд 21НИМБ. Клиническая психология

НИМБ. Клиническая психология

Слайд 22НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологические регистр- синдромы (по И.А.Кудрявцеву)
Шизофренический симптомокомплекс складывается

из таких личностно-мотивационных расстройств как:
изменение структуры и иерархии мотивов,

расстройства мыслительной деятельности, нарушающего целенаправленность мышления и смыслообразование (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны, эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность), изменение самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).

В психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс входит:
эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологические регистр- синдромы (по И.А.Кудрявцеву)Шизофренический симптомокомплекс складывается из таких личностно-мотивационных расстройств как: изменение структуры

Слайд 23В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления, как:
неспособность к обучению

и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих сведений и знаний,

примитивность и конкретность мышления, неспособность к абстрагированию, повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.

НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Органический (экзо- и эндогенный) симптомокомплекс характеризуется такими признаками, как:
общее снижение интеллекта, распад имевшихся сведений и знаний, мнестические расстройства, затрагивающие как долговременную, так и оперативную память, нарушения внимания и умственной работоспособности, нарушение операционной стороны и целенаправленности мышления, изменение эмоциональной сферы с аффективной лабильностью, нарушение критических способностей и самоконтроля.

Патопсихологические регистр- синдромы (по И.А.Кудрявцеву)

В олигофренический симптомокомплекс входят такие проявления, как: неспособность к обучению и формированию понятий, дефицит интеллекта, дефицит общих

Слайд 24НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Основные методы патопсихологической диагностики при нарушениях тех

или иных сфер психической деятельности

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияОсновные методы патопсихологической диагностики при нарушениях тех или иных сфер психической деятельности

Слайд 25НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения ощущений
Виды нарушений ощущений

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения ощущенийВиды нарушений ощущений

Слайд 26НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения восприятия
Виды нарушений восприятия

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения восприятияВиды нарушений восприятия

Слайд 27НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Слайд 28НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Слайд 29НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения внимания
На уровне клинических проявлений в детской

практике выделяется синдром дефицита внимания.
В него включаются следующие клинические признаки:
Беспокойные

движения в кистях и стопах (сидя на стуле, корчатся, «извиваются»).

Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

Нетерпеливость (с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе).

Склонность отвечать не задумываясь, не выслушав до конца вопроса.

Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).

Сложности сохранения внимание при выполнении заданий или во время игр.

Частый переход от одного незавершенного действия к другому.

Невозможность играть тихо и спокойно.

Болтливость.

Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).

Внешние проявления несосредоточенности на обращенную к человеку речи.

Склонность терять вещи необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

Частое совершение опасных действий (недоучет последствиях). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам).

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения вниманияНа уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синдром дефицита внимания.В него включаются

Слайд 30НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Таблицы Шульте

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияТаблицы Шульте

Слайд 31НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения памяти

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения памяти

Слайд 32НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения мышления

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения мышления

Слайд 33НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза
1

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза1

Слайд 34НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза
2

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза2

Слайд 35НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Нарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза
3

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияНарушения мышления при различных вариантах дизонтогенеза3

Слайд 36НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Расстройства мышления по продуктивности

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияРасстройства мышления по продуктивности

Слайд 37НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Формы бреда
отношения;
преследования;
физического воздействия;
величия;
ущерба;
ревности;
ипохондрический;
изобретений, открытий;
реформаторства;
любовный;
эротический сутяжный,;
кверулянтский;
высокого происхождения;
одержимости;
дисморфоманический;
отношения;
преследования;
величия;
самообвинения;

самоуничижения;
ипохондрический;
нигилистический;
отрицания;
метаморфозы (интерметаморфозы); одержимости;
религиозный;

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияФормы бредаотношения;преследования;физического воздействия;величия;ущерба;ревности;ипохондрический;изобретений, открытий;реформаторства;любовный;эротический сутяжный,;кверулянтский;высокого происхождения;одержимости;дисморфоманический;отношения; преследования;величия;самообвинения; самоуничижения;ипохондрический;нигилистический;отрицания;метаморфозы (интерметаморфозы); одержимости; религиозный;

Слайд 38НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Пиктограммы больных шизофренией
Выхолощенные бессодержательные символы.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПиктограммы больных шизофрениейВыхолощенные бессодержательные символы.

Слайд 39НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Символы больных шизофренией
Выхолощенные типы пиктограмм нет смысла

расшифровывать, так как лишь отдельные символы что-либо символизируют.
В основном

же, крестики, линии, галочки, лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания, попытки вспомнить обозначения символов оказываются безуспешными.
НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияСимволы больных шизофрениейВыхолощенные типы пиктограмм нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные символы что-либо

Слайд 40НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Пиктограммы больных шизофренией
Следует привести некоторые пиктограммы, которые

по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при

более тщательном анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления.

Стереотипии человеческими фигурами

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПиктограммы больных шизофрениейСледует привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и

Слайд 41НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Пиктограмма здоровой девушки.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПиктограмма здоровой девушки.

Слайд 42НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Слайд 43НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Искажение при шизофрении
Память
Механическая
Логическая
Нарушается при органических патологиях,


при олигофрении может быть сохранна
Всегда нарушена при олигофрении.
При шизофрении

нарушения данного вида памяти обусловлены нарушениями мышления

Типично для ММД.
При неврастении связано прежде всего с нарастанием утомления

Темп, нарушен при органических нарушениях ЦНС,
замедлен при депрессиях, и ускорен при маниях

Процесс обобщения

Снижение уровня обобшения при органических патологиях

В различных вариантах проявляются при всех видах расстройств
наиболее специфичны для МДП, шизофрении, неврозов

Нарушается при всех видах патологии

Взаимообуславливает нарушения эмоций и мышления

Расстройства ВПФ наиболее специфичные для различных нозологических форм

Внимание

Мышление

Эмоции

Личность

Восприятие

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияИскажение при шизофрении ПамятьМеханическаяЛогическаяНарушается при органических патологиях, при олигофрении может быть сохраннаВсегда нарушена при

Слайд 44Личностные и невротические расстройства
Гипостенический тип реагирования (норма)
НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Стенический

тип реагирования (норма)
Астенический тип
реагирования (дезадаптация)
Гиперстенический тип реагирования (дезадаптация)

Личностные и невротические расстройстваГипостенический тип реагирования (норма)НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияСтенический тип реагирования (норма)Астенический тип реагирования (дезадаптация)Гиперстенический тип

Слайд 45Синдромообразование при расстройствах личности
НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Генетические факторы имеют преобладающий

характер
Обуславливают развитие особенностей темперамента и ЦНС
В случае благоприятной среды, она

выступает как фактор компенсации. В случае деструктивной среды, она способствует усилению проявлений психопатии, формирует вторичные нарушения.

Темперамент

Акцентуации характера.

Среда выполняет первичную психотравмирующую функцию, запуская механизмы формирования психопатии.
Из за неспособности компенсировать заболевание, нарастания напряжения связанного с поведением больного, семейная система вторично невротизируется (Э. Г. Эйдемиллер), оказывая при этом дополнительное воздействие на формирование расстройства.

Расстройство личности

Краевые формы

Ядерные (генуидные формы)

Синдромообразование при расстройствах личностиНИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияГенетические факторы имеют преобладающий характерОбуславливают развитие особенностей темперамента и ЦНСВ случае

Слайд 46Акцентуации характера
НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Акцентуации характераНИМБ. Клиническая психология. Патопсихология

Слайд 47НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Акцентуации характера

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияАкцентуации характера

Слайд 48НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Акцентуации характера

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияАкцентуации характера

Слайд 49НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Акцентуации характера

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияАкцентуации характера

Слайд 50НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Акцентуации характера

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияАкцентуации характера

Слайд 51НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Акцентуации характера

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияАкцентуации характера

Слайд 52НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Классификация акцентуации характера, разработанная известным отечественным психиатром

А. Е. Личко, по своему содержанию близка к классификации К.

Леонгарда.

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду и типов акцентуации характера по Л Е. Личко выглядит следующим образом:

Достоинством данной классификации является то, что типы акцентуаций адекватно соотносятся с характерными признаками психопатий для лиц данного возраста.

Было выявлено, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияКлассификация акцентуации характера, разработанная известным отечественным психиатром А. Е. Личко, по своему содержанию близка

Слайд 53НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Сопоставление типов акцентуаций характера по Леонгарду и

Личко
Тип акцентуированной личности по Леонгарду
Тип акцентуации характера по А.Е.Личко
Демонстративный
Педантичный
Застревающий
Возбудимый
Гипертимический
Дистимический
Аффективно-лабильный
Аффективно-экзальтированный
Эмотивный
Тревожный
Экстравертированный
Интровертированный
Истероидный
Психастенический
--------
Эпилептоидный
Гипертимный
--------
Циклоидный
Лабильный
Лабильный
Сенситивный
Гипертимно-конформный
Шизоидный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияСопоставление типов акцентуаций характера по Леонгарду и ЛичкоТип акцентуированной личности по ЛеонгардуТип акцентуации характера

Слайд 54НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
В российской психиатрии и клинической психологии для

дифференциальной диагностики расстройств личности и отграничения их от сходных состояний,

например от акцентуации характера, используются критерии психопатий предложенные П.Б. Ганнушкиным, О.В. Кебриковым, согласно данным критериям расстройство личности должно отвечать следующим критериям:

Относительная стабильность психопатологических черт;
Тотальность проявления этих черт (одни и те же черты характера проявляются при любых обстоятельствах);
Социальная дезадаптация;

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияВ российской психиатрии и клинической психологии для дифференциальной диагностики расстройств личности и отграничения их

Слайд 55НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Основные нарушения в целевой структуре деятельности
и

в структуре самооценки у больных невротическими
и личностными расстройствами
Рассогласованность целевой

структуры деятельности

Невротические

Недифференциро-ванность целевой структуры, тенденция к сближению реальных и идеальных целей

Личностные

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияОсновные нарушения в целевой структуре деятельности и в структуре самооценки у больных невротическими и

Слайд 56НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
Расстройства внимания не являются

специфичными для невротических расстройств. Их появление связано с основными проявлениями

болезни. Как правило, клинически и патопсихологически, можно заметить нарушение концентрации и устойчивости внимания, быструю истощаемость и замедленность переключения внимания.

Нарушения памяти являются одними из характерных и частых, но неспецифических проявлений при невротических расстройствах. Как правило, отмечаются нарушения механического за­поминания. Другие нарушения памяти описываются лишь как сопутствующие.
По мнению, А.М.Вейна и Б.И.Каменецкой, мнестический дефект у больных неврозами связан с патологическими эмоциональными состояниями.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствРасстройства внимания не являются специфичными для невротических расстройств. Их появление связано

Слайд 57НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
Качественные расстройства мышления не

являются специфичными для невротических расстройств. Ассоциативный процесс остается, в целом,

логически выверенным.
При невротической депрессии отмечается замедление мышления; при ананкастических невротических проявлениях появляются обсессии — навязчивые мысли, воспоминания.

Эмоциональные расстройства являются основными в квалифицировании тех или иных форм невротических расстройств.
Из аффективных симптомов и синдромов наиболее часто отмечаются депрессия, астения и слабодушие, страхи и фобии, ангедония, тоска и тревога.
Эмоциональные феномены представлены обидой, разочарованием, аффектом недоумения, гневом.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствКачественные расстройства мышления не являются специфичными для невротических расстройств. Ассоциативный процесс

Слайд 58НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
На роль интеллекта в

генезе неврозов указывают H.J.Eysenck и S.Rachman. Эти авторы на основании

экспериментально-психологических исследований рассматривали вопрос о значении уровня интеллекта в развитии неврозов.
Для больных неврозами кривая распределения интеллекта, по результатам исследований H.J.Eysenck и S.Rachman, оказалась более пологой, чем у здоровых. Иными словами, в группе больных неврозами было гораздо меньше лиц со средним интеллектом, чем в контрольной группе, и на оба крайних отрезка приходился больший процент лиц, страдавших неврозами, чем в контрольной группе.
Эти важные данные позволили исследователям сделать вывод о том, что у людей со средним интеллектом невроз развивается реже, чем у отклоняющихся от среднего уровня в сторону более высокого и более низкого интеллекта.
НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствНа роль интеллекта в генезе неврозов указывают H.J.Eysenck и S.Rachman. Эти

Слайд 59НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
Потребностно-мотивационный аспект изучения неврозогенеза

и клиники невротических расстройств, как известно, был присущ фрейдизму. S.Freud

отстаивал точку зрения о биологичности, конституциональности характера потребности (в его представлении — сексуальной), блокирование которой в условиях общественной жизни с морально-нравственными регламентациями и фатальностью приводит личность к неврозу.
Ученики и последователи S.Freud несколько отошли от представлений своего учителя. Так, К.Ногпеу на основе эмпирического анализа собственной психотерапевтической практики описала десять «невротических» потребностей. Их «аномальность», заключена как в их содержательной противоречивости, так и в формальных характеристиках структуры и способов реализации: навязчивой компульсивности, низкой степени осознанности и подконтрольности, а также присущей всей системе невротических потребностей принципиальной ненасыщаемости.
НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствПотребностно-мотивационный аспект изучения неврозогенеза и клиники невротических расстройств, как известно, был

Слайд 60НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
Не перечисляя все десять

потребностей, отметим лишь некоторые из них:
потребность в любви и одобрении;

особенностью реализации этой потребности невротиком является ее «всеядность» в отношении объекта любви — желание быть любимым всеми и каждым, а в сущности, полное безразличие к партнеру, рассматриваемому как «вещь» или «товар» (E.Fromm);
потребность в поддержке, стремление иметь сильного и опекающего партнера, который избавит от страха покинутости и одиночества. Невротик никогда не уверен, что его действительно любят, и всегда стремится «заработать» любовь, как в детстве послушный ребенок примерным поведением стремится заслужить родительскую похвалу. Отсюда повышенная зависимость от объекта любви и превентивное «бегство» в независимость;
потребность властвования, доминирования, лидерства может распространяться на все сферы жизни независимо от того, обладает ли человек достаточной компетентностью для достижения первенства. Отсюда сосуществование противоположных тенденций: постоянного стремления «все выше, и выше, и выше...» и чувства неуверенности в себе, желание властвовать, но при этом отказ от принятия на себя ответственности за бремя власти;
потребность в публичном восхищении, признании, которые становятся мерилами самоценности;
НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствНе перечисляя все десять потребностей, отметим лишь некоторые из них:потребность в

Слайд 61НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
В рамках мотивационного аспекта

можно отметить и существенный для неврозогенеза диссонанс между прогнозируемым и

реальным результатами, становящийся дополнительной причиной инт-рапсихического конфликта и еще одним источником невроза.
Все это многообразие сведено к нескольким основным типам:

1.Конфликт типа желаемое-желаемое (аппетенция аппетенция) имеет место в том случае, если индивидуум должен выбирать одну из двух равно желаемых потребностей. Субъект при этом испытывает одинаково выраженную потребность реализовать обе возможные линии поведения. Хотя обе они оцениваются как желаемые, необходимость пожертвовать одной из них обусловливает фрустрирующий характер ситуации.
2.Конфликт типа нежелаемое-нежелаемое (аверсия-аверсия) связан с необходимостью выбора между двумя равно нежелательными возможностями. При этом имеются конкурирующие потребности избежать каждой из альтернатив, одна из которых неизбежно фрустрируется.
3. Конфликт типа желаемое-нежелаемое (аппетенция-аверсия) обычно описывается как стремление индивидуума к какой-либо цели, от достижения которой его удерживает страх или иной отрицательный стимул, ассоциирующийся с желаемой целью или ее окружением (Ch.N.Cofer, M.H.Appley) т.е. как конкуренция между равно выраженными потребностями достичь цели и избежать связанного с ней же отрицательного стимула.

НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствВ рамках мотивационного аспекта можно отметить и существенный для неврозогенеза диссонанс

Слайд 62НИМБ. Клиническая психология. Патопсихология
Патопсихологическая характеристика невротических расстройств
Нарушений сознания в патопсихологическом

и психопатологическом понимании у больных неврозами не обнаруживается. Нельзя говорить

о невротических нарушениях, если больной дезориентирован в месте и времени, а также неправильно идентифицирует себя. Типичными могут считаться лишь на пушения процессов самосознания и самооценки.
Начиная с работ, выполненных во фрейдистском русле, в частности, с описанного А.Адлером комплекса неполноценности «невротической личности» интерес к этой теме не ослабевает.
НИМБ. Клиническая психология. ПатопсихологияПатопсихологическая характеристика невротических расстройствНарушений сознания в патопсихологическом и психопатологическом понимании у больных неврозами не

Слайд 63НИМБ. Клиническая психология.

НИМБ. Клиническая психология.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика