Слайд 1Причины и профилактика нарушений зрения у детей школьного возраста
Эргашев И.О.
П-614В
Слайд 2Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее
зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом,
глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.
Слайд 3Актуальность
Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе
у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время.
Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников. Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.
Слайд 5Факторы риска
Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь
необходимо искать в образе жизни.
длительное нахождение у домашних приборов: компьютера,
планшета, мобильного телефона;
«отдых» у телевизора;
чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);
недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
Слайд 6плохое освещение (избыток света или темнота);
неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие
мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
несбалансированное питание (в
пище должны быть необходимые витамины и минералы);
стресс;
наследственность.
Слайд 10Основные виды нарушения зрения.
Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников
выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие.
Спазм аккомодации – чрезмерное
напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.
Слайд 11Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения
глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не
на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.
Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.
Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.
Слайд 14За какой партой должен сидеть ребенок с плохим зрением ?
если
острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза
0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;
если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;
при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.
Слайд 15Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз
у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:
Не стоит
чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию.
Для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации.
Слайд 16Для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать
несколько правил:
Не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями
(чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов-2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов).
Ограничить до минимума время работы за компьютером.
Отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе.
Вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон).
Следить за гигиеной глаз.
Избегать стрессов, не перегружаться.
Слайд 17Создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с
левой стороны стола . У всех источников света должна быть
примерно одинаковая цветовая температура).
Употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);
Соблюдать правильную осанку;
Расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);
Показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);
Если назначено ношение очков, обязательно носить их (если ребенок стесняется носить очки, то носить контактные линзы).
Слайд 24Гимнастика для глаз
Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение
зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в
день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость.
Слайд 25Самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо
сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать»
воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно.
Расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни.
Круговые движения — открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против.
Моргание – не менее 100 раз.
«Темное расслабление» — положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета.
«Косые глаза» — сведите глаза к носу.
«Близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.
Слайд 28Что лучше носить ребенку, линзы или очки?
Современные линзы обладают рядом
преимуществ, они более физиологичны очков, удобнее их и создают единую
оптическую систему с глазом. Через них проходит кислород и глаз сможет полноценно дышать. Так же ребенок будет чувствовать себя увереннее в психологическом плане. Лучше выбирать однодневные линзы, они более гигиеничны и комфортны. Некоторые дети категорически не принимают контактные линзы из-за процесса их использования. Хронические воспалительные заболевания глаз являются противопоказанием к ношению линз. Также необходимо делать перерыв в ношении линз при инфекционных заболеваниях (тонзиллит, ОРВИ, грипп и др.).
Слайд 29Очки это элемент комфорта и необходимости. При миопии слабой степени
очки назначают только для дали, для постоянного ношения очки назначают
только при миопии высокой степени. К выбору очков необходимо подходить не с меньшей ответственностью. Детям до 3-х лет необходимы очки из мягкого пластика на резинке, которая будет плотно охватывать голову и он спокойно может бегать и играть. Школьникам до 10 лет хорошо подойдут очки в жесткой пластмассовой оправ с пластиковыми линзами, они дольше не поцарапаются и не разобьются. Важно, что ребенок должен активно участвовать в выборе очков – лишь в этом случае он подберет то, что нравиться ему и будет носить их с удовольствием.
Слайд 30Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети
должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать
ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.
Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.
Слайд 31Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них.
Относитесь к своим глазам бережно и внимательно, ведь дети наше
будущее!