Слайд 1Причины и условия возникновения государства
Слайд 2 Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел
разными путями.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной
Европы существует две точки зрения.
Слайд 3 Сторонники первой утверждают, что в западном регионе в ходе разложения
первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к
Германии и России).
Слайд 4 Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя в восточной
Европе наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать
выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.
Слайд 5 Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,
появления патриархальной семьи, военных захватов происходит расслоение первобытного общества, обостряются
его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества - государственность.
Слайд 6 Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь
возникновения государства, «азиатский способ производства»(вначале Древний Восток, затем – Африка,
Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу(сословие, касту).
Слайд 7 Следовательно, восточный (азиатский)вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным
образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно
трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная(коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную.
Слайд 8 Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много
общего. Все они были абсолютными деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим
аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность.
Слайд 9 Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации.
Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е.
само государство выступало организатором производства.
Слайд 10 На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия,
необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных
систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Слайд 12 Ф.Энгельс в своем научном труде «Происхождение семьи, частной собственности и
государства» выделил три основные модели возникновения государства в мире:
1)Афинская модель
– для такой формы возникновения государства был свойствен классический путь развития, т.е. из внутренних противоречий, царивших в обществе. Этапами формирования государства при данной модели служили последовательные реформы Тезея, солона и Клисфена.
Слайд 13 2)Древнеримская модель – формирование государства у древнеримского народа было обусловлено
борьбой между двумя противоречащими слоями римского населения: плебеи – бесправные
пришлые люди, которые ни в каком виде не допускались к управлению обществом, и патриции – лица, составлявшие коренную римскую аристократию.
Слайд 14 3)Древнегерманская модель – возникновение государства у древнегерманского народа было ускорено
завоеванием обширной территории Римской империи в результате многочисленных набегов воинствующих
германцев. При этом существовавшие у германского народа органы власти родовым строем не были приспособлены к управлению завоеванной римской империей.
Слайд 15 Можно сделать вывод, что основными факторами, влияющими на образование государства,
явились:
1)Разделение труда.
2)Частная собственность.
3)Борьба противоположных классов.
4)Появление прибавочного продукта(излишка).
5)Внедрение в производство продукта
новых технологий, строительство ирригационных сооружений.
6)Территориальное разделение населения.