Слайд 1Приемы и методы проведения экономического анализа
Выполнила:
Студентка гр. М22-а
Дёмина Анастасия
Слайд 2 Принципы экономического анализа:
1. Принцип системности – предполагает изучение деятельности
хозяйствующего субъекта, во-первых, как системы, объединяющей различные структурные подразделения, реализующие
процесс производства, а во-вторых, как элемента более крупной хозяйственной системы (регион, отрасль и т.д.).
Слайд 32. Принцип научности – предполагает раскрытие экономической сущности изучаемого явления
или процесса, их оценки, характера изменения, посредством использования научных методов
и процедур анализа.
Слайд 4Принцип комплексности – требует всестороннего изучения явления или процесса во
взаимодействии с обусловливающими их факторами.
Слайд 5Принцип регулярности – определяет для каждого объекта временной интервал анализа.
В процессе мониторинга анализ может проводиться непрерывно, либо через определенные
промежутки времени.
Слайд 6Принцип конкретности – реализуется в целевой направленности и адресности проведения
анализа.
Слайд 7Принцип объективности – предполагает доказательность выводов по результатам анализа, посредством
полного раскрытия причин изменений изучаемых объектов.
Слайд 8Принцип преемственности – предполагает соблюдение единых принципов аналитической работы, сопоставимость
выводов, сделанных на основе различных тематических анализов в различные периоды
времени.
Слайд 9Принцип экономичности – предполагает, что объем проводимой аналитической работы и
затраты на ее проведение должны соизмеряться с эффектом, который она
обеспечивает.
Слайд 10Виды показателей, используемых в экономическом анализе:
1. Количественные и качественные
К
количественным показателям относят показатели, отражающие количественную характеристику объекта или процесса
– объем выручки, объем выполненных работ, величина основных средств, их доля в общем объеме активов и др.
К качественным показателям относят показатели, отражающие существенную определенность объекта или процесса – доходность, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др. Количественные и качественные показатели тесно взаимосвязаны и применяются в комплексе, что обеспечивает всестороннюю и глубокую оценку достигнутых результатов;
Слайд 112. Абсолютные и относительные
Абсолютные показатели выражаются в стоимостных и натуральных
измерителях (рублях, тоннах, килограммах, метрах, литрах, штуках, часах и т.п.);
Относительные – в процентах и индексах;
Слайд 123.Обязательные и неофициальные
Обязательные – утверждаемые централизованно различными вышестоящими органами
Неофициальные
– разрабатываемые самой организацией;
Слайд 134. Обобщающие (интегральные)
и частные
Слайд 145. Плановые – расчетные показатели, используемые при составлении различного рода
планов и бюджетов;
Слайд 15 6. Нормативные – утверждаемые (директивные, индикативные) показатели, имеющие расчетное или
эмпирически определяемое числовое выражение.
Слайд 16Методы экономического анализа
Метод анализа – это способ изучения, измерения и
обобщения влияния различных факторов на изменение результатов деятельности организации с
целью их улучшения.
Методика анализа – совокупность правил, приемов целесообразного проведения аналитической работы.
Слайд 17Классификация методов экономического анализа
1. Классические методы математического анализа:
методы элементарной математики;
дифференциальное
и интегральное исчисление;
вариационное исчисление.
Слайд 182. Традиционные методы анализа:
метод сравнения;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
коэффициентный анализ;
трендовый анализ.
Слайд 19Сравнение – действие, посредством которого устанавливается сходство и различие определенных
процессов и явлений. Сравнение бывает качественным и количественным. Проводить сравнение
можно по одному или нескольким критериям. Наиболее распространенные виды сравнения – сравнение «план-факт», сравнение динамики факторных и результирующих показателей, сравнение параллельных рядов.
Слайд 21Горизонтальный анализ. Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить
абсолютные и относительные изменения величин различных финансовых показателей за определенный
период и дать им оценку. В основе горизонтального анализа лежит построение аналитической таблицы, содержащей наряду с абсолютные и относительные показатели (темпы роста, темпы снижения и т.д.).
Слайд 22Вертикальный анализ. Цель вертикального анализа заключается в расчете удельного веса
отдельных показателей в общем итоге и оценке их колебаний.
Коэффициентный
анализ. Цель коэффициентного анализа заключается в оценки работы организации с использованием относительных показателей.
Слайд 23Трендовый анализ. Цель трендового анализа заключается в формировании возможных значений
показателей в будущем и оценке прогноза. В основе проведения трендового
анализа лежит сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции изменения показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
Слайд 243. Специальные методы анализа:
операционный (маржинальный) анализ;
функционально-стоимостной анализ.
Слайд 25
4. Методы экономической статистики:
метод средних величин;
метод группировки;
метод
обработки рядов динамики;
индексный метод;
графический метод.
Слайд 26Метод группировки – это метод, при котором совокупность изучаемых явлений
делится на группы и подгруппы по однородным признакам с целью
изучения ее структуры и взаимосвязей между компонентами.
Слайд 28Метод средних величин – используются для обобщающей количественной характеристики множества
индивидуальных значений признака некоторой средней величиной, характеризующей всю совокупность явлений.
Слайд 29Методы обработки рядов динамики. Их суть в расчете некоторых количественных
характеристик ряда динамики (средний уровень, темп роста и др.) и
выявления присущей ему тенденции.
Динамический ряд – совокупность данных, характеризующих изменение явления, показателей во времени. Каждое отдельное значение показателя ряда динамики называется уровнем. Для характеристики изменения уровня ряда динамики исчисляют абсолютный прирост и темпы роста и прироста.
Слайд 30Индексный метод. Индекс – относительная величина, характеризующая состояние двух значений
показателя, описывающего одно и то же явление.
Слайд 31Индекс стоимости товарной продукции (цены).
Слайд 32Графический метод. В экономике связь между экономическими явлениями и показателями
находит свое количественное выражение. Связь между переменными можно выразить: формулой;
таблицей; графиком.
Слайд 33Рисунок.1. Структура финансовых ресурсов
Слайд 36
5. Методы детерминированного факторного анализа:
метод цепной подстановки;
метод абсолютных
разниц;
метод относительных разниц;
метод пропорционального деления;
метод долевого участия;
метод логарифмирования;
индексный метод;
интегральный метод.
Слайд 37
6. Методы математической статистики и эконометрики:
корреляционный анализ;
регрессионный анализ;
дисперсионный анализ;
многомерный
факторный анализ;
кластерный анализ;
компонентный анализ;
спектральный анализ;
методы обработки
пространственно-временных совокупностей.
Слайд 387. Методы рейтинговой оценки:
метод суммирования значений всех показателей;
метод суммы
мест;
метод суммы баллов;
метод расстояний;
таксонометрический метод.