Слайд 1Приложение к курсу лекций
Санкт-Петербург – 2012 год
Медведев Владимир Арсентьевич
E –
mail: krat29@rambler.ru
Установочная лекция
(1,2/5)
Транспортная логистика
Слайд 3Рекомендованная литература:
Федоров Л.С. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие –
М.: КНОРУС, 2013. – 312 с.
Транспортная логистика: учеб. /
Под ред. Л.Б. Миротина – М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – 512 с.
Амиров М.Ш. Единая транспортная система: учеб. – М.: КНОРУС, 2012. – 184 с.
Миротин Л.Б. Логистика: общественный пассажирский транспорт, изд. «ЭКЗАМЕН», М., 2003г., - 224 с.
Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом: учеб. – М.: ТрансЛит, 2007. – 224 с.
Слайд 4Рекомендованная литература:
6. Медведев В.А., Прохоров В.М. «Виртуальная транспортная логистика» -
СПб.: изд. СЗТУ, 2008г. - 290 с.
7. Миротин Л.Б., Сергеев
В.И., Лукинский В.С. и др. «Логистика: управление в грузовых транспортно - логистических системах», учеб. пособие, изд. «Юристъ», 2002г., - 414 с.
8. Волгин В.В. Автоперевозчик: Эксплуатационные нормативы. - М.: АСТ Астрель, 2004. – 558 с.
9. Медведев В.А. Информационные технологии на транспорте: учеб. пособие. – СПб., изд. СЗТУ. – 2009. – 232 с.
Слайд 5Концепция современной логистики «Система-6»
Определённое
Необходимое
Нужное
Соответствующее
Минимальные
Требуемый
Система
«6»
Количество
Место
Качество
Затраты
$
Время
Груз
Слайд 6Транспорт — отрасль производства материальных услуг, осуществляющая перевозки людей и
грузов.
Грузовой терминал — специальный комплекс, предназначенный для
выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой/разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных грузов, а также коммерческо-правовым обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников.
Транспорт является основным проводником МП в логистических системах
Слайд 7Задачи транспортной логистики
создание транспортных систем;
совместное планирование транспортных процессов на
различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
обеспечение технологического единства
транспортно-складского процесса;
выбор способа транспортировки и транспортного средства;
определение рациональных маршрутов доставки
Слайд 8Транспортная система
Сопровождающая
документация
Разрешительные
акты
Договора
Транспортная система
Налоги и взносы
Финансы
Транспортный комплекс
Склады и терминалы
Электронная БД
Маршрутизация
и мониторинг
Прямые расходы
Организационное
обеспечение
Транспортная
инфраструктура
Эл-документооборот
Страховка
Информационное
обеспечение
Слайд 9Выбор производителя транспортной услуги
соблюдение временного графика доставки груза*;
близость расположения к
терминалам;
протяжённость маршрутов;
размер тарифов;
наличие специального подвижного состава.
*- 8 – 12
недель - 25%;
*- 4 – 8 недель – 10%;
*- менее 4 недель – 1%.
Слайд 10Цель и функции
Главная цель транспортировки — доставить нужный продукт нужного
качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место, в
нужное время с минимальными затратами.
Функции
перемещение груза
хранение груза
Слайд 11Логистическое управление
Материальный поток
Информационный поток
Субъект управления
Производитель
Потребитель
Слайд 12Участок разгрузки
Приемочная экспедиция
Пример материального потока
Слайд 13Системы управления материальными потоками
MRP - планирование потребности в материалах;
DRP
- планирование распределения ресурсов;
JIT - управление материальными и информационными
потоками по принципу "точно вовремя";
KANBAN - информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу "точно вовремя";
ОРТ - оптимизированная технология производства
Слайд 14Транспортная логистика - создание возможности для реализации грузопотоков с минимальными
общими затратами при соответствующем обеспечении сопровождающих информационных потоков и при
соблюдении определенных условий.
Логистический подход - интеграция деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления материальными и информационными потоками.
ГЛОССАРИЙ
Логистический метод позволяет определить ожидаемые макроэкономические показатели и факторы, влияющие на транспорт, в т.ч. экологические нормы природопользования, т. к. транспортная деятельность на планете и концентрация грузовой нагрузки оказывают отрицательное влияние на природу и человека, что должно быть обязательно оценено в экономических показателях.
Слайд 15Логистические принципы на транспорте:
доставка грузов «от двери до двери», «от
причала до причала»;
высокая скорость перевозки и возможность минимального времени
доставки;
«точно в срок» и жесткие сроки доставки;
комбинированные перевозки транзитных грузов;
гибкий подход к запросам клиентов;
стабильный график движения и абсолютная надежность;
частые отправки, малые серии и партии, малые склады.
Слайд 16Комплексное понятие «ТЛ»
аспекты
технические
экономические
информационные
юридические
финансовые
сооружения и средства
планирование, управление потоками и маркетинг
сбор,
обработка и доведение информации до потребителя
нормативно-правовые основы взаимодействия
стоимость логистических услуг
и их экономическая эффективность
Слайд 17Компоненты ТЛ:
грузы;
виды транспорта;
терминалы и склады;
все
виды обеспечения и обслуживания.
Полная информация не ограничивается данными по
одному звену транспортной цепи, она включает параметры собственного транспортного рынка и смежных рынков партнеров и конкурентов.
Терминалы и склады трансформировались в логистические центры, экспедиционное обслуживание - в интегрального оператора комбинированных перевозок и т.д.
Слайд 18ЛЦ - самостоятельный грузовой терминал с более, чем 40 технологическими
операциями.
Логистический центр
В обычное понятие "логистический центр " входит не
только процедура сбора, обработки и выдачи информации.
Это и переработка грузов, и комплекс логистических услуг клиентам.
Слайд 19Доска объявления
Портал Центра
Транспортной
логистики
Информационно-программные приложения
Глобальная
Сеть ИЦЛ
Абоненты центра
Интернет
База данных абонентов центра,
услуг, состоявшихся сделок и т.п.
Активизация запросов
получение и обработка;
ретрансляция;
ответ и удаление
Внутренняя
информация
Функциональная схема ИЦТЛ
Слайд 20Доска объявлений
Фрахтовая биржа грузов и транспортных услуг;
Презентация компаний и проектов;
Рейтинговая
оценка участников транспортного процесса
Одна состоявшаяся транзакция $ 10
Информационно-программные приложения
Делопроизводство
и бухгалтерия;
Договорная документация и документооборот;
Планирование производственными ресурсами и управление поставками
Абонентская плата $ 300-800 в год
Слайд 21Внутренняя информация
Маршрутизация и мониторинг транспортного процесса;
Организационное обеспечение внутренней информационной
сети;
Информационный сетевой бюллетень.
Разовая оплата $ 10-70 в месяц
Слайд 22Региональные центры логистики
Интернет
Интернет
Подразделения и филиалы владельца центра
Абоненты центра
«Корона»
Региональные компании
малого и среднего бизнеса
«Звезда»
Слайд 23Транспортная система России
занято свыше 3,2 млн человек, что составляет
4,6 % работающего населения
железных дорог - 87 тыс. км.
автомобильных
дорог с твердым покрытием более 745 тыс. км
воздушных линий свыше 600 тыс. км.
магистральных нефте- и продуктопроводов 70 тыс. км.
магистральных газопроводов более 140 тыс. км.
речных судоходных путей 115 тыс. км. и множество морских трасс
Слайд 25Железнодорожный транспорт
-- по данным на 2011 год приходилось 85 %
внутреннего грузооборота.
В европейской части страны ж/д сеть имеет радиальный вид,
ж/д сходятся к Москве.
В 1970—1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена ж/д Тюмень — Сургут — Уренгой — Ямбург (БАМ).
В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых ж/д линий и электрифицировано 1962 км ж/д.
Ж/д, по состоянию на весну 2012 года, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации
Слайд 26Морской транспорт
Важность морского транспорта для России определяется её положением на
берегах 3-х океанов и протяжённостью морской границы 42 тыс. км.
на
Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.
Основные порты:
на Чёрном море — Новороссийск, Туапсе;
на Азовском море — Таганрог;
на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг;
на Баренцевом — Мурманск;
на Белом — Архангельск;
Слайд 27Речной транспорт
Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тыс.
км.
Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте
составляет 3,9 %.
Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Волго-Камский речной бассейн - 40 % грузооборота реч. флота.
Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский и Волго-Донской каналы – Волга стержень единой водной системы европейской части России, а Москва — «порт 5-ти морей».
Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.
в Сибири - Енисей, Лена, Обь и их притоки.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока - Амур.
Слайд 28Трубопроводный транспорт
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420
мм) и большой протяженности в широтном направлении.
Нижневартовск — Самара;
Сургут —
Полоцк;
Александровское — Анжеро-Судженск;
Красноярск — Ангарск;
Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.
Нефтепровод
ы
«Дружба»: Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Европы;
Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон — Одесса;
Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск;
Слайд 29Трубопроводный транспорт
Газопровод
ы
Саратов — Москва — первый газопровод в России
(840 км);
Ставрополь — Москва;
Краснодарский край — Ростов-на-Дону —
Серпухов — Санкт-Петербург;
Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
Надым — Пунга — Пермь;
Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;
крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км);
газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Слайд 30Автомобильный транспорт
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на
автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41
%.
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.
По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки.
Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки.
В странах Европы — приближается к 1500 км в сутки.
Слайд 31Воздушный транспорт
Основными центрами авиасообщения являются Москва (около 80%), Санкт-Петербург, курорты
Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
Сеть действующих аэропортов в
России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза
В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):
1. Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
2. Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский;
3. Санкт-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
4. Санкт-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский.
Слайд 32Промышленный транспорт
В соответствии со СНиП 2.05.07-91 это:
ж/д транспорт с
колеей 1520 мм и 750 мм;
технологический автомобильный транспорт,
включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами);
гидравлический транспорт;
канатный подвесной транспорт;
конвейерный транспорт.
Слайд 34Транспортные узлы
Узлы международного, федерального уровня, зона их влияния распространяется на
крупные экономические районы: Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Центральная Россия,
Юг России, Северо-Запад России.
К федеральным узлам относятся Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток
Узлы регионального (межрегионального) значения, зона их влияния распространяется на 1 – 3 субъекта Р Ф (республика, край, область, округ).
Слайд 35Транспортные коридоры
Путь из Европы в Азию через Россию — кратчайший,
поэтому для неё экономически целесообразно развитие транспортных коридоров.
В настоящее
время по территории России проходят 3 панъевропейских транспортных коридора:
«Север—Юг» (Хельсинки — Таллинн — Рига — Каунас и Клайпеда — Варшава и Гданьск);
«Восток—Запад» (Берлин — Познань — Варшава — Брест — Минск — Смоленск — Москва — Нижний Новгород);
Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград — Киев — Любашёвка — Кишинёв — Бухарест — Димитровград — Александрополис.
Слайд 36Министерство транспорта
Российской Федерации
Минтранс России
Ространснадзор
Федеральная служба по надзору в сфере
транспорта
Росморречфлот
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Росжелдор
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Росавтодор
Федеральное дорожное
агентство
Росавиация
Федеральное агентство воздушного транспорта
Слайд 37В суммарном грузообороте ТС России долевое соотношение имеет примерно следующую
пропорцию:
53 %
38 %
Трубопроводный транспорт
Железная дорога
Автомобильный транспорт
Морской транспорт
Речной транспорт
Авиация
0,01 %
2,1 %
2,7
%
4,2 %
Слайд 38Трубопроводный транспорт
В комплекс технического оснащения нефтепроводов входят и оборудование для
обезвоживания и дегазации нефти, подогрева вязких сортов нефти.
В нефте-
и газотранспортных системах используются, как правило, прямошовные сварные стальные трубы диаметром от 520 до 1020 мм.
Слайд 39Основные особенности и преимущества:
непрерывность транспортного процесса;
возможность повсеместной прокладки;
массовость размеров перекачки;
самая низкая себестоимость перевозки;
полная герметичность;
сохранность
качества и количества;
полная автоматизация;
меньше капитальные вложения в строительство;
независимость от климата;
экологическая чистота;
низкая трудоёмкость.
Трубопроводный транспорт
Слайд 40Трубопроводный транспорт
1400 мм по сравнению с 1020 мм уменьшит:
капиталовложения
на 20%
эксплуатационные затраты на 30%
1020 мм
1400 мм
Пропускная способность 45
млн. т в год
Пропускная способность 75 млн. т в год
Коррозию труб можно уменьшить за счёт использования битумно-бумажных эпоксидных лакокрасочных плёнок.
Слайд 41Железнодорожный транспорт
Включает в себя:
путь и путевое хозяйство;
вагоны
и вагонное хозяйство;
локомотивы и локомотивные хозяйства;
станции;
грузовые товары;
товарные конторы;
грузовое и весовое хозяйство.
Слайд 42Железнодорожный транспорт
В зависимости от количества груза, принятого по одной накладной,
перевозки выполняются:
Мелкой отправкой считается партия груза массой не более 5
т и объемом не более 1/3 вместимости крытого четырехосного вагона;
Малотоннажной отправкой считается партия груза от 10 до 20 т и объемом не более половины вместимости четырехосного вагона;
Групповая отправка - это такое количество груза, для которого требуется более одного вагона, но меньше маршрута;
Маршрутной отправкой считается партия груза, предъявляемого к перевозке по одной накладной.
Слайд 43Железнодорожный транспорт
Вагоны характеризуются грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и др.
Слайд 44Железнодорожный транспорт
комплекс путевых и грузовых устройств, технических и служебных помещений,
предназначенных для выполнения соответствующих грузовых и коммерческих операций.
Она производит
операции по приему, погрузке и выдаче грузов и багажа.
Грузовая станция
Виды операций, выполняемых на каждой станции, указаны в "Алфавитном списке ж/д станций".
Слайд 45Автомобильный транспорт
подвижной состав
автотранспортные предприятия
автомобильные дороги
Возможность доставки грузов «от двери
до двери» без дополнительных затрат на перегрузку.
Слайд 46Автомобильный транспорт
подвижной состав
- состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.
К
группе "А" относят автомобили и автопоезда дорожного типа, предназначенные к
использованию только на дорогах высших категорий с усовершенствованным капитальным покрытием, допускающим осевые нагрузки до 10 тс от одиночной оси и 18 тс от двух спаренных и полную массу автопоезда до 52 т
В группу "Б" входят автомобили и автопоезда дорожного типа, допускаемые к эксплуатации на всей сети дорог общего пользования, имеющие осевые нагрузки до 6 тс от одиночной оси или 11 тс от двух спаренных и полную массу автопоезда до 32 т.
К группе "В" по осевым нагрузкам относят автомобили наиболее тяжелые, которые не предназначены и не могут допускаться к эксплуатации на дорогах общего пользования, даже имеющих капитальное асфальтобетонное или цементобетонное покрытие. У этих автомобилей и автопоездов осевая нагрузка от одиночной оси превышает 10 тс.
Слайд 47Автомобильный транспорт
подвижной состав
Грузовые автомобили по размерности различают:
особо малой
грузоподъемности (до 0,5 т) на базе легковых автомобилей,
малой
грузоподъемности (от 0,5 до 2 т),
средней грузоподъемности (от 2 до 5 т),
большой грузоподъемности (от 5 до 15т),
особо большой грузоподъемности (более 15 т).
Слайд 48Автомобильный транспорт
автотранспортные предприятия
- это предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку
грузов или пассажиров, хранение, ТО и ремонт подвижного состава, а
также снабжение его эксплуатационными материалами.
По количеству автомобилей, имеющихся в АТП, их относят к различным категориям:
I категории должны иметь свыше 800 автомобилей;
II - от 501 до 800;
III - от 251 до 500;
IV - от 101 до 250;
V - от 50 до 100 автомобилей.
Слайд 49Автомобильный транспорт
Грузовые автомобильные перевозки различают:
отраслевому - перевозки грузов промышленности,
строительства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
размеру партии грузов -
массовые и мелкопартионные перевозки;
территориальному признаку – городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
способ выполнения (местные - осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения - при перевозке участвует несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения - перевозки двумя или несколькими видами транспорта);
времени освоения - постоянные, сезонные и временные перевозки;
организационному признаку - централизованные и децентрализованные.
Слайд 50Водный транспорт
морские и речные порты
флот
пристани
суда различных типов, размеров
и назначений
вспомогательные
транспортные
технические
грузопассажирские
пассажирские
грузовые
Слайд 51Водный транспорт
Грузовые суда
сухогрузные
нефтеналивные
рефрижераторные
самоходные
несамоходные
Строят специализированные теплоходы для перевозки насыпных грузов,
теплоходы-площадки для доставки крупных грузов, контейнеров, лесоматериалов, оборудования, а также
формируют большегрузные составы из сухогрузов и нефтеналивных барж общей грузоподъемностью 7,5-20 тыс. т и более.
Слайд 52Водный транспорт
Грузоподъемность судна - это его перевозная способность, выраженная в
тоннах.
Дедвейт судна - полная грузоподъемность судна с включением всех
необходимых для плавания запасов (топлива, воды и пр.).
Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.
Слайд 53Водный транспорт
Танкерное судоходство
вино, растительные масла, жиры меласса и др.
нефтепродукты
Танкера водоизмещением
свыше 100 тыс. т называются супертанкерами.
Скорость малых танкеров 12-14,
больших
— 16-18,
супертанкеров — 14,5-16 узлов.
Грузы делятся на «легкие» с плотностью ниже 0,9 кг/м3 (бензины, керосины, и т. п.) и «тяжелые» — около 0,9кг/м3 и выше (сырая нефть, мазут и др.)
Слайд 54Водный транспорт
морские и речные порты
флот
пристани
объединенные
грузовые
пассажирские
прием грузов,
оформление транспортной документации, погрузку и выгрузку, хранение грузов и выдачу
их получателям
Слайд 55Водный транспорт
морские и речные порты
флот
пристани
прибрежный пункт, имеющий удобные
водные подходы для судов, связанный со стороны береговой территории с
железнодорожным и безрельсовым транспортом и оснащенный соответствующими сооружениями, устройствами и оборудованием, обеспечивающими быструю погрузку и разгрузку судов, вагонов, автотранспорта, навигационное обслуживание судов, культурно-бытовое обслуживание экипажей и экипировку судов
Слайд 56Воздушный транспорт
погрузочно-разгрузочная техника
воздушные суда
аэропортовые и аэродромные сооружения
Габаритные размеры грузовых мест
подготавливаются с учетом размеров люков и грузовых отсеков самолетов. Если
груз следует транзитом на различных типах воздушных судов и разными авиакомпаниями очень важно учитывать параметры габаритных размеров люков и грузовых отсеков на всей протяженности маршрута.
Слайд 57Воздушный транспорт
Классификация аэродромов в зависимости от их использования, размеров взлетно-посадочной
полосы и несущей способности их покрытия, а также в зависимости
от оборудования аэродромов средствами связи и радиотехнического обеспечения полетов определяется специальными нормативными документами.
Аэродром
- участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
гражданские
государственной авиации
экспериментальной авиации
Слайд 58Новые виды транспорта
монорельсовые дороги;
суда на воздушной подушке;
аэропоезда на
воздушной подушке;
аппараты на магнитной подушке;
инерционный транспорт;
гравитационные дороги;
пассажирские конвейеры;
безрельсовые железные дороги;
вездеходы-амфибии;
комбинированный автомобильно-ж/д транспорт;
космические летательные аппараты.