Слайд 2ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Понятие «право» определяется как совокупность устанавливаемых и
охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих
отношения людей в
обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Слайд 3Экологическое право: источники, определение, объекты
Система экологического законодательства на современном
этапе развития российского общества основывается на следующих нормативных
актах:
•
Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — принята 12 июня 1990 г.;
• Декларация прав и свобод человека и гражданина — принята 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР;
• Конституция (Основной закон) Российской Федерации — принята 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования.
Слайд 4принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы (Федеральный закон
№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»):
• соблюдение права человека
на благоприятную окружающую среду;
• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды;
• платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
Слайд 5принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы
• обязательность
проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную
и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни,
здоровью и имуществу граждан;
• обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
• сохранение биологического разнообразия;
Слайд 6принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы
• соблюдение
права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды,
а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
• организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры;
• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
• участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по охране окружающей среды.
Слайд 7Если основанием экологического законодательства служит Конституция РФ и равные ей
по значимости документы, то федеральные законы образуют систему источников экологического
права.
Экологическое право как система законодательных и нормативно-правовых актов включает ряд федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства в пределах полномочий, представленных Конституцией РФ.
К источникам экологического права относятся также нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств федерального значения.
Источниками экологического права также являются законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативноправовые акты органов местного самоуправления.
Слайд 8Экологическое право и построенная на его основе система охраны окружающей
природной среды защищает на территории РФ объекты земной природы от
загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения.
С определенной степенью условности такие объекты подразделяются:
• на интегрированные, включающие экологические системы и озоновый слой атмосферы;
• дифференцированные — земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;
• особо охраняемые, в которые входят государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и место их обитания.
Слайд 9Очень важным элементом в системе экологического права являются экологические правоотношения,
возникающие в результате взаимодействия общества и природы, для борьбы с
которыми в системе экологического права сформирован блок эколого-правовой ответственности.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Слайд 10Система управления охраной окружающей среды
Слайд 11Закон об охране окружающей среды подразделяет государственные органы экологического управления
на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Президент
РФ, федеральное правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах.
Слайд 13Органы специальной компетенции подразделяются:
• на комплексные, выполняющие все задачи
или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной
среды;
• отраслевые, действия которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;
• функциональные, обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.
Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов.
Слайд 14Система управления качеством окружающей среды в хозяйственной деятельности
Слайд 15В число основных принципов для управления внедрением или улучшения характеристик
СУКОС входят:
• управление качеством окружающей среды — высший приоритет
организации;
• планирование процедур экологического характера на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг;
• оценка процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности;
• предусмотрение соответствующих и достаточных ресурсов;
• определение приоритетов экологических характеристик и их соответствия политике, целям и задачам деятельности организации;
• оценка процессов управления путем аудита и идентификации возможности улучшения систем и соответствующих характеристик окружающей среды;
• поддержка деятельности по созданию и развитию СУКОС организаций подрядчиков и поставщиков.
Слайд 17Построение СУКОС включает следующие этапы.
1. Разработка и декларирование экологической политики
и обязательств. Организация определяет намерения и политику охраны окружающей среды,
объявляя об этом персоналу и другим заинтересованным сторонам. Ответственность за формирование экологической политики лежит на высшем руководстве организации.
2. Разработка экологических целей и планирование деятельности. Организация должна сформулировать план для выполнения экологической политики. Элементы СУКОС, относящиеся к планированию, включают идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду, требования общественности в экологической политике, наличие внутренних критериев и требований, целей, задач и планов охраны окружающей среды, а также программы управления качеством окружающей среды.
Слайд 183. Организация и практическая реализация экологической политики. Для эффективного внедрения
СУКОС организация должна создать возможности и механизм поддержки, необходимые для
достижения поставленных целей и задач экологической политики, а также ориентировать и перенастраивать людей, систему, стратегию и структуру таким образом, чтобы в полной мере соответствовать новой ситуации и новым требованиям.
4. Внутренний мониторинг, корректировка деятельности и контроля за ней. Измерения, мониторинг, оценка — ключевые элементы деятельности в рамках СУКОС, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды.
5. Независимая оценка результатов деятельности. Анализ и пересмотр системы экологического управления. Организация должна постоянно совершенствовать СУКОС в соответствии с поставленными целями.
Слайд 19Перечень документов о состоянии СУКОС должен охватывать экологические аспекты всей
деятельности организации, ее продукции и услуг, Он должен, в частности,
содержать:
• рассмотрение целей, задач по охране окружающей среды и характеристик экологичности;
• анализ результатов аудита СУКОС;
• оценку эффективности системы управления качеством окружающей среды;
• оценку соответствия экологической политики изменяющейся ситуации в части отслеживания таких изменений и т.д.;
Слайд 20К наиболее важным потенциальным преимуществам, получаемым в результате эффективной реализации
СУКОС (в соответствии с серией стандартов ГОСТ-Р-ИСО 14000), относятся:
• возможность поддерживать хорошие отношения с общественностью, местным населением;
• вероятность снижения стоимости страховки;
• удовлетворение критериев торговой сертификации;
• улучшение контроля затрат при производстве продукции или услуг;
• снижение количества инцидентов загрязнения окружающей среды, влекущих за собой ответственность перед государством и обществом;
• энерго- и материалосбережение.
Слайд 21Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Слайд 22Сформированы базовые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной
среды:
• каждый человек имеет право на
жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
• каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
• экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;
• хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
Слайд 23• любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых
непредсказуемы, недопустимы;
• контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях
за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов должен быть установлен на основе международно признанных критериев и параметров;
• обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий;
• государства в чрезвычайных экологических ситуациях должны оказывать помощь друг другу;
• все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирным путем.
Слайд 24МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ