Разделы презентаций


Признаки неблагоприятного социально-психологического климата и его оптимизация

Содержание

ПланОпределениеУровни межличностного взаимоотношенияПсихологический климат. Сферы, подходы.Характеристики СПКФакторы формирования СПКПути оптимизацииФормы воздействияЗаключение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Признаки неблагоприятного социально-психологического климата и его оптимизация.
Великоредчанина С.О.
Упб 2601-01-00
2020 г.

Признаки неблагоприятного социально-психологического климата и его оптимизация.Великоредчанина С.О.Упб 2601-01-002020 г.

Слайд 2План
Определение
Уровни межличностного взаимоотношения
Психологический климат. Сферы, подходы.
Характеристики СПК
Факторы формирования СПК
Пути оптимизации
Формы

воздействия
Заключение

ПланОпределениеУровни межличностного взаимоотношенияПсихологический климат. Сферы, подходы.Характеристики СПКФакторы формирования СПКПути оптимизацииФормы воздействияЗаключение

Слайд 3Социально-психологический климат (СПК) - это устойчивая совокупность психологических взаимосвязей между

сотрудниками, определяющая их трудовое настроение, отношения к своим обязанностям, к

коллегам, к руководству и к организации в целом.
Социально-психологический климат (СПК) - это устойчивая совокупность психологических взаимосвязей между сотрудниками, определяющая их трудовое настроение, отношения к

Слайд 4СПК способствует активизации или угнетению процессов жизнедеятельности коллектива.
В структуре социально

психологического климата выделяют два ключевых среза: отношение сотрудников к работе

и друг к другу. В обеих ситуациях присутствуют эмоциональный и предметный элементы (производственная обстановка, время действия).
СПК способствует активизации или угнетению процессов жизнедеятельности коллектива.В структуре социально психологического климата выделяют два ключевых среза: отношение

Слайд 5Межличностные взаимоотношения дифференцируются по уровням:
Проявления СПК также зависят от отношения

индивидуумов к себе, окружающему миру, могут быть непосредственными, опосредованными (которые

определяются образом жизни человека).
Межличностные взаимоотношения дифференцируются по уровням:Проявления СПК также зависят от отношения индивидуумов к себе, окружающему миру, могут быть

Слайд 6Психологический климат включает 3 сферы:

Психологический климат включает 3 сферы:

Слайд 7Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:
Особенность психологического

климата как феномена – его создает сам человек, он способен

влиять на климат, улучшать и изменять.
Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:Особенность психологического климата как феномена – его создает сам

Слайд 9Неблагоприятный СПК в организации. Характеристики лояльности сотрудников.

Неблагоприятный СПК в организации. Характеристики лояльности сотрудников.

Слайд 10Неблагоприятный социально-психологический климат формируется когда снижается уровень доверия в организации.
Отмечено,

что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат

вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям.

Неблагоприятный социально-психологический климат формируется когда снижается уровень доверия в организации.Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность

Слайд 11Признаки, по которым можно судить о состоянии социально-психологического климата в

коллективе.

Признаки, по которым можно судить о состоянии социально-психологического климата в коллективе.

Слайд 12Факторы, способствующие формированию отрицательного СПК в коллективе.
Содержание деятельности.
Работа:
неинтересная, монотонная и однообразная;
не связанная

с раскрытием трудового и личностного потенциала;
не соответствующая квалификации работника;
либо слишком

сложная, либо слишком простая;
не связанная с достижением эмоционально положительного, личностно и социально значимого результата (отчужденный труд); 
несоответствующая личности работника, его потребностям и характеру

Факторы, способствующие формированию отрицательного СПК в коллективе.Содержание деятельности.Работа:неинтересная, монотонная и однообразная;не связанная с раскрытием трудового и личностного потенциала;не соответствующая

Слайд 13Физические условия работы:
не благоприятные санитарно-гигиенические условия труда;
низкий уровень безопасности труда;
не

эффективное соотношение режимов труда и отдыха;
не эффективная организация и оборудование

рабочего места.
Социальное окружение:
негативные конфликтные отношенияс коллегами и руководителями;
не соответствие взаимных ожиданий работника, коллектива и руководства.  
Стиль управления :
(Жесткий, неконструктивный стиль управления)
неуважение к сотрудникам, отношение к ним как к легко заменяемым ресурсам;
блокирование инициативы;
блокирование  профессионального и личностного развития




Физические условия работы:не благоприятные санитарно-гигиенические условия труда;низкий уровень безопасности труда;не эффективное соотношение режимов труда и отдыха;не эффективная

Слайд 14Система управления:
нечеткое знание должностных обязанностей и требований;
размытость целей и задач;
неэффективное

распределение ответственности;
отсутствие четких  перспектив работы на данном предприятии;
не прозрачная система

управления
отношение к сотруднику как к сырьевому материалу или как к инструменту получения прибыли.
Система стимулирования труда:
не конкурентоспособная заработная плата, не увязанная с результатами труда;
несвоевременные выплаты заработной платы:
объективно не справедливое  вознаграждение за труд;
неэффективная сбалансированность экономической, социально-экономической и моральной видов мотиваций.
Система управления:нечеткое знание должностных обязанностей и требований;размытость целей и задач;неэффективное распределение ответственности;отсутствие четких  перспектив работы на данном

Слайд 15Возможности обучения и развития:
не развитая система обучения персонала и повышения

его квалификации или ее полное отсутствие; 
повышение квалификации не увязано с

уровнем вознаграждения за труд и его эффективность; 
отсутствие системы управления карьерой сотрудников;
отсутствие возможностей для профессионального и карьерного роста.
Организационная и корпоративная культуры:
низкий уровень организационной культуры;
размытость миссии компании и неясность целей ее стратегического развития;
отсутствие единой и эффективной системы коммуникаций между сотрудниками;
низкий уровень развития коммуникативных навыков сотрудников;
отсутствие действующей единой системы корпоративных ценностей и традиций;
отсутствие действующего единого корпоративного стиля; 
нерегулярное общение сотрудников и руководства;
замкнутость и ригидность коммуникативного пространства компании.
Возможности обучения и развития:не развитая система обучения персонала и повышения его квалификации или ее полное отсутствие; повышение квалификации

Слайд 16Престижность работы в организации:
негативный имидж организации в глазах общественности, клиентов, конкурентов, партнеров

и представителей органов государственной власти и управления;
создание социально неприемлемого либо

некачественного продукта или услуги;
низкая лояльность сотрудников компании и руководству.

Престижность работы в организации:негативный имидж организации в глазах общественности, клиентов, конкурентов, партнеров и представителей органов государственной власти и управления;создание

Слайд 17 Среди основных путей по оптимизации климата выдвигаются следующие:
1.Формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации.

2.Создание

таких условий в рамках организации, которые обеспечили бы возможность актуализации ценностных ориентаций личности в процессе работы.

3.Повышение уверенности членов организации

в собственных силах и способностях, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации.

4.Развитие умений целенаправленного воздействия на мотивационную сферу подчиненных с тем, чтобы, не подавляя первоначальных стремлений, сформулировать альтернативные, более доступные и привлекательные цели в организации.
 Среди основных путей по оптимизации климата выдвигаются следующие:1.Формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации.2.Создание таких условий в рамках организации, которые обеспечили бы возможность актуализации ценностных ориентаций личности в

Слайд 185. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, стимулирующей

дискуссию, обмен знаниями и опытом.
6. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной

автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.
7. Использование  процессов подражания, имитирования, моделирования. Стиль взаимодействия руководителей верхнего звена с руководителями среднего звена воспроизводится последними во взаимоотношениях с подчиненными. Руководители среднего звена, ограниченные администрацией в осуществлении своих полномочий, чаще прибегают к порицаниям и критике подчиненных.

5. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, стимулирующей дискуссию, обмен знаниями и опытом.6. Гибкость в осуществлении

Слайд 19Формы воздействия на социально-психологический климат
1. Группы социально-психологического тренинга.
В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать

свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать

и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а, следовательно, и ее социально- психологического климата.

2. Игры общения.
Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению социально- психологического климата в группе.
Формы воздействия на социально-психологический климат1. Группы социально-психологического тренинга. В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции

Слайд 203. Обсуждения.
Являются дополнением игр и  средством прояснения отношений.  Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для

разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые

попытки регуляции социально- психологического климата любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции социально- психологического климата на предприятии, способом выяснения мнений работников коллектива по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.

4. Еще один ряд приемов регуляции социально- психологического климата, применяемых как в группах контактов, так и в управлении организацией, - это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы.

5. Делаются  попытки повлиять на климат предприятия, изменяя обстановку в рабочем помещении. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.
3. Обсуждения.Являются дополнением игр и  средством прояснения отношений.  Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и

Слайд 21Групповая работа с коллективом
Среди эффективных мероприятий по снижению социальной напряженности

психологи выделяют:
Комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников (психологи рекомендуют

предварительно определить уровень лидерства в подчиненных, затем совместить людей с различными типами поведения: ведомых с ведущими).
Тщательный отбор, расстановку, обучение и тестирование руководителей.
Ограничение количества работников, подчиненных руководящему лицу (5-7 человек);
Исключение лишних сотрудников, вакансий.
Использование содержательных элементов климата (правил, норм, ценностей, общего мнения и настроя).
Предотвращение и решение межличностных недоразумений.
Увлечение работников личным опытом, использование кратких примеров, проведение деловых игр, использование методов убеждения.

Групповая работа с коллективом Среди эффективных мероприятий по снижению социальной напряженности психологи выделяют:Комплектование коллектива с учетом психологической

Слайд 22Индивидуальная работа с членами коллектива
Показатели удовлетворенности считаются наиболее важными, состояние

СПК может напрямую определяться настроением отдельных сотрудников, поэтому руководству необходимо

точно знать:
довольны или недовольны работники условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями с коллегами, статусом в коллективе;
обсуждают ли сотрудники личные дела;
согласный ли коллектив поддерживать сплоченность;
готов ли работник взять ответственность за действия коллег;
какую позицию хотелось бы занять в общем деле.

Индивидуальная работа с членами коллективаПоказатели удовлетворенности считаются наиболее важными, состояние СПК может напрямую определяться настроением отдельных сотрудников,

Слайд 23Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека.
Для того

чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:
работать над собственными отрицательными чертами

характера;
формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, признание убеждений и интересов других людей, доверие, соблюдение вежливости и правил поведения, объективная оценка и самооценка, тактичность);
использовать вежливые слова и обороты, соблюдать этикет;
владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (необходимо для профилактики и устранения раздражения, обид, выгорания, нервозности, злости, усталости, возбуждения, апатии);
знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать;
избегать максимализма в суждениях и поведении, эгоцентризма, навешивания ярлыков, категоричности, завышенных ожиданий и представлений.
Каждый член коллектива должен быть ценен, уникален и положителен по-своему, а в условиях группы дополнять друг друга, не мешать и не затмевать.
Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека. Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:работать над

Слайд 24Немаловажную роль в формировании социально- психологического климата играют формальные и

неформальные взаимоотношения в коллективе, насколько правильно выстроены организационные связи между

членами группы, каковы их роли и статусы, насколько тесно сформированы товарищеские контакты, насколько развиты процессы сотрудничества и взаимопомощи.

Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий макросреды. Такие как обстановка в обществе, стабильность политической жизни, экономическая стабильность, уровень жизни населения. Если говорить о влияние микросреды организации на социально-психологическую обстановку, то это будут и условия труда, и хорошо оборудованное рабочее место. Все это повышает удовлетворенность работой.

Немаловажную роль в формировании социально- психологического климата играют формальные и неформальные взаимоотношения в коллективе, насколько правильно выстроены

Слайд 25Источники
Захарова Т. Н. Социально-психологический климат в коллективе //Научные исследования и

разработки студентов. – 2017. – С. 84-85.
Климов Е.А. Общая психология.

Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
Моисеенко Н. В., Рицман С. В. Влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности организации //Профессиональная ориентация. – 2019. – №. 2.
Соколова И. В. ЗНАЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ //Экономика и социум. – 2016. – №. 5-3. – С. 485-487.
Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др.: Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 600 с.
ИсточникиЗахарова Т. Н. Социально-психологический климат в коллективе //Научные исследования и разработки студентов. – 2017. – С. 84-85.Климов

Слайд 26Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика