Слайд 1Признаки неблагоприятного социально-психологического климата и его оптимизация.
Великоредчанина С.О.
Упб 2601-01-00
2020 г.
Слайд 2План
Определение
Уровни межличностного взаимоотношения
Психологический климат. Сферы, подходы.
Характеристики СПК
Факторы формирования СПК
Пути оптимизации
Формы
воздействия
Заключение
Слайд 3Социально-психологический климат (СПК) - это устойчивая совокупность психологических взаимосвязей между
сотрудниками, определяющая их трудовое настроение, отношения к своим обязанностям, к
коллегам, к руководству и к организации в целом.
Слайд 4СПК способствует активизации или угнетению процессов жизнедеятельности коллектива.
В структуре социально
психологического климата выделяют два ключевых среза: отношение сотрудников к работе
и друг к другу. В обеих ситуациях присутствуют эмоциональный и предметный элементы (производственная обстановка, время действия).
Слайд 5Межличностные взаимоотношения дифференцируются по уровням:
Проявления СПК также зависят от отношения
индивидуумов к себе, окружающему миру, могут быть непосредственными, опосредованными (которые
определяются образом жизни человека).
Слайд 6Психологический климат включает 3 сферы:
Слайд 7Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:
Особенность психологического
климата как феномена – его создает сам человек, он способен
влиять на климат, улучшать и изменять.
Слайд 9Неблагоприятный СПК в организации.
Характеристики лояльности сотрудников.
Слайд 10Неблагоприятный социально-психологический климат формируется когда снижается уровень доверия в организации.
Отмечено,
что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат
вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.
Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям.
Слайд 11Признаки, по которым можно судить о состоянии социально-психологического климата в
коллективе.
Слайд 12Факторы, способствующие формированию отрицательного СПК в коллективе.
Содержание деятельности.
Работа:
неинтересная, монотонная и однообразная;
не связанная
с раскрытием трудового и личностного потенциала;
не соответствующая квалификации работника;
либо слишком
сложная, либо слишком простая;
не связанная с достижением эмоционально положительного, личностно и социально значимого результата (отчужденный труд);
несоответствующая личности работника, его потребностям и характеру
Слайд 13Физические условия работы:
не благоприятные санитарно-гигиенические условия труда;
низкий уровень безопасности труда;
не
эффективное соотношение режимов труда и отдыха;
не эффективная организация и оборудование
рабочего места.
Социальное окружение:
негативные конфликтные отношенияс коллегами и руководителями;
не соответствие взаимных ожиданий работника, коллектива и руководства.
Стиль управления :
(Жесткий, неконструктивный стиль управления)
неуважение к сотрудникам, отношение к ним как к легко заменяемым ресурсам;
блокирование инициативы;
блокирование профессионального и личностного развития
Слайд 14Система управления:
нечеткое знание должностных обязанностей и требований;
размытость целей и задач;
неэффективное
распределение ответственности;
отсутствие четких перспектив работы на данном предприятии;
не прозрачная система
управления
отношение к сотруднику как к сырьевому материалу или как к инструменту получения прибыли.
Система стимулирования труда:
не конкурентоспособная заработная плата, не увязанная с результатами труда;
несвоевременные выплаты заработной платы:
объективно не справедливое вознаграждение за труд;
неэффективная сбалансированность экономической, социально-экономической и моральной видов мотиваций.
Слайд 15Возможности обучения и развития:
не развитая система обучения персонала и повышения
его квалификации или ее полное отсутствие;
повышение квалификации не увязано с
уровнем вознаграждения за труд и его эффективность;
отсутствие системы управления карьерой сотрудников;
отсутствие возможностей для профессионального и карьерного роста.
Организационная и корпоративная культуры:
низкий уровень организационной культуры;
размытость миссии компании и неясность целей ее стратегического развития;
отсутствие единой и эффективной системы коммуникаций между сотрудниками;
низкий уровень развития коммуникативных навыков сотрудников;
отсутствие действующей единой системы корпоративных ценностей и традиций;
отсутствие действующего единого корпоративного стиля;
нерегулярное общение сотрудников и руководства;
замкнутость и ригидность коммуникативного пространства компании.
Слайд 16Престижность работы в организации:
негативный имидж организации в глазах общественности, клиентов, конкурентов, партнеров
и представителей органов государственной власти и управления;
создание социально неприемлемого либо
некачественного продукта или услуги;
низкая лояльность сотрудников компании и руководству.
Слайд 17 Среди основных путей по оптимизации климата выдвигаются следующие:
1.Формирование единодушия и согласованности в отношении норм, принятых в организации.
2.Создание
таких условий в рамках организации, которые обеспечили бы возможность актуализации ценностных ориентаций личности в процессе работы.
3.Повышение уверенности членов организации
в собственных силах и способностях, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации.
4.Развитие умений целенаправленного воздействия на мотивационную сферу подчиненных с тем, чтобы, не подавляя первоначальных стремлений, сформулировать альтернативные, более доступные и привлекательные цели в организации.
Слайд 185. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, стимулирующей
дискуссию, обмен знаниями и опытом.
6. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной
автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.
7. Использование процессов подражания, имитирования, моделирования. Стиль взаимодействия руководителей верхнего звена с руководителями среднего звена воспроизводится последними во взаимоотношениях с подчиненными. Руководители среднего звена, ограниченные администрацией в осуществлении своих полномочий, чаще прибегают к порицаниям и критике подчиненных.
Слайд 19Формы воздействия на социально-психологический климат
1. Группы социально-психологического тренинга.
В них применяют большое количество психологических упражнений, направленных на развитие способности осознавать
свои чувства и ощущения, свое подсознание, свое восприятие мира и реакции других людей, анализировать
и понимать их. Такая психологическая подготовка считается важной для актуализации своего потенциала, улучшения контактов в группе, а, следовательно, и ее социально- психологического климата.
2. Игры общения.
Существует достаточно много вариантов игр, разработанных для анализа взаимоотношений в организации, развития отношений в группе, ликвидации психологических барьеров, препятствующих общению и самовыражению. За играми такого типа спонтанно или под руководством консультанта-психолога всегда возникает дискуссия, анализирующая выявленные взаимоотношения и способствующая изменению социально- психологического климата в группе.
Слайд 203. Обсуждения.
Являются дополнением игр и средством прояснения отношений. Организованные различным образом вербальные контакты рекомендуются для
разрешения организационных проблем, сводятся к обсуждению и обсуждением заканчиваются любые
попытки регуляции социально- психологического климата любой группы. Собрания-дискуссии являются основным средством регуляции социально- психологического климата на предприятии, способом выяснения мнений работников коллектива по разным вопросам. Для их организации существуют определенные правила. В качестве организатора и регулятора часто выступает психолог, как “нейтральное лицо”. Для эффективности обсуждений важна демократическая атмосфера, “царящая” в коллективе, когда никто не боится высказать свое мнение.
4. Еще один ряд приемов регуляции социально- психологического климата, применяемых как в группах контактов, так и в управлении организацией, - это невербальные контакты, используемые для мышечной разрядки, снятия напряжения. Это может быть релаксация с помощью аутогенной тренировки, дыхательная гимнастика и другие методы.
5. Делаются попытки повлиять на климат предприятия, изменяя обстановку в рабочем помещении. Например, один из такого рода методов – это расстановка столов в рабочем помещении не упорядоченно, а хаотично, в соответствии с симпатиями или по принципу общей работы.
Слайд 21Групповая работа с коллективом
Среди эффективных мероприятий по снижению социальной напряженности
психологи выделяют:
Комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников (психологи рекомендуют
предварительно определить уровень лидерства в подчиненных, затем совместить людей с различными типами поведения: ведомых с ведущими).
Тщательный отбор, расстановку, обучение и тестирование руководителей.
Ограничение количества работников, подчиненных руководящему лицу (5-7 человек);
Исключение лишних сотрудников, вакансий.
Использование содержательных элементов климата (правил, норм, ценностей, общего мнения и настроя).
Предотвращение и решение межличностных недоразумений.
Увлечение работников личным опытом, использование кратких примеров, проведение деловых игр, использование методов убеждения.
Слайд 22Индивидуальная работа с членами коллектива
Показатели удовлетворенности считаются наиболее важными, состояние
СПК может напрямую определяться настроением отдельных сотрудников, поэтому руководству необходимо
точно знать:
довольны или недовольны работники условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями с коллегами, статусом в коллективе;
обсуждают ли сотрудники личные дела;
согласный ли коллектив поддерживать сплоченность;
готов ли работник взять ответственность за действия коллег;
какую позицию хотелось бы занять в общем деле.
Слайд 23Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека.
Для того
чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:
работать над собственными отрицательными чертами
характера;
формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, признание убеждений и интересов других людей, доверие, соблюдение вежливости и правил поведения, объективная оценка и самооценка, тактичность);
использовать вежливые слова и обороты, соблюдать этикет;
владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (необходимо для профилактики и устранения раздражения, обид, выгорания, нервозности, злости, усталости, возбуждения, апатии);
знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать;
избегать максимализма в суждениях и поведении, эгоцентризма, навешивания ярлыков, категоричности, завышенных ожиданий и представлений.
Каждый член коллектива должен быть ценен, уникален и положителен по-своему, а в условиях группы дополнять друг друга, не мешать и не затмевать.
Слайд 24Немаловажную роль в формировании социально- психологического климата играют формальные и
неформальные взаимоотношения в коллективе, насколько правильно выстроены организационные связи между
членами группы, каковы их роли и статусы, насколько тесно сформированы товарищеские контакты, насколько развиты процессы сотрудничества и взаимопомощи.
Социально-психологический климат формируется за счет множества разнообразных воздействий макросреды. Такие как обстановка в обществе, стабильность политической жизни, экономическая стабильность, уровень жизни населения. Если говорить о влияние микросреды организации на социально-психологическую обстановку, то это будут и условия труда, и хорошо оборудованное рабочее место. Все это повышает удовлетворенность работой.
Слайд 25Источники
Захарова Т. Н. Социально-психологический климат в коллективе //Научные исследования и
разработки студентов. – 2017. – С. 84-85.
Климов Е.А. Общая психология.
Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
Моисеенко Н. В., Рицман С. В. Влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности организации //Профессиональная ориентация. – 2019. – №. 2.
Соколова И. В. ЗНАЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ //Экономика и социум. – 2016. – №. 5-3. – С. 485-487.
Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др.: Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 600 с.