Слайд 1Проблемно-диалоговая технология обучения
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе,
спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Автор презентации:
Шепелева Валентина Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга
Слайд 2Актуальность
Технология проблемно- диалогового обучения отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует,
прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.
Данная технология применима при работе по любой из действующих программ обучения.
Слайд 3Сущность технологии
Суть проблемно-диалогового обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством
специально организованного учителем диалога.
Слайд 4Плюсы технологии
При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей
учащихся, самостоятельности, креативного мышления.
Данный подход способствует развитию познавательной активности детей,
осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала.
Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.
Слайд 5РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Слайд 6Факторы, исключающие возможность построения диалога
Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению,
к ошибке.
Навязывание своего мнения, обилие дисциплинарных замечаний, авторитаризм.
Отсутствие внимания
учителя к ребёнку (необходима улыбка, обращение по имени, зрительный контакт.)
Закрытые вопросы, которые предполагают односложные ответы или вопросы, на которые вообще отвечать не нужно.
Неумение учителя быть хорошим слушателем. Слушание часто бывает критическим: недослушивание, перебивание, негативная оценка услышанного.
Слайд 7Необходимые условия организации учебного диалога
снятие факторов, тормозящих общение педагога
с детьми;
восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а
услышать и принять мнение ребёнка;
владение педагогом технологией организации предметного диалога
Слайд 8Учитываем следующие
организационные моменты:
ни одна из реплик не должна остаться без
ответа;
учебный диалог ограничен во времени;
если ученик не активен, он испытывает недостаток знаний;
учебный диалог требует полных ответов;
учебный диалог требует предварительной подготовки.
Слайд 9 Проблемно-диалогическое обучение
ПРОБЛЕМНО - означает, что на уроке изучения нового
материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и
поиск её решения.
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ - означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.
Используется два вида диалога:
побуждающий и подводящий.
Слайд 10Побуждающий диалог
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают
ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную
ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок.
Слайд 11Ситуации, помогающие выстроить побуждающий диалог
Ситуация успеха. Детям предлагается задача, опирающаяся
на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений.
В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
Ситуация интеллектуального разрыва. Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
Слайд 12Ситуации, помогающие выстроить побуждающий диалог
Формулирование учебной задачи вместе с учителем.
Дети должны
испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Слайд 13Постановка учебной задачи
происходит в форме побуждающего диалога.
Решение учебной задачи
происходит в форме подводящего диалога.
Слайд 14Подводящий диалог
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий,
которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы.
На этапе поиска
решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
Слайд 15Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение.
2. Фронтальная дискуссия
Слайд 16ВЫВОД
Благодаря проблемному диалогу, на уроке нет пассивных, все думают и
выражают свои мысли.
Диалог приводит к интенсивному развитию речи.
Решение
одной и той же задачи разными учащимися или группами детей позволяет сопоставлять и критически оценивать работу, рождает взаимный интерес к работе друг друга.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса.
Слайд 17Домашнее задание
Подобрать пример конспекта /технологической карты/ урока в начальной школе
с использованием проблемно-диалоговой технологии, выделить диалог.