Слайд 2Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, содержание которого представлено
системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых
учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И.Махмутов).
Слайд 3Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К.Селевко).
Слайд 4Основные понятия проблемного обучения:
Проблемный вопрос - это вопрос, на который
у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет
самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого воспоминания и воспроизведения знаний.
Проблемная задача – это форма учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей.
Слайд 5Основные понятия проблемного обучения:
Проблемное задание дает указания, которые предполагаются учащимися
для самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата.
Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, избирательства, эксперимента, эксперимента, моделирования и других формах.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Слайд 6Дидактические цели проблемной
ситуации
привлечь внимание ученика к вопросу,
задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и мотивы
деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
Слайд 7Дидактические цели проблемной
ситуации
помочь ученику определить в познавательной
задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей
выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности;
помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Слайд 8Структура проблемного урока:
Создание (возникно
вение) проблемной ситуации
Постановка проблемы
Поиск способов решения
Решение
проблемы
Слайд 9Различия между проблемным и традиционным обучениями:
Слайд 10Различия между проблемным и традиционным обучениями:
Слайд 11Виды проблемного обучения
Первый вид («научное» творчество) – это теоретическое исследование,
то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы
и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, игру.
Слайд 12Способы создания проблемных ситуаций
1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений,
фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников
и приводит к активному усвоению новых знаний.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома и т.д. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. предметам.
Слайд 13Способы создания проблемных ситуаций
4.Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений
действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об
этих фактах.
5.Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
Слайд 14Способы создания проблемных ситуаций
8. Ознакомление учащихся с фактами, несущими как
будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к
постановке научной проблемы. Обычно эти факты и явления как бы противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям, что объясняется неполнотой, недостаточностью их прежних знаний.
9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создания проблемной ситуации (при отработке навыков, повторения пройденного т.п.). В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом.
10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
Слайд 15Правила создания проблемных ситуаций
1. Перед учащимися следует поставить такое практическое
или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и
овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.
3. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.
Слайд 16Выход из проблемной ситуации
1) учитель сам ставит и решает проблему;
2)
учитель сам ставит и решет проблему, привлекая учащихся к формулировке
проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4) учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Слайд 17Этапы поиска способов решения
Этапы поиска способов решения
1.Выдвижение первоначальных идей (догадок)
2.Обоснование
предположений
3.Формулировка гипотезы
Слайд 18Этапы решения проблемы
Этапы решения проблемы
Доказательство или опровержение гипотезы
Проверка правильности решения
проблемы
Слайд 19Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу
знаний в убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих
возможностях);
пробуждение интереса к научному знанию.
Слайд 20Задания
№1.
Тема «Слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов» .
- Прочитайте
слова: мама, красный, играть, брат, птица, желтый, сладкий, писать, обедать,
верблюд, бегать, соленый, щука.
Распределите их по группам. Выпишите каждую группу слов в отдельный столбик. Обоснуйте свое решение.
Средний уровень.
Прочитайте слова. Их можно разделить на три группы по вопросам. Выпишите каждую группу в отдельный столбик.
Низкий уровень.
Прочитайте слова. Их можно распределить по трем группам по вопросам. В первую группу входят слова, которые отвечают на вопрос кто? Во вторую – слова, которые отвечают на вопрос какой? В третью – слова, которые отвечают на вопрос что делать?
№2.
«В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
№3.
«В русских словах приставка не может стоять после корня». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.
№4.
«В русском слове не может быть два одинаковых суффикса». Докажите или опровергните это утверждение, используя свои примеры и аргументы.