Слайд 1Трудности в овладении чтением и их преодоление.
МБОУ СОШ № 21
Василенко
Ольга Александровна
Слайд 2
Основные способы чтения:
побуквенное, отрывистое
слоговое
плавное слоговое
плавное слоговое
с целостным прочтением отдельных слов
чтение целыми словами и группами
слов
Слайд 3Основная задача обучения ребёнка чтению
в 1 классе –
это плавное послоговое чтение и слитное
чтение односложных и двусложных слов.
Во 2 классе - ребёнок должен овладеть способом
чтения целыми словами
при этом допускается чтение по слогам сложных по слоговой структуре и неясных по смыслу слов.
В 3-4 классах – формирование у детей способности
чтения целыми словами и
группами слов вслух и про себя.
Слайд 4Замедленное овладение чтением и ошибки чтения могут наблюдаться
у детей
ленивых
с нарушением поведения
педагогически запущенных
при неправильной методике обучения чтению
(побуквенное чтение, методика целых слов и др.)
при несвоевременном переходе от одного способа чтения к другому
! ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Слайд 5Дислексия
частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических
функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Слайд 6Дислексия
Иные нарушения чтения
Стойкие ошибки. Без коррекционной работы сохраняются многие месяцы
и годы
Специфический характер ошибок.
Несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения
в норме.
Нестойкие ошибки чтения при овладении навыком чтения
Случайные, вариативные из-за невнимательности при усталости, недостаточности процесса контроля
Педагогическая запущенность, неправильная методика обучения (побуквенное чтение, методика целых слов и др.), нарушение элементарных функций
Слайд 7Ошибки при ДИСЛЕКСИИ
Неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в
заменах звуков при чтении (девочка = тевочка), замены графически сходных
букв Х=Ж, П=Н
Побуквенное чтение, т.е. нарушение слияния звуков в слоги
Искажение структуры слова, которая ведет к пропускам звуков (скамейка = камейка, паровоз = парвоз, под дождём = под дождиём, лопата = лотапа)
Нарушение понимания почитанного при правильном и неправильном чтении
Замены слов по догадке (захлестнула = захлопнула)
Ошибки в согласовании существительного с прилагательным, в окончании глаголов (зеленый яблоко, она прибежал)
Слайд 8Главная задача
педагога
используя как традиционные, так и инновационные формы,
методы и приёмы,
помочь ученикам преодолеть возникающие трудности к чтению.
Слайд 9Основные условия успешного овладения навыком чтения
сформированность устной речи
фонетико-фонематической
ее стороны (произношения, слуховой дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)
лексико-грамматического анализа и синтеза,
лексико-граматического строя
достаточное развитие пространственных представлений
зрительного анализа, синтеза и мнезиса.
Слайд 10Психологические причины трудностей в обучении детей чтению
низкий уровень восприятия
и ориентировки в пространстве
недостатки в развитии внимания
недостатки в развитии памяти
недостатки
в развитии мышления
недостатки развития речи
несформированность приемов учебной деятельности
индивидуально-типологические особенности
Слайд 11Развитие восприятия
и
ориентировки в пространстве.
Слайд 12Игра в роботов
Представь, что ты — робот.
Твоя задача
— внимательно слушать команды и точно их выполнять.
Робот, сделай два
шага вперёд, поворот налево.
Руки за спину, один шаг назад.
Поворот налево, три шага вперёд.
Руки вперёд.
Молодец!
А теперь ты, робот, попал в очень тёмную пещеру, в которой ничего не видно.
Закрой глаза и продолжай работать с закрытыми глазами.
Поворот направо, руки вниз.
Два шага назад, два поворота направо, три шага вперёд.
Вот ты и оказался в нужном месте. Открой глаза.
Слайд 13Слева, справа, ниже, выше — нарисуешь, как услышишь
Основная цель этого
задания — научиться ориентироваться в пространстве
Используя понятия «лево», «право», «верх»,
«низ», «между», «над», «под», «за», и т.д.
раскладывать фигурки перед собой
рисовать предметы
писать буквы, слоги, слова
Слайд 14Фигурное лото
Задача игроков — по описанию найти аналогичную карточку.
Описание
каждой карточки может проводиться в любом порядке:
начиная с нижнего
ряда,
с середины,
с верхнего ряда.
Ребенок обязательно должен попробовать себя и в роли ведущего, и в качестве игрока.
Слайд 15
Пчёлка
Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте «пространственную» инструкцию.
Пчелка
сидела на букве Г.
Запиши ее.
Дальше она полетела так:
влево, вниз,
вниз, остановка;
направо, направо, остановка;
налево, налево, налево, остановка.
Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?
Слайд 16
Сыщик
Найти слова в таблице
Найти слово среди букв
рюклбюсрадостьуфркнп
Слайд 17Наряди ёлочку
Работа с числовыми и буквенными пирамидами
Сосредоточить взгляд на
центре.
Не переводя взгляд сказать, какие цифры (буквы, слоги) находятся
слева и справа.
Постепенно спускаемся вниз.
Слайд 18
Нажми кнопку
Работа по таблицам Шульте
Считать от 1 до 25 показывая
на цифры и называя их.
Слайд 20Буквы заблудились
Прочесть слова.
Назвать лишние буквы.
Прочесть слова.
Найти ошибки.
Яблоно
Бакан
Дорока
Бороса
Слайд 21Телеграмма
Простучать телеграмму по схеме.
Отгадать, кто послал телеграмму?
Отгадать, кому послали телеграмму?
Слайд 22
Сосчитай глазами
Посмотреть и сказать чего больше, чего меньше.
Сосчитать грузовики
Сосчитать экскаваторы
Сосчитать
легковые машины
Слайд 23Зеркало
Читать слова
слева направо
и
справа налево
Слайд 25
Волшебное чтение
Прочитать слова в фигурках
Слайд 26
Паутинка
Прочитать и сосчитать слова.
Прочитать загадку и отгадать.
Слайд 27
Змейка
Прочитать и сосчитать предложения
Слайд 28
Что сказала улитка?
Прочитать предложения в улитке.
Слайд 29
Цветные слова
Разгадать слово по схеме
Слайд 30
Бусы для принцессы
Зачеркнуть повторяющиеся буквы.
Из оставшихся сложить слово.
Слайд 35Глаз-фотограф
Каждая из 5-10 карточек демонстрируется 2 секунды.
После демонстрации дети должны
перечислить то, что запомнили.
Неречевой материал.
Буквы.
Слоги.
Короткие слова.
Слайд 36Развитие мышления,
смысловой догадки.
Слайд 37
Спаси слова от Буквоежек.
Чтение с пропущенными гласными.
Слайд 38Спаси рассказ от Буквоежек.
Чтение с пропущенными окончаниями
Ёжик
Пошел тем... ночью серый ёжик по ле... гу... Уви...
красную клюквин... и наколол на серую иголоч... Уви... жёлтые лис... и тоже нако... Заметил в лу... голубую звёздоч... Тоже хотел нако... — да ниче... не выш... Подумал ёжик, поду... и накрыл ее лопух..., пусть до утра поле... А ут... под лопухом вмес... голубой звёзд... нашел большое красн... солныш... Вот ёж смеял... Очень.
Слайд 39Спаси стихотворение от Буквоежек.
Чтение с пропущенными словами
Самолётом правит ...
Трактор водит ...
.
Электричку — ... .
Стены выкрасил ... .
Доску выстругал ... .
В доме свет провёл .
В шахте трудится ... .
В жаркой кузнице...
Кто всё знает — ...!
Слайд 40Спаси предложения от Буквоежек.
Чтение с пропущенными предлогами.
Цветы растут ... клумбе.
... роще поют
птицы.
Шапка слетела ... головы.
Лена уронила карандаш ... пол.
Алёша ... Катей сидят ... одной партой.
Волчиха ... волчатами вышла ... охоту.
Слайд 41 Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся
и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её;
она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро".
Лев и мышь.
Л.Н. Толстой
Слайд 43Закончи слово.
Логопед произносит начало слова, а дети заканчивают его подходящим
слогом.
вер(ба) лу (на)
пуш (ка) тум(ба)
поч (ки) из(ба)
Слайд 44Упражнения для развития артикуляции.
Говори не заговаривайся
Читать быстро, четко, правильно:
-сочетания гласных
АО,УА,АЫ,ИО… АОУЫЭ,ЯЁЮИЕ, АЯОЁУЮЭ…
-сочетания согласных ЗСЖ,ШЖС, СЧЩ….
БГДЖЗ, ПФКТШС…
-чтение слогов ТА-ТЯ, ТО-ТЁ….. БРА,БРО,БРУ,БРЫ…
- чтение чистоговорок
- чтение скороговорок
Слайд 45Развитие внимания
к слову
и его частям.
Слайд 46Освободи слова из темницы.
Расставить границы между словами
Лисалисичкалисицалисонькалисёноклисяталисийлис
Выделить как можно больше
слов из буквосочетания
колесокисельник
Слайд 48Слова-близнецы.
Прочитать слово, найти близнеца, подчеркнуть найденное слово.
ручка/тучка кучка рубка ручка
рюмка речка
маска/манка марка каска пасха маска миска
канат/карат кунак кайман канат
коралл кант
собор/забор набор отбор свора забор запор
шапка/шахта шавка шпонка шаткий шапка шайка
жить/шить пить бить лить жесть жить жито
слон/сток столб салон слон скат слог
кот/крот корт скот кот кол кон код
лампа/лана рампа рама ласка ломка лампа
стол/столб сталь толк скол стол сокол соло
Слайд 49Весёлый поезд.
Читай быстро, чётко, не ошибайся!
Роза, дым, конь, перо, дыня, пояс, коза, рама, трава, портфель,
слон, дрозд, сокол, копьё, рог, топор, пенал, дятел, палатка, телефон, рак, клык, трость, дорожка, соловей, кисточка, тетерев, раковина, полянка, дерево, тарелка, дупло, папка, собака, клюв, река, пустыня, камень, рысь, парик, дворец, персик, ромашка, труба, корзина, таракан, скатерть, карета, русалка, снегирь, соня, дубинка, столб, тополь, коньки, решето, топор, сосна, дракон, стол.
Собери поезд из слов, которые начинаются на букву Р,
потом на Д, К, П, Т, С.
Собери поезд из названий животных;
растений;
вещей, которые нужны школьнику.
Слайд 50
Чудесные превращения.
Читай, думай, называй.
Слайд 51Упражнения для развития техники чтения.
Слайд 52Список литературы
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению .кн. для учителя. М.
Просвещение,1991
Зотова М.А., Зотов С.Г. Начальное обучение технике чтения. Учебно-
методическое пособие. Р.на Д., 2004.
О.Н.Яворская Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10лет КАРО-СПб 2007
Инна Бельская: Читаем, пишем, говорим: Пособие по преодолению трудностей овладения чтением и письмом
С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева Как преодолеть трудности в обучении детей
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма у детей
Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей/И.Н. Садовникова. — М. : ПАРАДИГМА, 2011
Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.