Разделы презентаций


Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ

Содержание

Трудности освоения этой части речи обусловлены отсутствием некоторых из них в родных языках учащихся, особенностями семантики и формообразования местоимений, активным их участием во фразеологии, закрепленностью некоторых из них за предложениями особой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ

Проблемы преподавания (и усвоения) местоименных форм РЯ

Слайд 3Трудности освоения этой части речи обусловлены
отсутствием некоторых из них

в родных языках учащихся,
особенностями семантики и формообразования местоимений,
активным

их участием во фразеологии,
закрепленностью некоторых из них за предложениями особой структуры. > Усвоение этого морфологического материала может идти на лексической либо синтаксической основе.
Трудности освоения этой части речи обусловлены отсутствием некоторых из них в родных языках учащихся, особенностями семантики и

Слайд 42 типа парадигм в РЯ:
Именные (1, 2, 3 скл.; мн.

ч.; личные)
Местоименные (ж. – м.-ср. р., мн. ч.)

Его, ему …

ей, ею… их, им… // какого … какой … каким… кого – чего…
того…тою …этих красного – синего…
подошедшего – купленному…
2 типа парадигм в РЯ:Именные (1, 2, 3 скл.; мн. ч.; личные)Местоименные (ж. – м.-ср. р., мн.

Слайд 5!!
Каким? –этим, синим, красным (им: тем, кем?)
Каких? чьих? Их, моих,

синих, красных, этих – тех
им (тв.ед.) – им (дат.мн.)

ей (дат., пр.п.) – красной (род., дат., тв., пр.)
!!Каким? –этим, синим, красным (им: тем, кем?)Каких? чьих? Их, моих, синих, красных, этих – тех им (тв.ед.)

Слайд 6Когда давать местоименную парадигму – параллельно с сущ. или отдельно?
За

и против
Категория рода !
Это Московский Кремль. Видел Красную площадь.

Когда давать местоименную парадигму – параллельно с сущ. или отдельно?За и противКатегория рода !Это Московский Кремль. Видел

Слайд 7Во всех грамматиках есть тема
Отдельно:
Битехтина Г.А. Употребление местоимений (притяжательных,

отрицательных, определительных).- М., 1967.- 23 с.
+ лит-ра

Во всех грамматиках есть темаОтдельно: Битехтина Г.А. Употребление местоимений (притяжательных, отрицательных, определительных).- М., 1967.- 23 с.+ лит-ра

Слайд 8Разряды местоимений
Личные
Возвратное
Вопросительно-относительные
Притяжательные
Указательные
Определительные
Неопределенные
Отрицательные

Разряды местоименийЛичныеВозвратноеВопросительно-относительныеПритяжательныеУказательные Определительные НеопределенныеОтрицательные

Слайд 9Личные (при изучении падежей)
Аналог – в др. языках. Супплетивизм (я

– меня – мне)

Личные (при изучении падежей)Аналог – в др. языках. Супплетивизм (я – меня – мне)

Слайд 10Проблема рода (для неодуш.)
Франц. – ОНО (нет ср. р.)
англ.

he—он, she—она, it—он, она, оно (оно = he /she /it)

Это словарь. Он мой. Он там.
Это книга. Она моя, она там.
You = ты, вы (ты: при обращении к членам семьи, родственникам, Богу, друзьям, детям, животным; вы: к группе лиц или к одному взрослому лицу — знакомому или незнакомому (Вы).
Проблема рода (для неодуш.) Франц. – ОНО (нет ср. р.)англ. he—он, she—она, it—он, она, оно (оно =

Слайд 12Они: в РЯ – неопределенно личные предл. (в газетах пишут,

книгу напечатали в Берлине): В городе строят новый район /They

build...; Говорят… /People say...
Мы: (=я с кем-то – мн./ед.ч.) + мы с тобой сейчас… мы с преподавателем
[Он очень обрадовался], (когда получил твое письмо) — (Когда он получил твое письмо), [(он) очень обрадовался].
Они: в РЯ – неопределенно личные предл. (в газетах пишут, книгу напечатали в Берлине): В городе строят

Слайд 13У него
Был очень сильный мороз. Из-за … мы не пошли

на каток; Эта дорога короче. Мы пойдём по… ; Ученик

хорошо занимается. Учитель доволен … ; Я не мог вчера прийти к друзьям. Я позвонил … и сказал, что не приду к … .
У негоБыл очень сильный мороз. Из-за … мы не пошли на каток; Эта дорога короче. Мы пойдём

Слайд 14Возвратное СЕБЯ
не имеет Им.п., не изменяется по родам, лицам и

числам, употребляется в предложении, когда действующее лицо является одновременно и

объектом действия. Ср.: Я видел вокруг себя друзей – Вокруг меня стояли друзья.
Я думаю/ты думаешь/он, она думает/мы думаем/ вы думаете/они думают о себе.
Возвратное СЕБЯне имеет Им.п., не изменяется по родам, лицам и числам, употребляется в предложении, когда действующее лицо

Слайд 151. Я услышал за собой знакомые шаги. Мы с трудом заставляли

себя слушать.
Вы не похожи на себя сегодня.
2. Начни воспитание

с себя. Расскажите о себе.
3. Он увидел около себя собаку. – Собака стояла около него.

1.	Я услышал за собой знакомые шаги. Мы с трудом заставляли себя слушать.Вы не похожи на себя сегодня.2.

Слайд 16Пошел к себе. Буду у себя до вечера. Отец работает

у себя.
чувствовать (почувствовать) себя, представлять (представить) себе, представлять

собой, владеть собой, приходить (прийти) в себя, выходить (выйти) из себя, держать себя в руках, читать про себя, хорош(а) собой, мне не по себе, так себе, ничего себе, сам по себе
Пошел к себе. Буду у себя до вечера. Отец работает у себя. чувствовать (почувствовать) себя, представлять (представить)

Слайд 19притяжательные
НАШ, ВАШ: краткие формы в Им.п., //твой, -я. –ё, -и)
ЕГО,

ЕЁ, ИХ: не имеют категорий рода и падежа, однако для

носителей, напр., французского, испанского, итальянского языков употребление этих местоимений вызывает значительные трудности, заключающиеся в том, что род и число этих местоимений в РЯ зависят не от рода и числа определяемого имени, а от рода и числа предмета или пола лица-обладателя. Ср.: мою книгу, моих книг – его книгу, его книг (примыкан.).
притяжательныеНАШ, ВАШ: краткие формы в Им.п., //твой, -я. –ё, -и)ЕГО, ЕЁ, ИХ: не имеют категорий рода и

Слайд 20СВОЙ // СЕБЯ: СВОЙ указывает на принадлежность предмета 1-му, 2-му

или 3-му лицу, если оно является подлежащим. Возврат.
наглядность : Это

моя ручка. Это твоя книга. Это её словарь. - Я взял свою ручку. Ты читаешь свою книгу. Она смотрит в свой словарь. – Я взял твою книгу, ты взял её словарь, она пишет моей ручкой.

СВОЙ // СЕБЯ: СВОЙ указывает на принадлежность предмета 1-му, 2-му или 3-му лицу, если оно является подлежащим.

Слайд 23!!
Я люблю свою (мою) работу. Дай мне свою (твою) фотографию.

Но: : Он любит свою (не его) родину; им нужно

взять свои (не их) вещи.
СВОЙ не определяет подлежащее! (Свои яблоки выросли в этом году). СВОЙ = «собственный». : У него свое мнение; яблоки у них были свои; вмешиваться не в своё дело.! По воскресеньям ездили к своим; каждому своё; стоять на своём. Свой (наш) человек
!!Я люблю свою (мою) работу. Дай мне свою (твою) фотографию. Но: : Он любит свою (не его)

Слайд 24Эту историю рассказал мой приятель./ Эту историю я слышал от

своего (моего) приятеля. Он познакомил меня со своим отцом. /

Я познакомился с его отцом. Он обрадовал нас своим известием. /Его известие обрадовало нас. Солнце вышло из-за туч, и его лучи осветили землю (/и своими лучами осветило землю).
Эту историю рассказал мой приятель./ Эту историю я слышал от своего (моего) приятеля. Он познакомил меня со

Слайд 26Указательные
этИ, этИх – тЕ, тЕх
это — this/it, that (is); these,

those (are). + Москва - это столица России; Железо -

это металл. (ЭТО =) + Куда это ты идешь? Кто это такой умный? Где это ты узнал? (разг.)
Проблема: это – этот, это, эта, эти
Синтаксическая роль: Что (кто) это? Это …
Я знаю этот текст. Эта книга мне нужна. Это окно открывается внутрь. Эти студенты едут домой /Надеюсь на это, горжусь этим.
УказательныеэтИ, этИх – тЕ, тЕхэто — this/it, that (is); these, those (are). + Москва - это столица

Слайд 27Это студент. This is a student. Этот студент читает. This

student is reading.
Это студентка. This is a student. Эта студентка

пишет. This student is writing.
Это окно. This is a window. Это окно слева. This window is on the left.
Это студенты. These are students. Эти студенты дома. These students are at home.
Это студент. This is a student. Этот студент читает. This student is reading.Это студентка. This is a

Слайд 28Отрабатывается материал в трансформационных упражнениях:
Этот вопрос очень важен./ Это

важный вопрос. Эта девушка красива./ Это красивая девушка. Эти взгляды

были ошибочны. /Это были ошибочные взгляды.
Раздался громкий звук: … был удар колокола. … звук заставил меня поспешить на вокзал),
определение функции ЭТО(Т) в предложениях.
Отрабатывается материал в трансформационных упражнениях: Этот вопрос очень важен./ Это важный вопрос. Эта девушка красива./ Это красивая

Слайд 29Тот – этот //
! Мы вбежали в дом, и в

этот момент пошел дождь. ( в англ. языке здесь that

(тот).
тот же (самый), один и тот же, тот и другой, между тем (отрабатываются на лексическом уровне)
ТОТ - соотносительное слово в главном предложении, к которому присоединяется придаточное: Случилось то, чего я не ожидал. Хочу рассказать о том, что видел (как отдыхал, с кем познакомился, где побывал). // Он сдаст экзамен хорошо. Я в этом не сомневаюсь.- Я не сомневаюсь в том, что он хорошо сдаст экзамен.
Тот – этот //! Мы вбежали в дом, и в этот момент пошел дождь. ( в англ.

Слайд 30Вопросительно-относительные
Кто (и животные) – что
Кто сидит/сидел в комнате? В

комнате сидит/сидел студент — сидит/сидела студентка — сидят/сидели студенты;
Что лежит/лежало

на столе? На столе лежит/лежал журнал — лежит/лежала книга — лежит/лежало письмо — лежат/лежали журналы (книги, письма).
Вопросительно-относительныеКто (и животные) – что Кто сидит/сидел в комнате? В комнате сидит/сидел студент — сидит/сидела студентка —

Слайд 31ЧТО = what (местоимение) Что ты делаешь? О чем думаешь?

= that (союз) Он сказал, что…
Вопр.-отн. /указат.

КАКОВ, ТАКОВ (нет аналогов) КАК, КАКОЙ; ТАК, ТАКОЙ;
Быть готовым к объяснениям! = what, how, so…
ЧТО = what (местоимение) Что ты делаешь? О чем думаешь?    = that (союз) Он

Слайд 32Какой – который
В англ. – 2 (и >) слова

(which), во франц. – 1 общее quel, надо объяснять: Который

раз он приезжает в Москву?; Который час?; Которую из этих книг вы берете? / Какой этаж?; Какая страница ?; Какое упражнение? (не это проблема)
Я поблагодарил/а человека, "кто" помог мне.
Какой – который В англ. – 2 (и >) слова (which), во франц. – 1 общее quel,

Слайд 33Я знаю девушку. Она приехала из Москвы (=, которая)
У неё

2 брата (= у которой).
С ней дружит моя сестра (=с

которой).
! Её брат приходил к нам вчера (= брат которой) У её семьи большой дом (= у семьи которой)
Это девушка, брат которой (чей брат) приходил к нам вчера.
That is the girl whose brother came to see us yesterday.
Я знаю девушку. Она приехала из Москвы (=, которая)У неё 2 брата (= у которой).С ней дружит

Слайд 34трансформации
Я знаю девушку, пришедшую к сестре в гости (= которая

пришла = она пришла)
Брат подарил книгу, купленную вчера (= которую

купил = он её купил)
трансформацииЯ знаю девушку, пришедшую к сестре в гости (= которая пришла = она пришла)Брат подарил книгу, купленную

Слайд 35Определительные
САМ(И)/ САМЫЙ – на синтаксическом уровне, т.к. они различаются

функциями в предложении: САМ = самостоятельность (сделал сам), выделяет, подчеркивает

статус определенного лица (говорил с самим директором).
САМЫЙ: грам. форма (самый ленивый), указывает на крайний предел (у самого берега, с самого начала), при местоимениях ЭТОТ, ТОТ указывает на тождество (тот самый кот, на том же самом месте).
Определительные САМ(И)/ САМЫЙ – на синтаксическом уровне, т.к. они различаются функциями в предложении: САМ = самостоятельность (сделал

Слайд 36! Ему хочется сделать это самому / самому умному
Ему

самому удалось решить эту задачу. Ей самой не нравится её

работа. // Мать поехала в гости к самому младшему сыну. Машина подъехала к самой двери.
Мой друг всегда недоволен … собой. Мы пойдём обратно той же … дорогой. Они могут сделать это … .
! Ему хочется сделать это самому / самому умному  Ему самому удалось решить эту задачу. Ей

Слайд 37Весь, всё, вся, все
Весь день (всю неделю, всё воскресенье, все

каникулы) проболел. + Все это знают. Всех это волнует. Он

купил всё. Интересоваться всем.
= 1.Целиком, полностью (ganze, the whole (ед. ч.) и all (мн. ч.) – в роли определения.
= 2. сущ. (подлежащее / дополнение), каждый: alle(s), everything , everybody
Всё равно, прежде всего, во весь голос
Весь, всё, вся, всеВесь день (всю неделю, всё воскресенье, все каникулы) проболел. + Все это знают. Всех

Слайд 38ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ
Он серьёзно относится к любому (всякому, каждому) делу.
ВСЯКИЙ

= «разный, разнообразный» : (аny) Приготовить всякие (разные) салаты. !

на всякий случай, во всяком случае, потерять всякое терпение, лишиться всякой надежды, без всякого сомнения, без всяких усилий.
ЛЮБОЙ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙОн серьёзно относится к любому (всякому, каждому) делу.ВСЯКИЙ = «разный, разнообразный» : (аny) Приготовить всякие

Слайд 39КАЖДЫЙ указывает на все, всех по отдельности (по одному): На

семинаре выступил каждый студент. Каждый день шёл дождь. Обычно -

в ед. ч., кроме сутки, каникулы, а также в выражениях каждые два дня, каждые три человека.
КАЖДЫЙ указывает на все, всех по отдельности (по одному): На семинаре выступил каждый студент. Каждый день шёл

Слайд 40ЛЮБОЙ = «какой угодно, какой хочешь», указывает на свободу выбора

из множества: Приходи в любое время, приноси 3 любых книги.

!!! Купи всякие (каждые, любые) конфеты.
Все три слова могут субстантивироваться, исполняя роль подлежащего или дополнения в предложении. Всякий (каждый, любой) знает.

ЛЮБОЙ = «какой угодно, какой хочешь», указывает на свободу выбора из множества: Приходи в любое время, приноси

Слайд 41упражнения
1) прочитать, обратить внимание на употребление местоимения (Каждый вечер к

ней приходил Рябовский. Что волки жадны – всякий знает. Любой

тебе подскажет путь) ;
2) вставить нужное местоимение (Купи … конфет. … день шел дождь);
3) заменить прилагательное местоимением (Его интересовали разные вопросы. Звони мне в какое угодно время);
4) выделить предложения, в которых можно употребить любое из местоимений.

упражнения1) прочитать, обратить внимание на употребление местоимения (Каждый вечер к ней приходил Рябовский. Что волки жадны –

Слайд 42Неопределенные НЕКТО, КТО-ЛИБО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО (что-то, какой-либо, сколько-нибудь…)
= somebody; anybody

(зависит не от семантики, а от структуры предложения).
= quelqu'un;
= jemand,

irgend jemand

! В РЯ различия стилистические и/или семантические (НЕКТО, КТО-ЛИБО достаточно архаичны)
Неопределенные НЕКТО, КТО-ЛИБО, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ, КОЕ-КТО (что-то, какой-либо, сколько-нибудь…)= somebody; anybody (зависит не от семантики, а от

Слайд 43Кто-то оставил в аудитории зонт./ Кто-нибудь даст мне журнал? Какой-то

театр приехал в город./ В субботу мы пойдем в какой-нибудь

театр.
Когда-то я жил в Томске./ Когда-нибудь вернусь сюда. Они ушли куда-то./ Пойдем куда-нибудь. Отдыхает где-то на Алтае./ Отдохну где-нибудь.
Кто-то оставил в аудитории зонт./ Кто-нибудь даст мне журнал? Какой-то театр приехал в город./ В субботу мы

Слайд 44Егорова

Егорова

Слайд 45Местоимения с –ТО и –НИБУДЬ похожи значением, но неопределенность у

последних выше. Ср.: Тебе кто-то звонил (да, звонил, но я

не знаю звонившего). – Кто-нибудь позвонит мне завтра? (я не уверен, что звонок состоится). Поэтому местоимения с –НИБУДЬ обычно употребляются при обозначении будущего времени, а с –ТО – при глаголах в прошедшем и настоящем.
Местоимения с –ТО и –НИБУДЬ похожи значением, но неопределенность у последних выше. Ср.: Тебе кто-то звонил (да,

Слайд 46КОЕ-КТО
неопределенность нарочитая, говорящий на самом деле в курсе обстоятельств дела:

Кое-кому сейчас будет больно; знаю кое-что; был кое-где; пойду кое-куда.


кое-кто, кое с кем; кое-что, кое в чём.
Кое-где (в некоторых местах) росла трава. Мотор работал кое-как (едва-едва, чуть-чуть = плохо)
КОЕ-КТОнеопределенность нарочитая, говорящий на самом деле в курсе обстоятельств дела: Кое-кому сейчас будет больно; знаю кое-что; был

Слайд 48Отрицательные
1. НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКОГДА, НИГДЕ, НИСКОЛЬКО, НИКУДА + НЕ

при глаголе (во многих языках двойной показатель отрицания невозможен). Никто

не спал, никогда не пойду…
2. Предлог ставится между частицей и местоимением (ни с кем не советовался, ни о чём не говорил).

Отрицательные 1.	НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКОГДА, НИГДЕ, НИСКОЛЬКО, НИКУДА + НЕ при глаголе (во многих языках двойной показатель

Слайд 49упражнения
наблюдение (Нигде не было воды. Ни на чью помощь не

надеюсь),
трансформация (Это его не интересует. – Ничто его не

интересует. Он не слушал наших советов.- Он не слушал ничьих советов),
образование антонимичных предложений (Все спали.- Никто не спал. Получил поздравление от всех. – Не получил ни от кого)
синонимичных предложений (Все веселились. – Никто не скучал).
упражнениянаблюдение (Нигде не было воды. Ни на чью помощь не надеюсь), трансформация (Это его не интересует. –

Слайд 50НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕКОГДА – всегда в безличных предложениях: некому сказать

новость; нечему верить; мне некого винить. Частица НЕ перед глаголом

в этих случаях не ставится. Ср.: Ему некуда идти.- Он никуда не идет.
НЕКОГО, НЕЧЕГО, в отличие от НИКОГО, НИЧЕГО, не имеют Им.п., почему и употребляются в безличных предложениях.
запомнить выражения: нечего делать, делать нечего, от нечего делать, нечего сказать!
НЕГДЕ, НЕКУДА, НЕКОГДА – всегда в безличных предложениях: некому сказать новость; нечему верить; мне некого винить. Частица

Слайд 51упражнения
1. Обратите внимание: Я ничего не сказал.- Мне нечего сказать.

Он ничем не увлекается. – Ему нечем увлекаться.
2. Объяснить употребление

местоимений в подобных предложениях.
3. Вставить нужную форму местоимений: Мне … отдыхать.- Я … не знакомлюсь на улице (некогда – никогда).
4. Ответьте отрицательно: Чем вы сейчас занимаетесь? Кто тебе вчера звонил? От кого получил письмо?

упражнения1. Обратите внимание: Я ничего не сказал.- Мне нечего сказать. Он ничем не увлекается. – Ему нечем

Слайд 52Сложная часть речи
Долгое наблюдение.
В речевую практику вводить постепенно.
Саша живет

в Киеве. Он очень любит его город. Свой город очень

красивый.
Ничего вижу.
Я встретил/а девушку, которую приехала из Индии.
Сложная часть речиДолгое наблюдение.В речевую практику вводить постепенно. Саша живет в Киеве. Он очень любит его город.

Слайд 53литература
Местоимения: уч.-метод. Пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на русском языке. /сост.

Т.В. Никольская, С.Е. Фомина. Казань: КГУ, 2009.
Шпрах И.М. Сложные случаи

употребления местоимений в РЯ. Иркутск, 2008.
Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл: класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М.: Азбуковник. 1998.
литератураМестоимения: уч.-метод. Пособие для студентов-иностранцев, обучающихся на русском языке. /сост. Т.В. Никольская, С.Е. Фомина. Казань: КГУ, 2009.Шпрах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика