Слайд 1Процесс управления. Менеджмент и управление.
Выполнили: Трофимова Елизавета
Фролова Екатерина
21218
Слайд 2 Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией.
В их состав входят:
сочетание научности и творчества, специализации и универсальности;
целенаправленность;
последовательность;
непрерывность;
взаимодействие
централизованного руководства и самоуправления;
концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников;
обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы;
состязательность участников управления;
предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений.
Слайд 3
Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение
и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в
интересах достижения стоящих перед ними целей.
Слайд 4Процесс управления решает две задачи:
тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности
всех элементов объекта управления;
стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в
качественно и количественно иное состояние.
Слайд 5 Процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки,
анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их
выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.
Слайд 6
Предметом труда в управлении являются
документы управления, получивший такое название в отличии от других документов,
не связанных с вообще с процессом управления. Основным носителем информации в системе управления служит в настоящее время документ. С их помощью осуществляется взаимосвязь между структурными подразделениями организации.
Преобразованная информация приобретает самостоятельное существование и может накапливаться, что приводит к усложнению процесса управления, усилению господства прошлых решений над текущими. Последнее, правда, в определенней степени полезно, так как порождает организационный порядок, обеспечивающий автоматическое срабатывание управленческих механизмов и выполнение соответствующих действий без специальных распоряжений. Однако он ограничен, так как не в состоянии подчинить и координировать все организационные элементы.
Слайд 7 Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций
с информацией - от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги.
При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.
Слайд 8
Продукт труда - это результат управленческого процесса,
которым является управленческое решение. С помощью того или иного материального
носителя (преимущественно документов) эти решения поступают непосредственно объекту управления.
Слайд 9
Управленческий труд относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде
нервно-психических усилий.
Он существует в трех основных формах:
эвристического,
административного,
операторного.
Слайд 10 Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и
изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке
на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.
Слайд 11 Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан
с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных,
их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).
Слайд 12 Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих
процессов необходимой информацией. Он включает такие работы как документационная (оформление,
размножение, сортировка, и хранение различного рода документов); первично-счетная и учетная (сбор статистической, бухгалтерской и иной информации о производственных, хозяйственных, социальных и иных процессах, протекающих в рамках организации); коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая (последовательная обработка собранной информации и осуществление на ее основе и по заданному алгоритму, расчетов необходимых для принятия решений).
Слайд 13 Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или
операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с
одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.
Управленческие операции – это технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение.
Слайд 14Управленческие операции бывают:
поисковыми,
вычислительными,
логическими,
описательными,
графическими,
контрольными,
коммуникационными
(например, слушание, чтение, разговор, наблюдение за действиями различных устройств, мышления
т.п.).
Слайд 15
Управленческие работы различаются:
по целевому назначению (предвидение, активизация, контроль);
по конкретному содержанию
(исследования, планирование);
по периодам (стратегические, тактические, оперативные);
по этапам (целеполагание, анализ ситуации,
определение проблемы, поиск решения); по направленности (внутрь или во вне организации);
по сферам (экономическая, социальная, технологическая);
по объектам (производство, персонал);
по формам и методам осуществления; по организационной роли (дифференцирующие и интегрирующие);
по характеру преобразования информации (стереотипные, выполняемые по алгоритму, и творческие);
по степени сложности.
Слайд 16Главные факторы, определяющие сложность управления социально-экономическими, коммерческими организациями.
Слайд 17 Одним из требований к оптимальному и социально ориентированному
менеджменту является соблюдение этики и учет социофакторов в процессе управления. Поэтому при
поиске решения проблем в менеджменте необходимо в структуру управления встраивать ценностный элемент — этику, который преобразует неформализованные аспекты действия по управлению объектом в систему критериев, удовлетворение которых является задачей менеджмента при его ориентации на социальность происходящих процессов.
Слайд 18 Факторы социальной среды – условия, определяющие характер и возможные
последствия происходящих в ней перемен.
Слайд 19С позиции управления социальным развитием различают:
Факторы, которые опосредованно воздействуют на
деловой настрой и качество трудовой жизни работников.
Факторы, прямо относящиеся
к социальной среде организации:
Факторы внутренней социальной среды (больше проявляют себя в пределах самой организации, среди ее персонала, в ходе осуществления совместного труда)
Факторы внешней социальной среды, окружающей работников вне организации (условия жизни, отдыха и т.д.)
В реальной жизни эти факторы тесно взаимосвязаны и трудно разделимы.
Слайд 20Условия, охрана и безопасность труда – одна из важнейших составляющих
уровня жизни и организации труда, определяющая состояние здоровья работников и
возможность предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. Эти факторы должны быть максимально благоприятными для персонала, соответствовать требованиям свободного и разностороннего развития работников, проявлению ими своих природных и социальных качеств.
Слайд 21Основные этапы эволюции теории менеджмента.
Современный менеджмент является
результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время
развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили название «школы менеджмента».
Слайд 22Школа научного управления (1885-1920 гг.) тесно связана с работами Ф.У
Тейлора, Ф. Гильберта, Л. Гильберта и Г. Грантта. Они полагали,
что, используя наблюдение, измерение, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться их эффективного выполнения. На первом этапе анализировалось содержание работы и определялись ее основные компоненты. На основе анализа изменялись рабочие операции с целью устранения лишних движений и разработки стандартных процедур и оборудования. Тейлор, например, установил, что максимальный объем железной руды или угля можно перебросить, если пользоваться лопатой емкостью до 8,6 кг. Были регламентированы потребности в отдыхе и установлены неизбежные перерывы производства, что позволило установить нормы труда, которые были выполнимы. Тейлор и его школа впервые выделили управленческие функции и предложили рассматривать их отдельно.
Слайд 23
Классическая или административная школа управления (1920-1950 гг.) рассматривала организацию в
целом. Эта школа была создана французом Анри Файолем. Его называют
отцом менеджмента. Он разработал универсальные принципы администрирования управления и разделил их на две группы. В первую входили функции управления и организации. Файоль выделял пять функций: финансы, производство, маркетинг, планирование и организацию. Вторая группа принципов относилась к структуре организации и управлению работниками. В этой группе существовали следующие принципы:
разделение труда; полномочия и ответственность (полномочия - право отдавать приказы); дисциплина (уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и работниками; справедливое применение санкций); единоначалие; единство направления (каждая группа, действующая в рамках единой цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя); подчиненность личных интересов общим; вознаграждение персонала; иерархия управления; справедливость и порядок (доброта и правосудие); стабильность рабочего места для персонала; инициатива; корпоративный дух.
Слайд 24Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) сформулирована в работах двух ученых
М. Фоллета и Э. Мэйо. Фоллет впервые определил менеджмент как
"выполнение работы с помощью других лиц". Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда. Некоторые работники сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на зарплату и давление руководства.
Мотивами поступков людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег.
Слайд 25Школа поведенческих наук (1950г. - настоящее время) является развитием" школы
человеческих отношений. Основная ее задача - изучение мотивации поведения работников
с целью использования потенциала каждого.
Слайд 26Наука управления или количественный подход (1950 г. - настоящее время)
использует математику, статистику и инженерные науки. Основа - моделирование организаций
и отдельных хозяйственных ситуаций.
Процессный подход, являющийся частью науки управления, предлагает рассматривать управление как совокупность взаимосвязанных действий: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование - это определение целей организации и действий людей для достижения этих целей, оно должно быть непрерывным, так как цели меняются и меняется окружающая обстановка. На планирование также влияет неопределенность будущего. Планирование решает три задачи: где мы находимся в настоящее время; куда хотим двигаться; как мы собираемся это сделать.
Организация предполагает создание некоторой структуры, в которой главным является делегирование полномочий. С помощью этого средства руководство осуществляет выполнение работы другими лицами.
Работа выполняется, если существует мотивация этой деятельности.
Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы) к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Слайд 27Контроль является средством проверки того, как организация достигает
своих целей.
Существуют
три направления управленческого контроля:
установление стандартов - точное определение целей, которые
могут быть достигнуты за определенный промежуток времени;
установление того, что действительно достигнуто за определенный промежуток времени и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе фазы выполнены правильно, то руководство знает не только о том, что существует проблема, но и о том, в чем она состоит;
определение действий, необходимых для коррекции отклонений от первоначального плана.
Системный подход исходит из представления об организации как о некоторой системе. Предполагается, что система - это совокупность взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системы могут быть открытыми и закрытыми. Закрытая система действует независимо от окружающей обстановки. Примером являются часы. Открытая система характеризуется взаимодействием с окружающей средой. Все организации являются открытыми системами и для их анализа используются приемы исследования открытых систем. Системный подход к управлению предполагает, что любое изменение в ее отдельно взятом элементе ведет к изменению состояния прочих элементов и системы в целом.
Ситуационный подход считает центральным моментом управления ситуацию, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время.