Слайд 1Жизненный цикл
программного обеспечения
Обзор стандарта ISO/IEC 12207
(ГОСТ Р ИСО
МЭК 12207-99).
Основные процессы
ЖЦ ПО
Слайд 2Классификация процессов жизненного цикла программного обеспечения
Слайд 3Основные процессы жизненного цикла ПО
Реализуются основными сторонами, вовлеченными в
жизненный
цикл ПО:
1) Процесс заказа. Определяет работы заказчика, то есть
организации, которая приобретает систему, программный продукт или программную услугу.
2) Процесс поставки. Определяет работы поставщика программного продукта или программной услуги заказчику.
3) Процесс разработки. Определяет работы разработчика, то есть организации, которая проектирует и разрабатывает программный продукт.
4) Процесс эксплуатации. Определяет работы оператора, то есть организации, которая обеспечивает эксплуатационное обслуживание системы в заданных условиях в интересах пользователей.
5) Процесс сопровождения. Определяет работы персонала сопровождения, то есть организации, которая предоставляет услуги по сопровождению программного продукта, состоящие в контролируемом изменении ПО с целью сохранения его исходного состояния и функциональных возможностей. Данный процесс охватывает также перенос и снятие с эксплуатации ПО.
Ответственность за выполнение работ и задач в основном процессе несет организация, создающая и реализующая данный процесс.
Эта организация гарантирует реальность существования и
функциональные особенности конкретного процесса.
Слайд 4Основные процессы ЖЦ ПО.
4. Процесс эксплуатации
Процесс эксплуатации состоит из работ и задач,
выполняемых оператором.
Процесс охватывает эксплуатацию программного продукта и поддержку пользователей в процессе эксплуатации.
Так как эксплуатация программного продукта входит в эксплуатацию системы, работы и задачи данного процесса связаны с системой.
Оператор:
управляет процессом эксплуатации на проектном уровне в соответствии с процессом управления, который конкретизируется в данном процессе;
определяет инфраструктуру для данного процесса в соответствии с процессом создания инфраструктуры;
адаптирует данный процесс к условиям проекта в соответствии с процессом адаптации;
управляет процессом эксплуатации на организационном уровне в соответствии с процессами усовершенствования и обучения.
Список работ процесса эксплуатации:
подготовка процесса;
эксплуатационные испытания;
эксплуатация системы;
поддержка пользователя
Слайд 54. Процесс эксплуатации.
4.1. Работа «Подготовка процесса»: Состав задач
4.1.1 Разработка и
документальное оформление плана эксплуатации и определение набора стандартов для выполнения
работ и задач процесса эксплуатации.
4.1.2 Определение процедур для решения проблем:
процедура получения и документирования сведений о возникающих проблемах;
процедура решения и контроля проблем;
процедура обеспечения обратной связи с пользователем;
процедура документирования возникающих проблем и введения их в процесс решения проблем.
4.1.3 Определение процедур для тестирования и ввода в эксплуатацию:
процедура тестирования программного продукта в эксплуатационной среде;
процедура ввода сообщений о проблемах и предложений об изменениях в процесс сопровождения;
процедура ввода программного продукта в эксплуатацию.
Слайд 64. Процесс эксплуатации.
4.2. Работа «Эксплуатационные испытания»: Состав задач
4.2.1 Ввод программного
продукта в опытную эксплуатацию в соответствии с установленной процедурой ввода
в эксплуатацию.
4.2.2 Проведение эксплуатационных испытаний программного продукта, введенного в опытную эксплуатацию, в соответствии с установленной процедурой тестирования.
4.2.3 Ввод программного продукта в промышленную эксплуатацию (при соответствии результатов испытаний установленным требованиям).
4.2.4 Обеспечение инициализации (установки в исходное состояние) программ и баз данных, их выполнения (эксплуатации) и завершения в соответствии с планом эксплуатации.
Слайд 74. Процесс эксплуатации.
4.3. Работа «Эксплуатация системы»: Состав задач
4.3.1 Эксплуатация системы
в установленной для нее эксплуатационной среде в соответствии с документацией
пользователя.
Слайд 84. Процесс эксплуатации.
4.4. Работа «Поддержка пользователя»: Состав задач
4.4.1 Обеспечение помощи
и консультаций пользователям
Взаимодействие с пользователем осуществляется в соответствии с установленными
(4.1.2) процедурами.
Запросы пользователей и последующие ответные действия документально оформляются и контролируются.
4.4.2 Направление (при необходимости) запросов пользователя для анализа и ответа в процесс сопровождения.
Направленные в процесс сопровождения запросы должны быть приняты, а ответы по планируемым и выполняемым ответным действиям должны быть направлены инициаторам запросов.
Все принимаемые решения должны контролироваться вплоть до их выполнения.
4.4.3 Предложение инициатору поставленной проблемы её промежуточного (временного) решения (если поставленная проблема имеет временное решение).
4.4.4 Внесение принятых окончательных поправок, изменений, усовершенствований системы в эксплуатируемый программный продукт с использованием процесса сопровождения.
Слайд 9Основные процессы ЖЦ ПО.
5. Процесс сопровождения
Процесс сопровождения состоит из работ и задач, выполняемых персоналом сопровождения.
Целью процесса сопровождения является изменение существующего программного продукта при сохранении его целостности.
Процесс сопровождения реализуется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации или настройке.
Процесс сопровождения охватывает вопросы переносимости и снятия программного продукта с эксплуатации.
Процесс сопровождения заканчивается снятием программного продукта с эксплуатации.
Работы, выполняемые в данном процессе, характерны для процесса сопровождения, однако в данном процессе могут использоваться другие процессы: если в процессе сопровождения используется процесс разработки, то персонал сопровождения выступает в роли разработчика.
Слайд 10Основные процессы ЖЦ ПО.
5. Процесс сопровождения
Персонал сопровождения:
управляет процессом сопровождения на проектном уровне в соответствии с процессом управления, который конкретизируется в данном процессе;
определяет инфраструктуру для процесса сопровождения в соответствии с процессом создания инфраструктуры;
адаптирует процесс сопровождения к условиям проекта в соответствии с процессом адаптации;
управляет процессом сопровождения на организационном уровне в соответствии с процессами усовершенствования и обучения;
если персонал сопровождения является поставщиком программной услуги по сопровождению, он реализует процесс поставки.
Список работ процесса сопровождения:
подготовка процесса;
анализ проблем и изменений;
внесение изменений;
проверка и приемка при сопровождении;
перенос;
снятие с эксплуатации.
Слайд 115. Процесс сопровождения.
5.1. Работа «Подготовка процесса»: Состав задач
5.1.1 Разработка и
документальное оформление планов и процедур для проведения работ и задач
процесса сопровождения.
5.1.2 Определение процедур для:
получения, документирования и контроля сообщений о возникающих проблемах и заявок на внесение изменений от пользователей;
обеспечения обратной связи с пользователями;
документального оформления возникающих проблем и введения их в процесс решения проблем.
5.1.3 Реализация процесса управления конфигурацией для управления изменениями существующей системы (или определение организационного интерфейса с данным процессом).
Слайд 125. Процесс сопровождения.
5.2. Работа «Анализ проблем и изменений»: Состав задач
5.2.1
Проведение анализа сообщения о проблеме или заявки на внесение изменений
по их влиянию на организационные вопросы, существующую систему и интерфейсные связи с другими системами по следующим аспектам:
по типу, например: корректировка, модернизация, профилактика или адаптация к новым условиям;
по объему, например: размеру изменения, стоимости, времени на реализацию изменения;
по критичности, например: влиянию на производительность, безопасность или защиту.
5.2.2 Дублирование или верификация возникшей проблемы.
5.2.3 Разработка вариантов реализации изменений на основе проведенного анализа проблемы.
5.2.4 Документальное оформление:
поступившего сообщения о проблеме или заявки на внесение изменений;
результатов анализа проблемы или заявки;
вариантов реализации изменений.
5.2.5 Согласование выбранного варианта изменения в соответствии с условиями договора.
Слайд 135. Процесс сопровождения.
5.3. Работа «Внесение изменений»: Состав задач
5.3.1 Определение и
документальное оформление состава документов, программных модулей или их версий, требующих
изменений (в соответствии с 5.2.4).
5.3.2 Реализация и документальное оформление изменений с использованием процесса разработки, требования к которому должны быть дополнены следующим образом:
должны быть установлены и документально оформлены критерии проведения испытаний, оценки их результатов и оценки измененных и неизмененных объектов системы;
должны быть обеспечены полнота и правильность реализации новых и измененных требований.
должна быть обеспечена неизменность исходных (неизмененных) требований.
Слайд 145. Процесс сопровождения.
5.4. Работа «Проверка и приемка при сопровождении»: Состав
задач
5.4.1 Проведение (совместно с организацией, утвердившей изменение) проверки внесенного изменения
в целях подтверждения работоспособности измененной системы.
5.4.2 Получение подтверждения того, что внесенное изменение удовлетворяет требованиям, установленным в договоре.
Слайд 155. Процесс сопровождения.
5.5. Работа «Перенос»: Состав задач
Работа «Перенос» выполняется, если
программный продукт (включая данные) или система переносятся из прежней в
новую эксплуатационную среду.
При этом должно быть обеспечено, чтобы любой объект, созданный или измененный при переносе, соответствовал настоящему стандарту.
5.5.1 Разработка и документальное оформление плана переноса объекта, содержащего следующие разделы:
анализ и установление требований к переносу;
разработка инструментальных средств для выполнения переноса;
настройка программного продукта и данных к новым условиям эксплуатации;
выполнение переноса;
верификация переноса;
последующая поддержка прежней среды.
Примечание: К планируемым работам по выполнению переноса
должны привлекаться пользователи
Слайд 165. Процесс сопровождения.
5.5. Работа «Перенос»: Состав задач (Продолжение)
5.5.2 Направление пользователям
уведомления о планах и работах по переносу объекта, содержащего следующую
информацию:
объяснение причин отказа от поддержки прежней эксплуатационной среды;
описание новой среды эксплуатации;
указание даты, с которой новая среда будет доступна для пользователей;
описание других доступных вариантов поддержки в случае прекращения поддержки прежней среды.
5.5.3 Параллельное выполнение пользователями работ в прежней и новой среде (для обеспечения плавного перехода в новую среду).
5.5.4. Обучение персонала (в течение периода параллельной эксплуатации согласно п. 5.5.3) в соответствии с условиями договора.
5.5.5 Уведомление всех заинтересованных сторон о завершении переноса.
5.5.6 Помещение в архивы всей связанной с прежней средой документации и программных объектов.
5.5.7 Проведение итогового анализа для оценки влияния перехода к новой среде на различные аспекты эксплуатации перенесенного объекта.
5.5.8 Рассылка результатов анализа всем заинтересованным сторонам для информации, руководства и использования в работе.
5.5.9 Обеспечение доступности данных, использовавшихся или связанных с прежней средой, для защиты и аудиторской проверки в соответствии с условиями договора.
Слайд 175. Процесс сопровождения.
5.6. Работа «Снятие с эксплуатации»: Состав задач
5.6.1 Разработка
и документальное оформление плана снятия объекта с эксплуатации, содержащего следующие
разделы:
сроки прекращения полной или частичной поддержки;
требования по архивированию программного продукта и соответствующей документации;
обязательства по любым оставшимся вопросам поддержки;
сроки перехода (при необходимости) к новому программному продукту;
требования по доступу к архивным копиям данных.
5.6.2 Направление пользователям уведомления о планах и работах по снятию объекта с эксплуатации, содержащего следующую информацию:
объяснение причин отказа от поддержки объекта, снимаемого с эксплуатации;
описание заменяющего или модернизированного объекта;
указание даты, с которой заменяющий или модернизированный объект будет доступен для пользователей;
описание других доступных вариантов поддержки в случае прекращения поддержки прежнего объекта.
Слайд 185. Процесс сопровождения.
5.6. Работа «Снятие с эксплуатации»: Состав задач
(Продолжение)
5.6.3 Параллельная
эксплуатация пользователем прежнего и нового программного продукта (для обеспечения плавного
перехода к новой системе).
5.6.4 Обучение пользователей (в течение периода параллельной эксплуатации согласно п. 5.6.3) в соответствии с условиями договора.
5.6.5 Уведомление всех заинтересованных сторон о снятии объекта с эксплуатации.
5.6.6 Помещение в архивы (при необходимости) всей связанной с прежним объектом документации и программ.
5.6.7 Обеспечение доступности данных, использовавшихся или связанных со снятым с эксплуатации объектом, для защиты и аудиторской проверки в соответствии с условиями договора.
Примечания:
Программный продукт может сниматься с эксплуатации по заявке собственника при прекращении активной поддержки объекта эксплуатирующими и сопровождающими организациями.
К запланированным работам по снятию объекта с эксплуатации должны привлекаться пользователи.
Слайд 19
Тема следующей лекции – «Модели жизненного цикла ПО»
Задание для домашней
подготовки:
Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения
глава 3: «Процесс создания ПО» (разделы
с 3.1 по 3.6, стр.53 – 74)