Слайд 1Проект
подросткового клуба «Орбита»
«Народные инструменты старины»
Слайд 2Народные инструменты старины – наше богатство и гордость и каждый
должен заботливо и бережно относиться к ним, сохраняя культурное
наследие наших предков.
Слайд 3«Народные инструменты старины»»
Вид проекта:
социально-практический
Продолжительность проекта:
сентябрь 2014 год-
март
2015 год
Слайд 4Актуальность темы: народные инструменты старины - возникли давным давно, на
них играли наши предки. они не дня не могли прожить
без музыки, они заботливо и бережно относились к музыкальным инструментам, которые ,как правило, потом передавались по наследству.
Слайд 5В наше время остро стоит проблема сохранения и бережного отношения
к народной культуре. Известно, что музыка имеет огромное значение в
формировании внутреннего мира ребенка, помогает стать духовно богаче, развивает эмоции, мышление, восприимчивость к красоте. Музицирования на детских музыкальных инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки.
Слайд 6 За последние годы значительно увеличился интерес к народному творчеству.
Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях, и дали возможность
детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчеству многих поколений.
Слайд 7Эффективным способом реализации задач музыкального образовании – является проектная деятельность.
Вопрос музыкального образования – очень актуальный вопрос, ведь он способствует
развитию музыкальных, познавательных способностей детей, воспитывает любовь к русской национальной культуре.
Слайд 8целью данного проекта является:
Воспитывать любовь к русской национальной культуре и
формировать интерес детей к истории возникновения русских народных инструментов.
Слайд 9Задачи проекта:
Развивать музыкальные навыки игры на народных инструментах.
Познакомить с историей
создания русских народных музыкальных инструментов.
Организовать практическую деятельность
Слайд 10В процессе работы над проектом учащиеся исследовали ценности и историю
возникновения русских народных музыкальных инструментов и возможности сохранения народного промысла.
Слайд 11Учащиеся освоили:
правила игры на деревянных ложках;
-элементы игры на народных
старинных инструментах;
-знания о струнных, духовых, ударных, язычковых инструментов ;
Слайд 12Продуктом проектной деятельности стали
Портфолио
Презентация проекта
КИП
«Музыкальная шкатулка»
Слайд 13Формы
работы:
Конкурсная игровая программа
Занятия
Художественная мастерская
Конкурс рисунков
Экскурсия
Слайд 14Работа по проекту «Народные инструменты старины»
Начата с формирования групп учащихся
и выбора темы проекта в сентябре 2014 года.
В октябре
был разработан план реализации проекта,
В ноябре - распределены задания среди учащихся.
Слайд 15В октябре проведена конкурсная игровая программа «Музыкальная шкатулка». Дети отгадывали
по мелодии, какой инструмент спрятан в шкатулке. На протяжении всей
игровой программы, учащиеся знакомились с историей возникновения того или иного инструмента, краткого описания и способами звукоизвлечения инструментов- деревянные ложки, трещотка, погремушка, бубенцы, колокольчик , рубель, глиняная свистулька.
Всех их роднит оригинальность как внешнего вида, так и звучания, простота и забавность.
Эта беседа воспитывает интерес к самобытной русской культуре, способствует развитию музыкальных способностей.
Слайд 16В ноябре организованна художественная мастерская
«Роспись деревянной ложки»
Художественная мастерская способствовала
творческим воображением детей изображать элементы хохломского узора.
Слайд 18В декабре прошел конкурс рисунков
«Удивительный мир народных игрушек и
инструментов».
Конкурс способствовал знакомству с народными промыслами.
Лучшие детские рисунки были
отобраны и представлены на выставке в клубе.
Слайд 19В декабре прошло тематическое занятие «Народные инструменты старины». Целью занятий
стало знакомство с историей возникновения русских народных музыкальных инструментов.
Слайд 20На занятии участники проекта выступили с докладами:
«Струнные народные музыкальные инструменты».
Шабунина Алиса и Калинкина Диана рассказали: .
О домре - как
старинном русском щипковым музыкальном инструменте, сегодня домра, молодой перспективный инструмент с огромным музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни.
О балалайке –её история происхождения уходит своими корнями в глубину веков, были взлеты и падения, но она продолжает жить. У всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
гусли
Гусли - древнейший музыкальный инструмент, сделанный из сухой доски ели или клена «Явор»- отсюда происходит название «Яровчатые», а как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми». Но время изменило этот инструмент, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Слайд 22
Саврасова Ксюша и Аксенова Даша выступила на тему
«Духовые народные
музыкальные инструменты»
Рожок – русский духовой инструмент, из коровьева рога, сохранившейся
до наших дней. В древней Руси, рог использовали в качестве сигнального инструмента, звуком собирали народ, пастухи исполняли короткие, простые наигрыши во время отдыха, под звуки рожка в старину, просыпалась вся деревня;
Жалейка- представляет собой трубочку из ивы, от10 до 20 см , в верхний конец вставлен пищик из камыша, а нижний из коровьева рога. Жалейкой называли «Пастушеский рожок» или связывали её название с поминальными обрядами «Жалениями», а в южных местностях называли «Пищик». Сейчас жалейку и рожок можно услышать в современных оркестрах русских народных инструментов;
Слайд 23Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие
свистковые инструменты с древнерусскими названиями— свирель, сопель и цевница. Свирель представляет собой простую деревянную
дудку, на одном конце есть свистковое устройство в виде клюва, в середине вырезано 6 отверстий, изготавливается из клена, орешника, ясеня. Инструмент встречается в современных оркестрах народных инструментов.
Свирель
Слайд 24 Кувикл
Кувикл - духовой народный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты,
область распространения инструмента на Руси- Брянская, Курская, Калужская область. Кувикл
представляют собой набор пустотелых трубочек разной длины и диаметра, изготавливается из камыша, тростника, бамбука. Звук нежный, тихий, свистящий, в оркестре хорошо сочетается с дудкой, жалейкой, рожком.
Слайд 25Варган
История этого инструмента уходит в глубь веков, изготавливался из тонких
пластин различных материалов- кость, дерево, металл- в середине пластины прорезался
язычок. Искусством игры на варгане владеют в Якутии, Алтае, Казахстане, Киргистане. Сейчас вновь стал расти интерес к варганной музыке. Варганная музыка пронизывает все музыкальные стили, завораживающие звуки создают необыкновенную атмосферу, в которой прошлое встречается с будущим.
Слайд 26
«Ударные народные музыкальные инструменты»
С докладом на эту тему выступили
Кондратенко Алиса, Бахарев Сергей, Клейменычева Маша
Деревянные ложки — это отражение
самобытности нашей русской культуры. Ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Деревянные ложки - превосходный музыкальный инструмент. Они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Слайд 27Бубен
Бубен — один из самых древних музыкальных инструментов. История бубна начинается
с незапамятных времен тогда, когда самые уважаемые люди в племени
– таинственные шаманы исполняли свои ритуальные танцы на любом важном событии, происходящем в жизни человека (это могла быть свадьба, охота или похороны). Бубен –состоит из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна. Основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.
Слайд 28Трещотка
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием.
Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего
иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь немалое количество звуков и ритмов.
Слайд 29Рубель
Считается ударным инструментом, который, как и деревянные ложки, тоже являлся
предметом быта. Он представляет собой деревянный брусок с зазубринами на
одной стороне. С его помощью стирали и разглаживали белье. Если же провести по нему деревянной палкой, то мы услышим целый каскад громких, трескучих звуков. Используют в фольклорных ансамблях.
Слайд 30«Язычковые музыкальные инструменты»
С докладом на эту тему выступили Кильмаева
Диана и Прусова Света
Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во
многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.
гармонь - название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность – мажорная или минорная гаммы.
Слайд 31 И делают вывод:
Нужно знать историю народных инструментов, что
у каждого народа
есть своя народная музыка, особенная, национальная.
Пройдут
многие годы, в течение которых появятся новые
инструменты, но хотелось бы верить, что интерес к исконно русской
музыке не угаснет.
Слайд 32 В мае запланирована экскурсия в музей «Саратовская гармошка»,
где дети
познакомятся с историей возникновения и возрождения Саратовской гармошки.
Слайд 33Приобщать детей к русской культуре нужно с раннего детства.
Окружающие
предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты,
любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они – часть русского народа. Таким образом, можно заключить, что образовательная цель данного проекта состоит в приобщении детей ко всем видам русского народного фольклора.