Слайд 1Проект по теме
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних»
Выполнила: студентка 3 курса
Группы 559761
Миляева Кристина
Слайд 2Особенности преступлений несовершеннолетних.
Совершение преступлений несовершеннолетними имеет свои специфические особенности. Именно
они позволяют рассматривать эту проблему в качестве самостоятельной в криминологическом
изучении. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Слайд 3Что такое профилактика правонарушений?
Профилактика правонарушений - это система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин
и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Слайд 4Проблема правонарушений.
На сегодняшний день проблема правонарушений остается в юридической науке
столь же сложной и противоречивой, как и ранее.
Нельзя смешивать
причину правонарушений в целом и причину конкретного правонарушения. Причина правонарушений в целом обусловлена комплексом прежде всего социальных, а также личностных факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. Для выявления этой причины требуется сложная аналитическая работа, учет всех криминогенных ситуаций и обстоятельств. Причина конкретного правонарушения лежит, как правило, на поверхности и связана с условиями, в которых оказался правонарушитель, свойствами его характера и психики, иными словами, она носит ситуативный характер.
Слайд 5Профилактическая работа.
Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к
решению проблемы правонарушений несовершеннолетних предполагает приоритет профилактической работы.
При ведении профилактической
работы в школе обращается внимание, в первую очередь на то, что совершению правонарушений несовершеннолетними способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы.
Слайд 6Факторы, способствующие совершению правонарушений.
Такими факторами являются это стремление лица удовлетворить
(или проявить) противоправным (противозаконным) способом свои интересы, стремления, эмоции. Это
было всегда, ибо сопутствует всем временам, народам, государствам, правовым системам. Менялись противоправность деяний, их оценка законодательством, но объяснить совершаемые правонарушения можно лишь названной выше причиной. Она же определяет и конечную судьбу правонарушений. Разговоры о возможности полной ликвидации преступности и в целом правонарушений - беспочвенны и утопичны. С преступностью, правонарушениями можно и нужно бороться, предотвращать их, снижая тем самым их уровень (может быть даже до минимума), но полностью искоренить эти негативные явления, к сожалению, невозможно.
Слайд 7Программа профилактики «Честность». Цели.
-совершенствование системы профилактики совершения преступлений среди обучающихся
школы;
-создание условий для оказания социальной и психолого-педагогической помощи подросткам «группы
риска»;
- создание условий для формирования осознанной потребности законопослушного поведения подростков;
Слайд 8Программа профилактики «Честность». Задачи.
-формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
-снижение
размеров ущерба и потерь от правонарушений;
-устранение причин и условий совершения
правонарушений;
-недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Слайд 9Требования.
Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом
положений:
-государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности,
касающихся их рода занятий;
-развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
-профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.
Слайд 10Предварительные результаты.
В результате реализации мероприятий программы, предполагается:
- создание условий для
развития физических и морально-волевых качеств личности обучающихся;
- совершенствование системы знаний
обучающихся о последствиях совершения преступлений
- уменьшение числа обучающихся, состоящих на учете в КДН за правонарушения
- рост числа обучающихся, желающих заниматься позитивной (творческой, спортивной, общественной) деятельностью.
Слайд 11Компоненты профилактической работы.
Формы, методы, направления работы связаны с реализацией четырех
основных компонентов:
Понятийный компонент:
-формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц
-информирование о
последствиях правонарушений. (беседа, лекция, просмотр видеосюжетов и пр.)
Мотивационно -смысловой компонент:
-осознание и принятие обучающимся личностного и общественного смысла ценности законопослушного поведения (дискуссия, обсуждение просмотренного фильма, обмен мнениями, написание эссе, сочинений- размышлений по теме и т.п.)
Слайд 12Компоненты профилактической работы.
Эмоциональный компонент:
-особое, эмоционально окрашенное отношение к законопослушному поведению
(участие в конкурсе рисунков, волонтерская деятельность, написание сочинений по темам,
участие в агитбригадах и т.п.).
Деятельностный компонент:
-активная сознательная деятельность обучающегося по соблюдению правил законопослушного поведения, которые представлены на следующем слайде.
Слайд 13Правила, на которых основывается система профилактики
Государственная система профилактики правонарушений основывается
на следующих правилах:
- ведущая роль государства в профилактике правонарушений;
-
участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;
- законность;
- комплексность и системность;
- многоуровневость;
- приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;
- непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.
Слайд 14Направления работы.
Основные направления работы по профилактике аддиктивного поведения.
1.Диагностическая работа.
- выявление
и постановку на внутришкольный учет обучающихся, склонных к совершению противоправных
нарушений
- анкетирование обучающихся с целью выявления их отношения к проблемам противоправного поведения
- выявление наклонностей, интересов учащихся «группы риска».
Слайд 15Направления работы.
Профилактическая работа.
-индивидуальная работа с обучающимися, состоящими на учете
-
вовлечение обучающихся «группы риска» в участие в кружках, секциях, объединениях
по интересам;
-коррекционно-реабилитационная работа с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
-организация лекционной работы по правовой тематике с привлечением работников ОДН ОВД;
-проведение месячников, декад, недель профилактики;
-проведение классных часов на тему профилактики противоправного поведения;
-проведение общешкольных и групповых мероприятий профилактической направленности с использованием нетрадиционных форм воспитательной работы (тренинги, театрализованные и ролевые игры, диспуты и т.п.).
Слайд 16Индивидуальная профилактика.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений:
-профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
- направление
информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
-
осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
- привлечение родственников, других лиц к воздействию;
- другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Слайд 17Работа с родителями.
Профилактическая работа с родителями.
- проведение групповых и общешкольных
родительских собраний по проблемам подросткового и молодежного противоправного поведения;
- обсуждение
проблем профилактики на заседаниях родительского комитета;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям в вопросах воспитания детей;
- посещение семей «проблемных» обучающихся с целью выявления жилищно-бытовых условий, психологического климата в семье.
Слайд 18Взаимодействие с другими учреждениями.
Взаимодействие с учреждениями и организациями, осуществляющими профилактическую
деятельность:
- разработка плана совместных мероприятий с КДН;
- участие в городских
и районных молодежных акциях законопослушного поведения;
- тесное взаимодействие с отделом по делам молодежи администрации по вопросам организации профилактической работы;
- привлечение специалистов различного профиля для проведения профилактической работы;
Слайд 19Работа на протяжении всего времени.
В течение декад и месячников проводятся
встречи студентов с работником Комиссии по делам несовершеннолетних, подростковым психологом,
беседы с сотрудником ГИБДД, встречи с работниками наркоконтроля. Практикуется просмотр фильмов и видеоматериалов о последствиях противоправного поведения с последующим обсуждением. Вызывают живой интерес презентации книжно-иллюстративных выставок в читальном зале библиотеки.С целью формирования навыков и умений противостоять противоправному поведению проводятся тренинги, диспуты, «круглые столы».
Слайд 20Вывод.
Таким образом, говоря о профилактике аддиктивного поведения подростков, можно
сделать следующие выводы:
-для профилактики аддиктивного поведения жизненно- необходимым условием является
создание в учебном заведении условий для вовлечение подростков в позитивную общественно- значимую деятельность: спортивную, общественную, творческую.
-эффективность профилактической работы обусловлена поэтапной реализацией четырех основных компонентов (о них подробно было сказано выше), причем, конечной целью является реализация последнего, деятельностного компонента, подразумевающего активную сознательную деятельность обучающегося по соблюдению правил законопослушного поведения.
Слайд 21Список литературы
Беличева С. А. Основы превентивной психологии;
Волков В. С. Детерминистическая
природа преступного поведения;
Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с
трудными детьми;
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования;