Слайд 1Проектирование и экспертиза образовательных систем
магистратура
1 курс
Образование — это то, что у
вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
Б. Ф. Скиннер
Слайд 2План
Понятие об экспертизе образовательных систем: тип, направленность
Принципы оценки образовательных
систем
Содержание, процедура , заключение экспертизы
Слайд 3Мониторинг
Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий.
В
последнее время данный термин приобрел более широкий смысл.
Этим термином
обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.
Слайд 4Понятие об экспертизе ОС
Экспертиза — это мнение, идея, решение или
оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета
исследования и технологиях качественного анализа
Под экспертизой понимают оценку качества образовательного процесса авторитетными специалистами по выработанным в профессиональном сообществе процедуре и критериям
В. А. Гуружапов
Коротков Э. М.
Слайд 7Принципы оценивания ОС
Существуют определенные принципы оценивания, благодаря которым возможны адекватная
оценка реальной действительности, глубокое понимание ситуаций, проблем, результатов или тенденций
Коротков
Эдуард Михайлович «Исследование систем управления»
Слайд 8Принципы оценивания ОС
Принцип научности. В основе оценки всегда находятся методики
ее проведения или осуществления.
А они могут быть разными: можно
оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, но можно строить оценку и на использования научных методов, математического моделирования, там, где это возможно. В этом случае и оценивать должен тот, кто знает предмет оценки, владеет ее методикой, способен подойти к ней с объективных позиций.
Слайд 9Принципы оценивания ОС
2. Принцип целевого назначения. Оценка может проводиться вообще
или быть ориентирована на некоторые предположительные результаты, но может иметь
и ясную, конкретную цель.
Можно оценивать, скажем, в целях стимулирования деятельности, группирования работников, нормирования работы, распределения финансовых средств и т. д. Целью оценки может быть и поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций.
Слайд 10Принципы оценивания ОС
3. Принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто
подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы.
В результате такого подхода получается деформированная оценка, которая не дает полной картины события или ситуации, явления или проблемы. При проведении оценки очень важно учитывать связь характеристик, стремиться к их полноте, видеть разнообразие и достаточность.
Слайд 11Принципы оценивания ОС
4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно,
предварительно, но не бывает оценки без критерия.
Критерий оценки —
это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
Слайд 12Принципы оценивания ОС
4. Принцип критериальной определенности. Можно оценивать грубо, приблизительно,
предварительно, но не бывает оценки без критерия.
Критерий оценки —
это точка отсчета, шкала измерений, это констатация специфики характеристики, подлежащей оцениванию. Чем точнее установлен критерий, тем объективнее и значительнее оценка. При проведении оценки недопустимо произвольное изменение критерия.
Слайд 13Принципы оценивания ОС
5. Принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в
параметрах констатации качества, описания особенностей, но оценка может проводиться в
количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оценками: сравнивать, синтезировать, улавливать изменения.
В исследованиях систем управления необходимо, по возможности, стремиться к количественным оценкам. Но при этом нельзя отрицать, что в определенных обстоятельствах эвристические оценки могут быть богаче и полезнее. Количественные измерения нередко обедняют ситуацию.
Слайд 14Принципы оценивания ОС
6. Принцип сочетания оценки состояния и изменений. Чаще
всего оценка является фиксацией состояния той или иной характеристики, фотографией
остановившегося мгновения, констатацией степени проявления характеристики.
Но в исследовании наиболее богатой информацией обладают оценки динамики, способные показать тенденции изменений, позволяющие предвидеть последствия. В конечном итоге необходимо сочетание того и другого.
Слайд 15Принципы оценивания ОС
7. Принцип независимости заключается в том, что оценка
должна быть отделена, насколько это возможно, от личностных отношений, служебной
зависимости, амбиций и самолюбия.
Она должна быть защищена от влияния заинтересованных лиц, доброжелателей или недоброжелателей
Слайд 16Общие рекомендации по организации экспертизы
1) содержание и объем экспертизы;
2) тип экспертизы;
3) состав
экспертной группы;
4) стратегии и тактики взаимодействия с экспертами и представителями
экспертируемого учреждения;
5) формы договорных отношений с экспертом;
6) пути преодоления возможных негативных последствий экспертизы и ее результатов;
7) план рационального использования результатов экспертизы.