Слайд 1Проектирование курса дистанционного обучения
Педагогические и методические аспекты
Слайд 2Лебедева Маргарита Борисовна – доцент кафедры информационных и коммуникационных технологий
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
E-mail: margospb@yandex.ru
Слайд 3Содержание
Проектирование общей структуры дистанционного курса
Построение учебного элемента дистанционного курса
Разработка тестовых
заданий для курса ДО
Разработка практических заданий для курса ДО
Организация общения
в курсе ДО
Слайд 5Проектирование общей структуры дистанционного курса
Этап 1
Слайд 6Общая структура программы
ПР
М1
М2
М3
УЭ11
УЭ12
УЭ13
УЭ21
УЭ22
УЭ23
УЭ24
УЭ31
УЭ32
УЭ33
Слайд 11Правила постановки целей
Отражают основное содержание модуля
Ориентированы на обучающихся
Сформулированы в категориях
деятельности (начинаются с глагола, обозначающего, что будет уметь обучающийся)
Являются конкретными,
измеряемыми, определенными во времени
Слайд 15Рефлексивная анкета
Основная задача анкеты установить:
какие сложности испытал обучающийся при работе
с материалами;
каковы достижения обучающегося.
Возврат
Слайд 16Деятельность
Предложить вариант модульной структуры курса
Слайд 17Построение учебного элемента дистанционного курса
Этап 2
Слайд 21Организация информационной части УЭ
Слайд 22Текстовый способ представления информации
Слайд 23Табличный способ представления информации
Слайд 24Графический способ представления информации
Слайд 25Представление информации с использованием списков
Использование методов ДО позволяет:
получать качественное образование
в отдаленных районах,
реально учиться без отрыва от основной работы,
обучать
лиц с физическими недостатками,
значительно снизить транспортные расходы для получающих образование и т.д.,
обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между учащимся и преподавателем, удаленными друг от друга на сотни или тысячи километров.
Слайд 26Преимущества представления информации с использованием схем и таблиц
с использованием графических
схем можно представить тему целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты
птичьего полета»;
графика помогает наглядно и понятно для себя и других представить структуру информации;
когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи;
Слайд 27Виды графических схем (1 – кластеры)
Слайд 28Виды графических схем (2 - ментальные карты)
Слайд 29Виды графических схем (3 – денотатные графы)
Слайд 30Виды графических схем (4 – рыбий скелет)
Слайд 31Деятельность
Предложить схему учебного элемента
Слайд 32Разработка тестовых заданий для курса ДО
Этап 3
Слайд 34Требования к тестам
Общие требования к тестовым заданиям могут быть
сформулированы
следующим образом:
Тестовые задания должны:
соответствовать содержанию учебного материала;
быть составленными с учетом
соответствующих правил;
быть проверены на практике (апробированы);
быть ясными испытуемому.
Слайд 36Состав тестовых заданий
Инструкция должна содержать указания на то, что испытуемый
должен сделать, каким образом выполнять задание, где и как делать
пометки и записи.
Инструкция должна сделать так, чтобы задание и способ выполнения были абсолютно ясны любому из испытуемых и не приводили к ошибкам.
Слайд 37Состав тестовых заданий
Текст задания или вопроса представляет собой содержательное наполнение
задания.
Можно выделить следующие части вопроса:
стимулирующий (стимульный) материал, о котором говорится
в вопросе, представлен обычно в виде текста, рисунка, таблицы или другого представления данных;
введение – информация, предшествующая вопросу;
вопрос - существенная часть вопроса;
ограничения ответа – те ограничения, которые нужно учитывать при ответе на вопрос.
Слайд 38Состав тестовых заданий
Правильный ответ или оценочная схема – обязательный атрибут
любого тестового задания.
Слайд 40Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Альтернативные ответы
Слайд 41Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Одиночная выборка
Слайд 42Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Множественная выборка
Слайд 43Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Восстановление последовательности
Слайд 44Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Восстановление соответствия
Слайд 45Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Свободного изложения
Слайд 46Типы тестовых заданий в технологиях ДО
Дополнения
Слайд 47Деятельность
Предложить 2-3 тестовых задания к своему курсу
Слайд 48Разработка практических заданий для курса ДО
Этап 4
Слайд 52Критерии выполнения
практических заданий
Пример
Слайд 53Критерии выполнения
практических заданий
Определение
Критерий - (от греч. kriterion - средство
для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего-либо; мерило суждения, оценки.
(Большая Советская Энциклопедия)
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
(Педагогический словарь)
Слайд 54Критерии выполнения
практических заданий
Назначение
- позволяют оценить качество и эффективность выполнения
какого-либо компонента деятельности;
- являются важным средством оценивания выполненной работы (оценка
может носить количественный или качественный характер);
- представляют алгоритм выполнения какого-либо компонента профессиональной деятельности и поэтому содержат важную для обучающегося информацию;
- позволяют преподавателю собрать информацию о том, какие компоненты деятельности вызывают сложности у обучающихся, таким образом критерии являются важным средством сбора статистики обучения и позволяют делать выводы о необходимости внесения изменений в процесс обучения.
Слайд 55Критерии выполнения
практических заданий
Алгоритм формирования
1. Сформулировать название практической работы (задания).
2.
Сформулировать основные цели выполнения практического задания в категориях деятельности с
ориентацией на обучающегося.
3. Представить алгоритм выполнения заданий в категориях деятельности и с ориентацией на обучающегося. Алгоритм должен конкретизировать и детализировать цели выполнения практического здания с точки зрения раскрытия технологии.
4. Преобразовать формулировки основных этапов алгоритма в формулировки результатов выполнения практического задания.
5. Определить вес каждого компонента, т.е. его вклад в общий результат.
6. Определить условия выполнения или не выполнения общего задания (соотношение выполнено/не выполнено в случае качественной оценки, проходной балл в случае количественной оценки)
Слайд 56Деятельность
Предложить вариант практического задания
Слайд 57Организация общения в курсе ДО
Этап 5
Слайд 59Процесс общения
отправитель решает что-либо сообщить получателю и выбирает способ передачи
и кодировки сообщения;
Слайд 60Процесс общения
2. сообщение кодируется отправителем с помощью известного получателю кода
или языка;
Слайд 61Процесс общения
убедившись в правильности кодирования сообщения, отправитель передает его;
Слайд 62Процесс общения
сообщение проходит по каналу связи от отправителя к
получателю; последний принимает сообщение;
Слайд 63Процесс общения
получатель «декодирует» сообщение;
Слайд 64Процесс общения
получатель уясняет смысл сообщения, который вложил у него отправитель;
Слайд 65Процесс общения
получатель реагирует на сообщение определенными действиями
Слайд 66Процесс общения
Существенной частью процесса общения является обратная связь.
Обратная связь –
это процесс проверки отправителем правильности декодирования и понимания получателем смысла
сообщения.
Отправитель задает получателю вопросы и передает уточненное сообщение, добиваясь единого понимания смысла сообщения.
Процесс общения не ограничивается передачей сообщения. Истинное сообщение всегда требует активного участия обеих сторон и является двусторонним.
Слайд 67Процесс общения
Некоторые действия, позволяющие преодолеть неудачи общения:
поощрять собеседника к обратной
связи и предоставлять ее собеседнику;
стремиться узнать и удовлетворить потребности другой
стороны;
использовать подходящий язык;
уделять больше времени подготовки к общению;
проверять правильность понимания собеседником смысла сообщения;
задавать дополнительные вопросы для получения разъяснений;
выбирать подходящее время и место для организации общения
Слайд 70Виды общения в курсе ДО
Форум (англ. www-conference, синонимы: конференция, веб-конференция)
Форум - это инструмент для общения на сайте. Сообщения в
форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить ("запостить", от англ. to post) сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте.
Слайд 71Виды общения в курсе ДО
Принципиальное свойство форума заключается в том,
что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread
- "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению.
Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов.
Слайд 72Виды общения в курсе ДО
Чат позволяет многим пользователям одновременно общаться
между собой.
Чат - это общение в интернете, когда разговор ведется
в реальном времени. Содержание чата существует только "здесь и сейчас" - чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата.
Слайд 74Постановка вопросов
"Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый
признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен
и требует бесполезных ответов, то, кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето".
И. Кант
Слайд 75Виды вопросов
Закрытый вопрос — это вопрос, на который можно дать
однозначный ответ ("да", "нет", назвать точную дату, имя или число
и т.п.) Например: "Вы живете в Донецке?" — "Нет". "Вы водите машину?" — "Да". "Какой вуз окончили и когда?" — "МГУ, в 1992 году".
Открытый вопрос — это вопрос, на который трудно ответить кратко, он требует какого-то объяснения, мыслительной работы. Такие вопросы начинаются со слов "почему", "зачем", "каким образом", "каковы ваши предложения", "каким будет ваше решение по поводу" и т. п., а это предполагает развернутый ответ в свободной форме.
Слайд 76Виды вопросов
Наводящие вопросы — вопросы, сформулированные так, чтобы подсказать собеседнику
ожидаемый от него ответ.
Основные вопросы — открытые или закрытые вопросы,
которые планируются заранее.
Второстепенные, или последующие, вопросы — запланированные или спонтанные, которые задаются для уточнения ответов на основные вопросы
Слайд 77Деятельность
Предложить варианты вопросов для обсуждения в форуме
Мышление высокого уровня