Слайд 1ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
О.В. Елецкая, канд. пед. наук,
доцент
О. Елецкая: логопедам
https://vk.com/eletskaya_olga
olga_eletskaya@mail.ru
Слайд 2Документы, регламентирующие требования к программе специалиста образовательной организации
Слайд 5Федеральные документы
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Национальная образовательная инициатива "Наша новая
школа".
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий учебный год.
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений".
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
Указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 "Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности".
Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008).
Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ".
Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 "О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М "Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому" и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому).
Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
Слайд 6ПРИКАЗЫ ОТ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Приказ Министерства образования и науки РФ
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ОВЗ. №1598 от 19.12.2014 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). №1599 от 19.12.2014 г.
Слайд 7ПРИКАЗЫ ОТ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Приказ Министерства образования и науки РФ
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся
с ОВЗ. №1598 от 19.12.2014 г.
Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). №1599 от 19.12.2014 г.
Слайд 8ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПИСЬМА ОТ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Письмо Министерства образования и науки
РФ от 20.08 2014 г. №ВК-1748/07 "О государственной аккредитации образовательной
деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью.
Слайд 9ПЛАН РАБОТЫ
Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного образования и
создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами с ОВЗ на
2015 год (первоочередные меры). №07-425 от 18.02.2015 г.
План Министерства образования и науки РФ по внедрению ФГОС (ОВЗ и УО). №ВК-333/07 от 16.02 2015 г.
План Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга (дорожная карта). №2625-р от 29.05.2015 г.
Слайд 10Региональные документы
Разработкой документов, регулирующих процесс внедрения ФГОС НОО ОВЗ и
ФГОС О у/о, занимаются органы исполнительной власти в сфере образования.
Далее приведен примерный перечень документов, необходимых при организации обучения и воспитания детей с ОВЗ:
- План-график мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
- Документ органа государственной власти субъекта Российской Федерации, определяющий нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по созданию специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (согласно Статьи 99, п.2. ФЗ-273).
- Рекомендации по разработке на основе ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о примерных основных образовательных программ начального общего образования или примерных основных образовательных программ образования, учитывающих региональные особенности.
- Проект договора о сетевом взаимодействии общеобразовательного учреждения с ресурсными организациями для организации качественного образования обучающихся с ОВЗ.
Слайд 11Муниципальные документы
- План-график мероприятий муниципального уровня по обеспечению введения ФГОС
НОО ОВЗ и ФГОС О у/о в общеобразовательных учреждениях муниципального
образования.
- Приказ об организации мониторинга по оценке готовности муниципальных образовательных систем к введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Слайд 12Документы образовательной организации
При разработке перечня локальных актов образовательной организации должны
быть учтены соответствующие статьи ФЗ № 273, прежде всего ст.
30, где указывается, что образовательная организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В числе таких актов могут быть акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями). При их разработке необходимо учитывать мнение совещательных органов учащихся, родителей, попечителей, работников.
Слайд 13Документы образовательной организации могут быть представлены в разделах:
1. Нормативно-правовое обеспечение
деятельности общеобразовательного учреждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и
ФГОС О у/о.
2. Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
3. Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
4. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
5. Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
6. Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.
Слайд 14В качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтверждающие:
- создание
в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ
и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);
- внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);
- издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:
- о разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
- о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);
- об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
- об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
- об утверждении программы внеурочной деятельности;
- об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
- об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
- о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
- о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;
- об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);
- об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
- о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).
Слайд 15Разработчики ФГОС для умственно отсталых детей:
доктор педагогических наук, профессор
Ильина С.Ю.;
кандидат педагогических наук, доцент Вовк В.Н.;
кандидат педагогических наук,
доцент Зарин А.П.;
доктор психологических наук, профессор Матасов Ю.Т.;
кандидат педагогических наук, доцент Антропов А.П.;
кандидат педагогических наук Царев А.М. (Псковский центр лечебной педагогики).
Слайд 16Сайт РГПУ им. А.И. Герцена: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья
Нормативные документы
Методические рекомендации
Шаблоны отчетов
Обсуждение проектов ФГОС
Слайд 17Информация по проблеме ФГОС
Институт проблем инклюзивного образования МГППУ: http://inclusive-edu.ru/
Институт специального
образования и комплексной реабилитации МГПУ: http://www.mgpu.ru/subdivision
Творческая группа ФИП по
теме: "Проблемы обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве общеобразовательных организаций: от интеграции к инклюзии"http://preemstvennost.ru/160218-vebinar-osobennosti-realizatsii-fgos
Слайд 18Обсуждение проектов ФГОС
Обсуждение проектов ФГОС (ноябрь-декабрь 2014 года) ТАБЛИЦА УЧЕТА
ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=528
Обсуждение проектов ФГОС (март-апрель 2014 года) http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=26
Материалы вебинара 05.09.2014 http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=410
Слайд 19ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОВЗ И МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ФГОС НОО – федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования;
НОО – начальное общее образование;
ООО – основное общее образование;
СОО – среднее общее образование
ФГОС–федеральный государственный образовательный стандарт (для обучающихся с умственной отсталостью)
ОО – образовательная организация
ООП – основная образовательная программа;
АОП – адаптированная общеобразовательная программа;
АООП – адаптированная основная общеобразовательная программа;
ПАООП – примерная адаптированная основная общеобразовательная программа;
АООП НОО – адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования;
СИПР – специальная индивидуальная программа развития
СИОП - специальная индивидуальная образовательная программа
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум
ИПРИ - индивидуальная программа реабилитации инвалида
БУД – базовые учебные действия.
УУД - универсальные учебные действия.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ЗПР – задержка психического развития.
РАС – расстройства аутистического спектра.
НОДА – нарушения опорно-двигательного аппарата.
ТНР – тяжелые нарушения речи
ТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития.
ИОП - индивидуальная образовательная программа
ИОМ - индивидуальный образовательный маршрут