Слайд 1Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
Слайд 2 Образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает
не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать
условия для их развития.
Слайд 3Что такое проект
Проект – самостоятельная итоговая работа. Качество её выполнения
зависит от того, насколько хорошо усвоено содержание различных отделов программы,
насколько прочны знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях.
Слайд 4Виды проектов
Исследовательские проекты- имеют структуру, приближённую к подлинным научным исследованиям.
Они предполагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей
и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования. Обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Слайд 5Информационные проекты
– это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и
анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский
проект и стать его частью.Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (СМИ , Интернет. Литературу, библиотечные фонды)
Слайд 6Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в
нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.
Обязательно намечаются проблема и цели проекта.
Слайд 7Практико- ориентированные проекты.
Это проекты, четко ориентированные на результат. Нацелен на
социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может
быть использован в жизни класса, школы, города и т.д.
Слайд 8Творческий проект
Предполагает максимально-свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Творческий проект
строится по схеме:
1 Определение потребности.
2 Исследование(дизайн-анализ существующих объектов)
3 Обозначение требований
к объекту проектирования.
4 Выработка первоначальных идей.
5 Анализ идей.
6 Выбор одной.
7 Планирование.
8 Изготовление.
9 Оценка (рефлексия)
а) насколько успешно решена проблема
б) насколько «Я» был успешен в процессе проектирования.
Слайд 9Этапы выполнения проекта
I Организационно-подготовительный этап.
Первый шаг на
пути проектирования- выбор и обоснование проекта .Следующим шагом является процесс
конструирования изделия, формирования конструкции . Заканчивается организационно-подготовительный этап планированием технологии изготовления. Выходным документом при этом являются технологические карты на изготовление изделий и сборку.
II Технологический этап.
Выполняются трудовые операции, предусмотренные технологическим процессом. В работе необходимо соблюдать технологическую, трудовую дисциплину.
III Заключительный этап.
На этом этапе выполняется рекламный проспект, производятся экономические расчёты, определяется себестоимость изделия, предполагаются возможные пути его реализации, защита проекта.
Слайд 10Последовательность выполнения проекта
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
2. Определение конкретной
задачи и её формулировка.
3. Выявление основных параметров и ограничений.
4. Исследование,
выявление традиций, истории, тенденций.
5. Составление «звёздочки обдумывания»
6. Разработка идей, вариантов.
7. Анализ идей и выбор оптимального варианта.
8. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.
9. Последовательность изготовления изделия.
10. Экономическое обоснование.
11. Контроль качества.
12. Изготовление изделия (поэтапное).
13. Коррекция.
14. Контроль, испытание.
15.Экологическое обоснование.
16. Разработка рекламного проспекта изделия.
17. Самооценка.
18. Литература.
Слайд 11Возможные критерии оценки проекта
1Конструктивные- Прочность; надёжность; удобство использования; соответствие конструкции
назначению изделия.
2 Технологические- сложность и объём выполненных работ; оригинальность применения
и сочетания материалов их долговечность, расход материалов;
3 Экологические –загрязнение окружающей среды при производстве; возможность использования отходов производства; возможность использования деталей изделия по окончании срока службы.
4 Эстетические- оригинальность формы; композиционная завершённость; использование традиций национально художественной культуры; цветовое решение; стиль.
5 Экономические и маркетинговые- потребность в данном изделии; возможность массового производства; себестоимость проекта; уровень продажной цены; целесообразный вид рекламы.
Слайд 12«Звёздочка обоснования»
Потребность
Стоимость
Моделирование,
конструирование
Мягкая игрушка
Стиль
интерьера
Технология
изготовления
Традиции ,
мода
Безопасность
труда
Формы,
размеры
Материал
Слайд 13Основные требования к проектированию изделия.
Технологичность-возможность максимально просто изготовить изделие,
в частности на имеющемся оборудовании, или доступных материалов, с наименьшими
затратами труда.
Творческая направленность и занимательность –предполагается творческая деятельность и учёт интересов детей.
Системность- содержание работ по выполнению проектов должно отражать изученный в течении учебного года материал, быть политехнически направленным.
Посильность- предполагает соответствие уровня подготовки учащихся их индивидуальным, возрастным и физическим способностям.
Экономичность- требует изготовления изделия с наименьшими затратами. С получением наибольшей прибыли при реализации и эксплуатации предмета.
Экологичность- изготовление и эксплуатация изготовляемого изделия не должны повлечь за собой существенные изменения в окружающей среде.
Безопасность- предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией и гигиеной.
Соответствие требованиям дизайна - проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным, гармонично сочетаться цветовая гамма и все детали, а также быть функциональным и практичным.
Значимость- изготовленное изделие должно иметь определённую ценность и полезность в интересах общества или конкретной личности.
Слайд 14Функции учителя
при выполнении проекта учащимися.
■ Помощь в подборе
проектов;
■ Наблюдение за ходом работы учащихся;
■ Оказание помощи
отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
■ Поддержание рабочей обстановки в классе;
■ Оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;
■ Нормирование труда школьников;
■ Анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом.
Особенностью системы выполнения проектов- совместная творческая работа учителя и учащегося. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Слайд 15Результаты
обучения методом проекта
Адаптация к современным социально-экономическим условиям жизни
Профессиона-льное самоопределе-ние
Развитие разносторонних
качеств личности
Рост творческой активности
Интелектуаль-ное, этическое и эстетическое развитие
Слайд 16Литература:
●Метод проектов / ст. преподаватель кафедры ОТД СарИПКиПРО Ермоленкова Г.В./
●Проектная
деятельность учащихся. Технология 5-11 классы. /Л.Н.Морозова. Изд «Учитель»-Волгоград 2009 г/
●Технология.
Организация проектной деятельности. 5-9 классы /О.А.Нессонова. Изд «Учитель»-Волгоград 2009 г/ .
●Практико-ориентированные проекты.Технология 7-11 классы /В.П.Боровых 2009 год.