Слайд 1Проектная деятельность в начальной школе
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Берёзовка
Чучукина Светлана
Алексеевна
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я
запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
Слайд 2
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего
развития.
Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия,
в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Слайд 3
Одним из ведущих методов на уроках в
школе является – метод проектов. Он широко используется не только
в среднем и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена идея о направленности учебно - познавательной деятельности учеников на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Благодаря использованию метода проектов повышается творческая активность школьников, происходит соединение теории и практики, развивается самостоятельность.
Слайд 4
Проект – это специально организованный учителем
и самостоятельно выполняемый учащимися
комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта (работ).
Слайд 5
Цели проектной деятельности:
научить сотрудничать;
приобретать знания самостоятельно;
систематизировать полученную информацию;
пользоваться приобретенными
знаниями для решения конкретных задач;
работать в разнообразных группах, выполняя разные
социальные роли;
пользоваться исследовательскими методами, уметь их анализировать с разных позиций;
делать выводы и заключения;
получить эффектный результат решения проблемы в процессе совместной деятельности.
Слайд 6
Организовать в начальной школе такой сложный вид работы
с учащимися, как выполнение ими проектов, - весьма не простая
задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.
Слайд 7
Роль учителя:
направляющая;
корректирующая;
стимулирующая.
Слайд 8 Главное правило учителя в проектной деятельности
Я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор,
а как равноправный соучастник их добывания.
Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 9
Роль родителей:
разбить объём работ на части;
определить сроки выполнения;
посодействовать ребёнку в передвижении в библиотеку;
подсказать правила оформления документов;
помочь в создании проекта;
участвовать в подготовке презентаций.
Слайд 10Типология проектов
Проекты бывают разные. Можно представить их в
таком виде:
Слайд 11Ролевой проект
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.
Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Слайд 12Практико-ориентированныи проект
Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы
участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный
с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Слайд 13Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса
публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом
к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Слайд 14Информационный проект
Цель проекта — сбор информации о каком-либо
объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования
по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Слайд 15Исследовательский проект
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект
выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой
проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Слайд 16Проект – это «шесть П»!
Проблема - социально значимое противоречие, разрешение
которой является прагматической целью проекта.
Проектирование –процесс разработки проекта и его
фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.
Презентация - публичное предъявление результатов проекта.
Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.
Существует проблема
Провести тщательное исследование
Разработать план
Провести наблюдения, измерения
Проанализировать результаты
Сделать соответствующие выводы
Наглядно оформить
Результаты представить
Проект – это результат скоординированных совместных действий
группы или нескольких групп учащихся
необходимо
Слайд 19Проект – это всегда исследование, поиск, изучение неизвестного
Узнаете много нового
и
научитесь делать то, чего раньше делать не умели
Слайд 20Работа над проектом проходит в несколько этапов:
На этом этапе определяются
цели и задачи проекта.
ЦЕЛЬ - это то, чего вы
хотите достичь в результате совместных действий
А теперь подумайте, чтобы достичь этой цели, что для этого вам предстоит сделать?
Это будут ваши задачи.
1 этап: Подготовка
Слайд 212 этап: Планирование
Попробуйте ответить на вопрос :
Что уже известно, а
что нет?
Теперь легко будет сформулировать:
«Что предстоит сделать?»
Это будет ваш план действий.
Что известно? Что предстоит сделать?
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Слайд 22На данном этапе вы четко
должны представлять весь фронт ваших
работ:
Определить источники информации;
Определить способы сбора информации и анализа информации;
Определить способы
представления результатов;
Выработать критерии оценки результатов и процесса;
Разделить задачи (обязанности между членами команды)
2 этап: Планирование
Работа над проектом на первых этапах может вестись в рамках определенного направления, а тема может быть сформулирована позже, например, после анализа литературы и других информационных источников.
Слайд 233 этап: Исследование
На данном этапе вы в качестве
«исследователя»
можете :
сформулировать проблему;
поставить вопрос;
выдвинуть гипотезу, подтвердить или
опровергнуть ее в результате работы над своим проектом.
Поэтому не получится списать весь свой проект из книжки, ведь настоящие исследователи сами ставят вопросы и сами ищут на них ответы!
Основные инструменты:
Интервью;
Опросы;
Наблюдения;
Эксперименты.
Методы исследования:
Анализ литературы;
Анкетирование;
Интервью;
Поиск в Интернет
Слайд 24 Результаты выполненных проектов должны быть
материальны,
то есть как-либо оформлены (компьютерная презентация, видеофильм, альбом,
бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах, доклад и т.д.)
Оформленный проект должен содержать:
Титульный лист (школа, название проекта, автор, класс, руководитель проекта, дата исполнения);
Рабочие листы портфолио проектной деятельности;
Источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами);
приложения (рисунки, фотографии, карты, графики, стенограмма интервью, анкеты).
4 этап: Результаты, выводы, оформление проекта.
Слайд 25
Коллективное обсуждение и самооценка.
5
этап: Представление результата, презентация
6 этап: Оценка результатов
Слайд 27 Критерии оценивания защиты проектов
1.Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность
и убеждённость.
2. Объём и глубина знаний по теме.
3. Ответы на
вопросы: полнота, аргументированность.
4.Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Слайд 28Метод проектов начинаем реализовывать с 1 класса
В начальной
школе элементы проектной деятельности могут быть использованы на уроках русского
языка, математики, литературного чтения, ИЗО, технологии, но наиболее полно и интересно этот метод используется на уроках окружающего мира.
Окружающий мир-это мир, который ребёнок видит каждый день и в котором ему проще ориентироваться.
Слайд 29
Проектную деятельность в своем классе строю по традиционным
этапам: определении темы, целей, задач проекта, формы работы (индивидуально или
группой), продукта деятельности (доклад, реферат, оформление стенда или презентация), а также объёма работы, который выполнит каждый ученик.
В качестве примера хочу рассказать как работали над проектом про библиотеку.
Слайд 30
Актуальность проекта в том, что наши дети очень
мало читают.
Темы:
О чем может рассказать библиотека?
Почему нам интересно ходить
в библиотеку?
Цель: прививать интерес к чтению книг
Слайд 31
Задачи:
Посетить библиотеку:
Научиться находить нужную информацию, пользоваться каталогами;
Выяснить правила посещения библиотеки;
Слайд 34
В заключение хочется отметить, что “проектное обучение не
должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует
использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.