Слайд 1Профессиональная этика в системе прикладного этического знания. Лекция 1.
Гангнус
Н.А. Доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ
1. Происхождение и взаимосвязь
понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет».
2. Педагогическая этика как научная дисциплина.
3. Педагогическая этика в контексте исторического развития.
4. Основные категории педагогической этики.
Слайд 2
1. Происхождение и взаимосвязь понятий «этика», «мораль», «нравственность», «этикет».
Этика –
отрасль философии, наука о морали.
Древнегреч. «ethos» – нрав, обычай, характер.
Гомер
Гесиод
(VIII-VII вв. до н.э) – первые этические размышления о противоречии между благом целого и благом отдельной личности.
Сократ
Аристотель
Понятие «этика» – Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
«Никомахова этика», «Большая этика»
«Этика», «этический»: группа добродетелей, относящихся к характеру человека (мужество, уверенность, щедрость и др.)
Слайд 4Средние века – религиозный характер этики, влияние христианства
VIII век –
выделение этики в самостоятельную дисциплину
«Этическое» и «оптимистическое» «господствуют» в XVIII
веке.
Начало XX века – становление современной философии и этики. «Разум и наука обнаружили своё бессилие в устройстве человеческой жизни»
В начале XX века в России – этика – звено в идейной борьбе и политической жизни
XX,XXI вв. – этика охватывает жизнь человека во всех сферах (культура, политика, экология, педагогика)
(к. XVIII, н. XIX вв.): различение понятий «моральн»
«нравственность» и «мораль»
Слайд 7МОРАЛЬ (от лат. – «касающийся нравов») – способ нормативной регуляции
общественных отношений, общения и поведения людей в различных сферах жизни
Предполагает
наличие нравственного идеала
Предписания носят универсальный характер
Нормы опираются на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения отдельного человека
Нравственность – освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующее индивидуальное поведение личности, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести
Слайд 8Профессиональная нравственность – конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям
деятельности данной профессии
Профессиональная этика изучает конкретные проявления профессиональной нравственности
Этикет (от
фр. – «ярлык», «этикетка») – установленный порядок поведения
Явление историческое; в русском языке – с XVIII века, при Петре I
Слайд 9
2. Педагогическая этика как научная дисциплина.
Педагогическая этика – составная часть
этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического
процесса, наука о разных аспектах нравственной деятельности учителя (Шевченко Л.Л.)
Предмет ПЭ – закономерности проявления морали в сознании, поведении, отношениях и деятельности педагога.
Слайд 12
3. Педагогическая этика в контексте исторического развития.
М. Квинтилиан -
вопросы
профессиональной этики «О воспитании оратора»
1) учёт индивидуальных особенностей;
2) Действенные методы: подражание,
наставление, убеждение;
3) Приоритет школьного образования
над индивидуальным
Слайд 13Я.А. Коменский (1592-1670)
«Великая дидактика»:
16 правил искусства развивать нравственность
«мужеству пусть
учатся, преодолевая самих себя»
«справедливости пусть учатся, никого не оскорбляя»
«добродетелям учатся,
постоянно осуществляя честное»
«пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, учителей…»
Слайд 14Ж.Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци
Януш Корчак
«Правила жизни»
«Воспитательные моменты»
«Право ребёнка на уважение»
Слайд 16«В школе должны быть гуманные, человечные отношения между воспитателем и
его питомцами. Страшным злом является встречающая его грубая, бесконтрольная власть
воспитателя – будь то педагог или родитель»
В.А. Сухомлинский
Слайд 17«Педагогика сотрудничества» – 80-е гг. XX века
Слайд 18«Педагогика сотрудничества» – 80-е гг. XX века
Принципы: взаимоуважение, взаимопонимание, учёт
морально-правовых норм.
Педагогическая поддержка!
«Педагогическая поддержка – это деятельность, направленная на
развитие свободоспособности растущего человека…»
О.С. Газман
Слайд 19Условия осуществления педагогической поддержки
Карл Роджерс «помогающие отношения»
«Под этими словами я
подразумеваю такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из
сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества…»
Слайд 20 1. Восприятие ребенком себя как человека, умеющего и желающего
решать собственные проблемы.
2. Конгруэнтность личности и поведения педагога
во взаимодействии со своими воспитанниками.
3. Безусловно положительное отношение педагога к ребенку.
4. Эмпатия.
5. Ощущение ребёнком принятия со стороны педагога.
6. Конфиденциальность.
Слайд 21Принципы осуществления педагогической поддержки
Слайд 23
Ш.А. Амонашвили «Размышления о гуманной
педагогике» (М., 1996)
«Законы учителя -
любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребенку.
Руководящие принципы учителя:
принцип очеловечивания среды вокруг ребёнка, принцип уважения личности ребёнка, принцип терпения в становлении ребёнка.
Заповеди учителю: верить в безграничность ребёнка, верить в свои способности, верить в силу гуманного подхода к ребёнку».
Слайд 24Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей.
Самореализация педагога – в
творческой самореализации ребёнка.
Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка.
Дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание – диалог культур.
Не сравнивай никого ни с кем.
Доверяй, не проверяй!
Умей признать свою ошибку!
Слайд 25В целом: рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
«Ребёнок должен уметь владеть собой, заботиться о себе,
устраивать, использовать собственную жизнь по своему усмотрению, с пользой для себя и общества».
Слайд 26
4. Основные категории педагогической этики.
Категория – не только теоретическая конструкция.
То,
что сформулировано теорией – изначально существует в стихийно формирующемся сознании
общества.
ZB: категория «справедливость»→→→
толкование дал ещё Аристотель→→→
существует в сознании каждого человека,
общества, социальной группы
Слайд 27
4. Основные категории педагогической этики.
Категории ПЭ – основные понятия этики
(добро, долг, добродетель, совесть), отражающие наиболее существенные стороны морали и
составляющие теоретический аппарат педагогической этики.
Педагогическая справедливость
Профессиональный педагогический долг
Профессиональная честь и совесть
Достоинство
Педагогический авторитет
Самодисциплина
Слайд 28Педагогическая справедливость – мера объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности
(честность, доброта, принципиальность).
«Общий принцип справедливости требует, чтобы мы относились к
другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим»
Вл. Соловьёв
Слайд 29Профессиональный педагогический долг
Основывает на осознании морального долга:
ориентация на безусловное
уважение личности ребёнка и требовательности к нему»
утверждение гуманности и соблюдение
морально-правовых норм, регулирующих процессы воспитания и обучения
Слайд 30Профессиональная честь
С одной стороны – осознание самим учителем значимости своего
труда.
С другой стороны – общественное признание, общественное уважение моральных заслуг,
качеств учителя; его профессионального статуса.
Слайд 31Профессиональная совесть
Совесть – самооценка личности своих мыслей, чувств, поступков через
призму высших ценностей.
Профессиональная совесть – субъективное осознание педагогом долга и
ответственности перед собой и субъектами взаимодействия (дети, родители, коллеги).
Слайд 32Педагогический авторитет
Основывается на принципе единства требования и доверия к личности
воспитуемого.
ПА – моральный статус учителя, форма дисциплины, степень профессионализма.
Слайд 33Ложный авторитет
Авторитет подавления
Авторитет педантизма
Авторитет резонёрства
Авторитет мнимой доброты
Слайд 34«Когда-то давно была у меня статья под названием «Первое сентября
как похороны». Так вот, в отличие от профессии могильщика, педагогика
предполагает сумасшедшую гибкость, способность к постоянному исследованию мира, умение сомневаться и смеяться над собой. А если этому не научиться, непонятно, как вообще связь с детьми держать. Их ритмы, их привычки, их речь, такие яркие и такие разные составляющие их жизни – все это нам нужно с благодарностью постигать…
Слайд 35Ведь мы - те немногие, кто может предложить нашим ученикам
возможность вырваться из плена комплексов, подаренных им (а вернее, всем
нам) системой «быстрее-выше-сильнее». И поэтому самое главное профессиональное качество для нас – быть живыми. Просто позволять себе быть».
Д. Зицер