Разделы презентаций


Профессионально-важные качества и профессиональные

Содержание

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам могут относиться психические качества, в состав которых входят

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Профессионально-важные качества и профессиональные способности
(системогенетический аспект)


лекция 7

Профессионально-важные качества и профессиональные способности (системогенетический аспект)  лекция 7

Слайд 2Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта

деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
К

профессионально важным качествам могут относиться психические качества, в состав которых входят и способности человека
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность

Слайд 3Анализ деятельности показывает, что способности присутствуют в когнитивных процессах восприятия

профессионально важной информации, процессах принятия решения и исполнения этих решений,

воплощенных в программах деятельности
Анализ деятельности показывает, что способности присутствуют в когнитивных процессах восприятия профессионально важной информации, процессах принятия решения и

Слайд 4Через способности реализуется психологическая система деятельности

Через способности реализуется психологическая система деятельности

Слайд 5Деятельность на уровне психологического анализа можно представить с позиции реализующей

ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере

взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление
Деятельность на уровне психологического анализа можно представить с позиции реализующей ее системы способностей как постоянно меняющуюся по

Слайд 6Формирование подсистемы профессионально важных качеств



Формирование подсистемы профессионально важных качеств

Слайд 7Исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии

явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности

Исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности

Слайд 8В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы

выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние

воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности
В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы выступают в роли тех внутренних условий, через

Слайд 9Развитие профессионально важных качеств в деятельности было прослежено на профессиях:


операторов сортировочных горок,
сборщиц полупроводниковых приборов,
шлифовщиков,
операторов,
токарей-универсалов

Развитие профессионально важных качеств в деятельности было прослежено на профессиях: операторов сортировочных горок, сборщиц полупроводниковых приборов, шлифовщиков,

Слайд 10Для иллюстрации развития отдельных ПВК воспользуемся данными Р. В. Шрейдер.


В исследовании проведено три среза:
для стажа от полугода

до трех лет (первая группа);
от четырех лет до десяти лет (вторая группа);
свыше десяти лет (третья группа)

Результаты исследования представлены в табл. 1
Для иллюстрации развития отдельных ПВК воспользуемся данными Р. В. Шрейдер.  В исследовании проведено три среза: для

Слайд 11. Средние арифметические оценки, среднеквадратические стандартные отклонения и коэффициенты вариации по

группам испытуемых, разли-чающимся по эффективности профессиональной деятельности
Таблица 1

. Средние арифметические оценки, среднеквадратические стандартные отклонения и коэффициенты вариации по группам испытуемых, разли-чающимся по эффективности профессиональной

Слайд 12Сопоставление отдельных профессионально важных качеств по уровню развития показывает, что

в акте освоения профессии происходит смена доминирующих качеств (табл. 2)



На разных этапах профессионализации разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития
Сопоставление отдельных профессионально важных качеств по уровню развития показывает, что в акте освоения профессии происходит смена доминирующих

Слайд 13. Иерархия профессионально важных качеств по уровню развития на разных стадиях

освоения деятельности
Таблица 2

. Иерархия профессионально важных качеств по уровню развития на разных стадиях освоения деятельностиТаблица 2

Слайд 14Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития

ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона

Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным

Слайд 15В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя

признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными

X и У: с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У (ηX/Y), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (ηY/X).
Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — ηX/Y и ηY/X
В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику

Слайд 16Для трех рассмотренных выше групп токарей корреляционные плеяды представлены на

рис. 1—3, а соответствующие им матрицы интеркорреляций представлены в табл.

3—5
Для трех рассмотренных выше групп токарей корреляционные плеяды представлены на рис. 1—3, а соответствующие им матрицы интеркорреляций

Слайд 17. Рис. 1. Структура профес- сионально важных качеств у рабочих

со стажем до трех лет
РВ — распределение внимания; ПВ —

переключение внимания; КОП — кратковременная образная память; ДВП — долговременная вербальная память; ПД — память на движения; НИ — невербальный интеллект; ТМ — техническое мышление; ПП — пространственное представление; Гл — глазомер; КД — координация движений обеих рук; СМК — сенсомоторная координация; цифры — уровень достоверности

.

Рис. 2. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от 4 до 10 лет

Рис. 3. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от свыше 10 лет

. Рис. 1. Структура профес-  сионально важных качеств у рабочих со стажем до трех летРВ —

Слайд 18Результаты обработки корреляционных плеяд по параметрам общего числа корреляционных связей,

значимости связей, среднего веса одной связи и наличия несвязанных ПВК

представлены в табл. 3.

Результаты обработки корреляционных плеяд по параметрам общего числа корреляционных связей, значимости связей, среднего веса одной связи и

Слайд 19. Характеристика корреляционных плеяд по уровням професссионализации
Таблица 3

. Характеристика корреляционных плеяд по уровням професссионализацииТаблица 3

Слайд 20Из приведенных данных видно, что в ходе профессионализации изменяется компонентный

состав структуры ПВК, повышается мера тесноты связей отдельных ПВК в

структуре, увеличивается число ПВК, входящих в структуру

Из приведенных данных видно, что в ходе профессионализации изменяется компонентный состав структуры ПВК, повышается мера тесноты связей

Слайд 21Анализ структуры связей со стороны их представлен-ности на разных этапах

профессионализации позволил выделить:

индивидуальные связи, проходящие через все этапы профессионализации;


временные связи, присутствующие только на определенных этапах овладения про­фессией;
связи, которые появляются на определенном этапе овладения профессией, но в дальнейшем не исчезают (при этом возможно изменение меры тесноты этих связей);
связи с переменным знаком
Анализ структуры связей со стороны их представлен-ности на разных этапах профессионализации позволил выделить: индивидуальные связи, проходящие через

Слайд 22Применение метода расслоения матриц корреляционных связей показало, что для первой

группы при переходе с 10- на 5%-ный уровень достоверности основная

плеяда распадается на две
Применение метода расслоения матриц корреляционных связей показало, что для первой группы при переходе с 10- на 5%-ный

Слайд 23Одна из них содержит показатели памяти и мышления, в другой

объединяются распределение внимания и координация движений обеих рук.
При повышении

корреляционного уровня до 1% обе плеяды распадаются на отдельные компоненты

Одна из них содержит показатели памяти и мышления, в другой объединяются распределение внимания и координация движений обеих

Слайд 24Для второй группы на 1%-ном уровне достоверности остаются взаимосвязанными показатели

мышления

Для второй группы на 1%-ном уровне достоверности остаются взаимосвязанными показатели мышления

Слайд 25В третьей группе основная плеяда распадается на 1%-ном уровне достоверности

на три самостоятельных комплекса

В третьей группе основная плеяда распадается на 1%-ном уровне достоверности на три самостоятельных комплекса

Слайд 26Приведенные данные подтверждают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности

системы ПВК

Приведенные данные подтверждают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы ПВК

Слайд 27Мы рассмотрели один из путей формирования подсистемы ПВК.
Вторым путем

является путь развития ПВК в деятельности и приобретения ими качеств

оперативности
Мы рассмотрели один из путей формирования подсистемы ПВК. Вторым путем является путь развития ПВК в деятельности и

Слайд 28Любая деятельность характеризуется совокуп-ностью основных параметров: производительностью, качеством и надежностью.


Исходя из концепции психологической системы деятельности, можно высказать гипотезу о

том, что каждый из отмеченных параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств.

Данная гипотеза нашла свое подтверждение в исследовании деятельности сборщиц полупроводниковых приборов и деятельности токаря универсала
Любая деятельность характеризуется совокуп-ностью основных параметров: производительностью, качеством и надежностью. Исходя из концепции психологической системы деятельности, можно

Слайд 29. Рис. 4. Группа с высокими качественными показателями
1 — вербальная память;

2 — образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание;

5 — экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p1 < 0,1; p2 < 0,05; p3 < 0,01; p4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные

.

. Рис. 5. Группа с низкими качественными показателями

. Рис. 4. Группа с высокими качественными показателями1 — вербальная память; 2 — образная память; 3 —

Слайд 30. Рис. 6. Группа с высокой производительностью
1 — вербальная память; 2

— образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание; 5

— экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p1 < 0,1; p2 < 0,05; p3 < 0,01; p4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные

.

. Рис. 7. Группа с низкой производительностью

. Рис. 6. Группа с высокой производительностью1 — вербальная память; 2 — образная память; 3 — глазомер;

Слайд 31

Взаимосвязь обучения и развития ПВК в процессе освоения деятельности

Взаимосвязь обучения и развития ПВК в процессе освоения деятельности

Слайд 32Для анализа была выбрана профессия электросварщика ручной дуговой сварки

Для анализа была выбрана профессия электросварщика ручной дуговой сварки

Слайд 33В качестве таковых выступили:
цветовая дифференциальная чувствительность (ЦДЧ),
слуховая дифференциальная

чувствительность (СДЧ), проприоцептивная чувствительность мышц рабочей руки с памятью на

движения малой амплитуды (ПЧ),
устойчивость внимания (УВ),
распределение внимания (РВ),
линейный глазомер (ЛГ), или точность глазомерных оценок, цветовая образная память (ЦОП),
слуховая образная память (СОП),
наглядно-действенное практическое мышление (НДМ),
общая техническая сообразительность (ТМ),
низкая выраженность статического (СТ) и динамического тремора (ДТ) рук,
зрительно-двигательная координация (ЗДК), равно­мерность (РД) и точность движений (РК) рабочей руки

Был проведен психологический анализ деятельности, в результате которого были выделены профессионально важные качества (ПВК),. характеризующие особенности психических процессов и психомоторики электросварщика

В качестве таковых выступили: цветовая дифференциальная чувствительность (ЦДЧ), слуховая дифференциальная чувствительность (СДЧ), проприоцептивная чувствительность мышц рабочей руки

Слайд 34. Ниже приводится перечень выделенных ПВК и методики их диагностики

. Ниже приводится перечень выделенных ПВК и методики их диагностики

Слайд 35Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития

ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона

Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным

Слайд 36В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя

признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными

X и У: с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У (ηX/Y), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (ηY/X).
Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — ηX/Y и ηY/X
В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику

Слайд 37 где: — групповые или частные

средние значения

признака X по отношению к признаку Y;
— групповые или частные средние значения приз-нака Y по отношению к признаку X;
и — общие средние значения признаков X и Y;
и — значения отдельных вариантов признаков X и Y

Формулы для расчета корреляционного отношения в случае малых выборок имеют вид:

где:     — групповые или частные средние значения

Слайд 38Полученные данные показывают, что диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и

эффективности деятельности в процессе обучения носит сложный разнонаправленный характер

Полученные данные показывают, что диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и эффективности деятельности в процессе обучения носит сложный

Слайд 39На начальных этапах освоения профессиональной деятельности ее успешность в значительной

степени зависит от уровня развития наличных профессиональных способностей, реализующих деятельность

На начальных этапах освоения профессиональной деятельности ее успешность в значительной степени зависит от уровня развития наличных профессиональных

Слайд 40На последующих этапах освоения профессии, характеризуемых достижением более высокого уровня

профессионального мастерства и усложнением содержания и условий деятельности, реализация деятельности

оказывается возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК
На последующих этапах освоения профессии, характеризуемых достижением более высокого уровня профессионального мастерства и усложнением содержания и условий

Слайд 41

Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности

Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности

Слайд 42Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности

Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности

Слайд 43Нормативно-одобренный способ деятельности должен быть освоен как целостное образование.
Однако

различные компоненты этого целого в разной степени трудны для освоения,

что обусловлено противоречием между требованиями к способностям индивида, заключенными в том или ином действии или структуре действий, и наличными способностями субъекта деятельности.
Из сказанного вытекают важные следствия:
Нормативно-одобренный способ деятельности должен быть освоен как целостное образование. Однако различные компоненты этого целого в разной степени

Слайд 44освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно;

важные следствия

освоение отдельных компонентов деятельности происходит гетерохронно;важные следствия

Слайд 45в силу различной степени соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению

отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, т.е. освоение отдельных

действий в структуре деятельности происходит неравномерно;


важные следствия

в силу различной степени соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью,

Слайд 46субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой

это способствует достижению цели деятельности (в качественном и количественном аспектах).

Иными словами, при освоении отдельных действий в структуре деятельности субъект придерживается принципа "достаточности", а не принципа "максимума" (первый принцип близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным)



важные следствия

субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой это способствует достижению цели деятельности (в качественном

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика