Слайд 1
Профессионально-важные качества и профессиональные способности
(системогенетический аспект)
лекция 7
Слайд 2Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта
деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.
К
профессионально важным качествам могут относиться психические качества, в состав которых входят и способности человека
Слайд 3Анализ деятельности показывает, что способности присутствуют в когнитивных процессах восприятия
профессионально важной информации, процессах принятия решения и исполнения этих решений,
воплощенных в программах деятельности
Слайд 4Через способности реализуется психологическая система деятельности
Слайд 5Деятельность на уровне психологического анализа можно представить с позиции реализующей
ее системы способностей как постоянно меняющуюся по составу и мере
взаимодействия структуру способностей, каждая из которых имеет свое оперативное проявление
Слайд 6Формирование подсистемы профессионально важных качеств
Слайд 7Исследование процессов развития профессиональных способностей приближает нас к пониманию онтологии
явлений, обобщенных принципом единства сознания и деятельности
Слайд 8В процессах системогенеза деятельности профессионально важные качества и их системы
выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние
воздействия и требования деятельности, следовательно, развитие ПВК и их систем выступает узловым моментом формирования психологической системы деятельности
Слайд 9Развитие профессионально важных качеств в деятельности было прослежено на профессиях:
операторов сортировочных горок,
сборщиц полупроводниковых приборов,
шлифовщиков,
операторов,
токарей-универсалов
Слайд 10Для иллюстрации развития отдельных ПВК воспользуемся данными Р. В. Шрейдер.
В исследовании проведено три среза:
для стажа от полугода
до трех лет (первая группа);
от четырех лет до десяти лет (вторая группа);
свыше десяти лет (третья группа)
Результаты исследования представлены в табл. 1
Слайд 11.
Средние арифметические оценки, среднеквадратические стандартные отклонения и коэффициенты вариации по
группам испытуемых, разли-чающимся по эффективности профессиональной деятельности
Таблица 1
Слайд 12Сопоставление отдельных профессионально важных качеств по уровню развития показывает, что
в акте освоения профессии происходит смена доминирующих качеств (табл. 2)
На разных этапах профессионализации разные качества имеют максимальный (минимальный) уровень развития
Слайд 13.
Иерархия профессионально важных качеств по уровню развития на разных стадиях
освоения деятельности
Таблица 2
Слайд 14Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития
ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона
Слайд 15В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя
признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными
X и У: с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У (ηX/Y), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (ηY/X).
Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — ηX/Y и ηY/X
Слайд 16Для трех рассмотренных выше групп токарей корреляционные плеяды представлены на
рис. 1—3, а соответствующие им матрицы интеркорреляций представлены в табл.
3—5
Слайд 17.
Рис. 1. Структура профес- сионально важных качеств у рабочих
со стажем до трех лет
РВ — распределение внимания; ПВ —
переключение внимания; КОП — кратковременная образная память; ДВП — долговременная вербальная память; ПД — память на движения; НИ — невербальный интеллект; ТМ — техническое мышление; ПП — пространственное представление; Гл — глазомер; КД — координация движений обеих рук; СМК — сенсомоторная координация; цифры — уровень достоверности
.
Рис. 2. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от 4 до 10 лет
Рис. 3. Структура профессионально важных качеств у рабочих со стажем от свыше 10 лет
Слайд 18Результаты обработки корреляционных плеяд по параметрам общего числа корреляционных связей,
значимости связей, среднего веса одной связи и наличия несвязанных ПВК
представлены в табл. 3.
Слайд 19.
Характеристика корреляционных плеяд по уровням професссионализации
Таблица 3
Слайд 20Из приведенных данных видно, что в ходе профессионализации изменяется компонентный
состав структуры ПВК, повышается мера тесноты связей отдельных ПВК в
структуре, увеличивается число ПВК, входящих в структуру
Слайд 21Анализ структуры связей со стороны их представлен-ности на разных этапах
профессионализации позволил выделить:
индивидуальные связи, проходящие через все этапы профессионализации;
временные связи, присутствующие только на определенных этапах овладения профессией;
связи, которые появляются на определенном этапе овладения профессией, но в дальнейшем не исчезают (при этом возможно изменение меры тесноты этих связей);
связи с переменным знаком
Слайд 22Применение метода расслоения матриц корреляционных связей показало, что для первой
группы при переходе с 10- на 5%-ный уровень достоверности основная
плеяда распадается на две
Слайд 23Одна из них содержит показатели памяти и мышления, в другой
объединяются распределение внимания и координация движений обеих рук.
При повышении
корреляционного уровня до 1% обе плеяды распадаются на отдельные компоненты
Слайд 24Для второй группы на 1%-ном уровне достоверности остаются взаимосвязанными показатели
мышления
Слайд 25В третьей группе основная плеяда распадается на 1%-ном уровне достоверности
на три самостоятельных комплекса
Слайд 26Приведенные данные подтверждают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности
системы ПВК
Слайд 27Мы рассмотрели один из путей формирования подсистемы ПВК.
Вторым путем
является путь развития ПВК в деятельности и приобретения ими качеств
оперативности
Слайд 28Любая деятельность характеризуется совокуп-ностью основных параметров: производительностью, качеством и надежностью.
Исходя из концепции психологической системы деятельности, можно высказать гипотезу о
том, что каждый из отмеченных параметров обеспечивается своей подсистемой индивидуальных качеств.
Данная гипотеза нашла свое подтверждение в исследовании деятельности сборщиц полупроводниковых приборов и деятельности токаря универсала
Слайд 29.
Рис. 4. Группа с высокими качественными показателями
1 — вербальная память;
2 — образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание;
5 — экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p1 < 0,1; p2 < 0,05; p3 < 0,01; p4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные
.
.
Рис. 5. Группа с низкими качественными показателями
Слайд 30.
Рис. 6. Группа с высокой производительностью
1 — вербальная память; 2
— образная память; 3 — глазомер; 4 — внимание; 5
— экстраверсия; 6 — нейротизм; 7 — сила нервной системы по возбуждению; 8 — подвижность возбуждения; 9 — подвижность торможения; 10 — преобладание внешнего возбуждения. Достоверность: p1 < 0,1; p2 < 0,05; p3 < 0,01; p4 < 0,001. Сплошная линия — положительные связи; пунктирная — отрицательные
.
.
Рис. 7. Группа с низкой производительностью
Слайд 31
Взаимосвязь обучения и развития ПВК в процессе освоения деятельности
Слайд 32Для анализа была выбрана профессия электросварщика ручной дуговой сварки
Слайд 33В качестве таковых выступили:
цветовая дифференциальная чувствительность (ЦДЧ),
слуховая дифференциальная
чувствительность (СДЧ), проприоцептивная чувствительность мышц рабочей руки с памятью на
движения малой амплитуды (ПЧ),
устойчивость внимания (УВ),
распределение внимания (РВ),
линейный глазомер (ЛГ), или точность глазомерных оценок, цветовая образная память (ЦОП),
слуховая образная память (СОП),
наглядно-действенное практическое мышление (НДМ),
общая техническая сообразительность (ТМ),
низкая выраженность статического (СТ) и динамического тремора (ДТ) рук,
зрительно-двигательная координация (ЗДК), равномерность (РД) и точность движений (РК) рабочей руки
Был проведен психологический анализ деятельности, в результате которого были выделены профессионально важные качества (ПВК),. характеризующие особенности психических процессов и психомоторики электросварщика
Слайд 34.
Ниже приводится перечень выделенных ПВК и методики их диагностики
Слайд 35Для установления взаимозависимости между показателями эффективности деятельности и уровнем развития
ПВК был использован статистический критерии, называемый корреляционным отношением К.Пирсона
Слайд 36В отличие от коэффициентов корреляции, устанавливающих линейную зависимость между двумя
признаками, корреляционное отношение позволяет дать двухстороннюю характеристику зависимости между переменными
X и У: с одной стороны, этот критерий является мерой зависимости признака X по изменению У (ηX/Y), с другой — мерой зависимости Y по изменению X (ηY/X).
Поэтому корреляционное отношение выражается не одним, а двумя показателями — ηX/Y и ηY/X
Слайд 37 где: — групповые или частные
средние значения
признака X по отношению к признаку Y;
— групповые или частные средние значения приз-нака Y по отношению к признаку X;
и — общие средние значения признаков X и Y;
и — значения отдельных вариантов признаков X и Y
Формулы для расчета корреляционного отношения в случае малых выборок имеют вид:
Слайд 38Полученные данные показывают, что диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и
эффективности деятельности в процессе обучения носит сложный разнонаправленный характер
Слайд 39На начальных этапах освоения профессиональной деятельности ее успешность в значительной
степени зависит от уровня развития наличных профессиональных способностей, реализующих деятельность
Слайд 40На последующих этапах освоения профессии, характеризуемых достижением более высокого уровня
профессионального мастерства и усложнением содержания и условий деятельности, реализация деятельности
оказывается возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК
Слайд 41
Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности
Слайд 42Отношение нормативного и индивидуального способов деятельности
Слайд 43Нормативно-одобренный способ деятельности должен быть освоен как целостное образование.
Однако
различные компоненты этого целого в разной степени трудны для освоения,
что обусловлено противоречием между требованиями к способностям индивида, заключенными в том или ином действии или структуре действий, и наличными способностями субъекта деятельности.
Из сказанного вытекают важные следствия:
Слайд 44освоение отдельных компонентов деятельности происходит
гетерохронно;
важные следствия
Слайд 45в силу различной степени соответствия способностей субъекта требованиям к выполнению
отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, т.е. освоение отдельных
действий в структуре деятельности происходит неравномерно;
важные следствия
Слайд 46субъект будет осваивать отдельные действия в той мере, в какой
это способствует достижению цели деятельности (в качественном и количественном аспектах).
Иными словами, при освоении отдельных действий в структуре деятельности субъект придерживается принципа "достаточности", а не принципа "максимума" (первый принцип близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным)
важные следствия