Слайд 1Профессиональное обучение
производственное обучение
( технология как предмет)
Иванова Светлана Васильевна,
к.п.н.,
методист Ижорского колледжа, преподаватель ЛГУ
Слайд 2 организационная часть
область изучения модулей:
- Актуальное состояние требований к
профессиональному и производственному обучению
- Технология как предметная область
результат: 2
экзамена = 1 выступление + статья / материал для статьи
Слайд 3Договоримся о понятиях
Производственное обучение ( обучение на производстве)
Профессиональное обучение -
рассматриваем в широком и в узком смысле.
Технология имеет многообразие смыслов,
выберем:
Технология как школьный предмет, как ОП в СПО ТОП
Технологии профессионального обучения
Технологии производственного обучения
Технологии профориентации и профессионального самоопределения
Слайд 4Тенденции развития методики профессионального образования
Иванова Светлана Васильевна,
nisveko@yandex.ru
технология
Слайд 5Условия развития методики профессионального образования
Экономический уклад, региональная специфика жизнедеятельности территории
Мировые
тенденции, мировые требования производства и рынка, стандарты, межгосударственная кооперация
Уровень развития
науки, техники и технологий
Слайд 8На уровне образовательного учреждения сферы профессионального образования
Политика, миссия, стратегия программы
развития ОУ
Материально-технические возможности, социальное партнёрство
Кадровая политика
…..
Слайд 9На уровне учреждения общего образования
В рамках предмета Технология выявить и
развить профессиональные задатки обучающегося
Обеспечивать методику предпрофессиональной подготовки/ ориентации на уровне
требований ФГОС
Содействовать реализации профессионально-образовательного маршрута обучающегося, используя средства общего, дополнительного образования и сетевого взаимодействия.
Слайд 12На уровне педагога
Педагог-методолог: быть в курсе новых и традиционных методов
обучения
Педагог - мобильный реализатор комплекса стандартов
Фасилитатор ( организатор обучения) на
уровне взаимодействия с социальными партнёрами, коллегами, обучающимися
Слайд 13Учебный диалог и типы мышления
Аналитик
Идеалист
Прагматик
Реалист
Синтезатор
….
Слайд 14Опросы показывают, что работодатели с нетерпением ждут «новых людей», которые
смогут обеспечить рост компаниям и расти самостоятельно в условиях постоянной
неопределённости современного мира. Но система образования продолжает готовить выпускников, неспособных к решению таких задач.
Ещё в начале 2000-х мировое сообщество озадачилось исследованиями ключевых компетенций, с целью понять, какой должна быть система образования, работающая на их развитие.
Свой подход к «образованию будущего» сформулировали такие международные организации, как ОЭСР и ЮНЕСКО. Развитию навыков XXI века посвящаются всемирные конференции, о них говорят IT-гиганты Google и Microsoft, уделяющие немалое внимание образовательным проектам.
Слайд 15Всем стейкхолдерам образования — и законодателям, и учителям, и родителям,
и даже детям — надо понимать то, что лучше других
чувствует бизнес и работодатели: в XXI веке принципиально меняется рынок труда
Цифровые технологии увеличивают процент удалённых работников и фрилансеров, позволяют производителю и потребителю услуг обходиться без помощи посредников . Это даёт большие возможности для самозанятости, но и требует от человека высокой инициативности и самоорганизованности.
Развитие искусственного интеллекта и автоматизация рутинных процессов приводит к тому, что меняется само содержание многих профессий, а часть из них уходит в небытие. При этом развитие науки и техники порождает новые сферы занятости, которые десять лет назад нам сложно было представить.
В XXI веке нормой становится карьера, когда человек регулярно меняет не только место работы, но и профессию. Другими словами, выбрать себе одно занятие «от колыбели до могилы» — неподходящая стратегия, надо быть готовым к тому, что в течение жизни придётся постоянно чему-то учиться и переучиваться.
Слайд 18Ключевые компетенции
Также: навыки XXI века, универсальные компетенции.
Наиболее общие (универсальные) способности
и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в
личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.
Слайд 19Когнитивные навыки,
твёрдые навыки
Прикладные навыки, которые можно наглядно продемонстрировать и
измерить по конкретным критериям. Например, навык программирования, слепой печати, управления
автомобилем. В психологии под когнитивными навыками понимаются базовые когнитивные функции — внимание, память, речь, восприятие и так далее.
Слайд 20
Мягкие навыки
некогнитивные навыки, жизненные навыки, социально-эмоциональные навыки
Навыки, которые позволяют
людям распознавать и управлять своими эмоциями, успешно справляться с конфликтами,
понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать межличностные отношения и т.п.
Во многих исследованиях эксперты отмечают схожесть компонентов, включенных в некогнитивные навыки, мягкие навыки, жизненные и социально-эмоциональные навыки. Таким образом, целесообразным будет использовать один из вышеперечисленных терминов для определения всего набора навыков, включённых в данный конструкт (адаптивность, коммуникация, кооперация, инициативность и так далее).
Слайд 21Навыки «4К» (4 С-s)
Основные универсальные (ключевые) компетенции, необходимые для обучения
в современном мире. В них входят: communication (коммуникация), cooperation (кооперация,
сотрудничество), creativity (креативность), critical thinking (критическое мышление). Это компонент модели навыков XXI века, разработанной Partnership for 21st Century Learning, или P21) в 2002 году
Слайд 22
Трёхкомпонентная модель компетенций ОЭСР
Модель, сформулированная в программном документе DeSeCo(Definition and Selection
of Competencies,
«Определение и выбор компетенций»).
Здесь компетенции делятся на
три главные категории:
умение взаимодействовать с инструментами
(с технологией, с языком, со знаниями),
Умение взаимодействовать в неоднородных группах
(в команде, в сообществе, в культурно разнообразной группе),
Умение действовать самостоятельно (осознавать себя как личность, управлять собственной жизнью, защищать права личности в целом).
Слайд 25
Авторы аналитического доклада «Россия 2025: от кадров к талантам» (совместное
исследование The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education
Futures, проведённое при поддержке Сбербанка) отмечают,
что современная система образования в России в основном готовит сотрудников для выполнения технической, рутинной работы и принятия решений в рамках предписанных правил и инструкций, в то время как именно такие работники попадают под сокращение рабочих мест с развитием цифровой экономики.
Бытовые футурологические прогнозы изображают угрозу, нависшую над многочисленными рабочими без квалификации — мол, уборщиков заменят роботы. Но уже современность показывает, что под ударом оказываются работники средней квалификации, в чьи обязанности входит рутинный труд и знание определённых инструкций, пусть даже очень сложных. Это, например, бухгалтеры и офисные администраторы. Их экспертизу легко заменяют цифровые технологии — гораздо более дешёвые, чем робот-уборщик.
Слайд 26
Думая о будущем, в котором всё больше функций будут выполнять
роботы и искусственный интеллект, а цифровизация разных сфер жизни избавит
нас от необходимости производить рутинные действия, мы невольно задаёмся вопросом: а что же такого должен уметь человек и какими он должен обладать качествами, чтобы не потерять себя в новой реальности?
Слайд 28 Мыслим - идеально,
действуем - локально
Клуб технологов:
«а моя
любимая технология ( метод) это…»
Защиты-выступления
Экзаменационная форма
обсуждения-рекомендации по ТОП- технологиям
Слайд 31Пожалуйста, определитесь с выбором темы выступления или формы экзамена…