Слайд 1Профилактика буллинга в общеобразовательной организации, в том числе через деятельность
служб школьной медиации
Садоринг М.С.,
методист МБУ КГ «ИМЦ»
Слайд 2Буллинг – травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту,
включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом
насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении, подавлении
от 15% до 25% всех детей участвовали в травле либо как пострадавшие, либо как нападающие
Буллинг
Слайд 4Первичные признаки:
Ребенок регулярно подвергается насмешкам со стороны сверстников в оскорбительной
манере, его часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, требуют
выполнения пожеланий других сверстников, командуют им.
• Ребенка часто высмеивают в недоброжелательной и обидной манере.
• Ребенка часто задирают, толкают, пинают, бьют, а он не может себя адекватно защитить.
• Ребенок часто оказывается участником ссор, драк, в которых он скорее беззащитен и которых пытается избежать (часто при этом плачет).
• Дети берут учебники, деньги, другие личные вещи ребенка, разбрасывают их, рвут, портят.
• У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом .
Выявление буллинга в школе
Слайд 5Вторичные признаки:
Ребенок часто проводит время в одиночестве, и исключен из
компании сверстников во время перемен, обеда. У него, по наблюдениям,
нет ни одного друга в классе.
В командных играх дети выбирают его в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде.
Ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым во время школьных перемен.
Избегает говорить вслух (отвечать) во время уроков и производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
Выглядит расстроенным, депрессивным, часто плачет.
У ребенка резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Одноклассники не подсказывают, не дают списать, не спрашивают у него тему урока, домашнее задание.
Выявление буллинга в школе
Слайд 6Первичные признаки:
Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными
учебниками или тетрадями.
У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины
или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).
Выявление буллинга дома
Слайд 7Вторичные признаки:
Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других
сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников
или в местах, где они играют/проводят время.
Нет ни одного друга, с которым можно провести время.
Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник.
Боится или не хочет идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в животе.
Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность.
Требует или крадет деньги у родителей.
Выявление буллинга дома
Слайд 8Аффективные нарушения: снижение настроения, депрессивность, высокий уровень тревоги, многочисленные страхи,
злость (большое количество негативных эмоций).
Соматические нарушения: нарушения сна, аппетита головные
боли, боли в животе, нарушения работы ж.к.т., неожиданные повышения температуры и т.д.
Когнитивные нарушения: неустойчивость внимания, трудности сосредоточения, нарушения концентрации памяти и т.п.
Нарушение школьной адаптации: пропуски уроков, снижение успеваемости и мотивации к учебе.
Поведенческие нарушения: агрессивность, уходы из дома, протестное поведение и т.п.
Суицидальные мысли и попытки.
Актуальные последствия травли для детей-жертв буллинга
Слайд 9Дети-агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое
представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.
Дети, непосредственно не
участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
Для учителей самыми частыми последствиями буллинга являются большое количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.
Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.
Последствия травли для школьных коллективов
Слайд 10 Общие компоненты программ:
1. Информирование учителей, сотрудников
школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и
последствиях
2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению
3. Обучение учителей
Групповые занятия с детьми
Взаимодействие с родителями
6. Превентивные меры и вмешательство/ меры по разрешению существующих проблем
7. Мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном
Профилактика буллинга
Слайд 111 шаг. Назвать явление
Коррекция буллинга
Пошаговая модель действий педагогов при
выявлении буллинга
(технология Людмилы Петрановской
«7 шагов к прекращению травли
в детском коллективе»)
2 шаг. Дать однозначную оценку
3 шаг. Обозначить травлю как проблему группы
4 шаг. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор
5 шаг. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт
7 шаг. Гармонизировать иерархию группы (коллектива)
6 шаг. Мониторинг и поддержка позитивных изменений
Слайд 12Восстановительный подход
это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который
предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений
в жизни его участников и их социального окружения; исправление причиненного конфликтом вреда.
Слайд 13Виды восстановительных технологий
Круг сообщества
Круг заботы как профилактика социального сиротства
Семейные
конференции как инструмент укрепления семьи
Восстановительная медиация – технология примирения
Профилактические круги
(профилактика негативных социальных явлений: конфликтов, девиантного поведения и т.д.)
Слайд 14Круг сообщества
Особенностью круга сообщества является привлечение к обсуждению конфликтной ситуации
всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии
решения и разделении ответственности за его последующее выполнение.
Слайд 15Основная цель
Восстановить разрушенные или разрушающиеся связи, преодолеть конструктивным образом травмирующие
ситуации путем принятия ответственности.
Слайд 16Стратегия
Организация процесса взаимопонимания с помощью выслушивания того, что больше всего
заботит людей, их интересов, проблем и переживаний при поддержке команды,
состоящей из ведущего и волонтеров круга.
Слайд 17Чему способствует практика проведения кругов сообщества?
1. Помощь, взаимная поддержка
и сопричастность людей в круге
2. Мирное сосуществование участников круга
3.Свободное высказывание и обсуждение проблем в круге
4.Укрепление позитивных связей в сообществе, которое проводит круги
5.Развитие таких качеств членов сообщества, как эмпатия, толерантность, ответственность за счет участия в кругах и работе с травматическими и болезненными ситуациями
6.Принятие участниками ответственность за происходящее в круге, развитие ответственной позиции в целом
Слайд 19Этап 1: Отбор случаев
Драки
Унижения
Издевательства
Отвержение ребёнка в классе (новый
ученик, ситуация длится не долго)
Затяжные конфликты между классами, классом
и учителем и т.д.
Слайд 20Этап 2: Подготовительный
•Сбор информации о развитии конфликтной (проблемной) ситуации, об
участниках, о предпринимавшихся мерах по разрешению конфликта (проблемы)
•Определение списка
участников
•Предварительные встречи с каждым участником конфликта (проблемы) с целью подготовки к общей встрече
Слайд 21
Ход предварительной встречи (отдельно с каждым из участников)
Приветствие, знакомство,
представление целей круга сообщества.
Принятие правил поведения в кругу: говорить
о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения («Я-высказывания», безоценочность), не допускать обвинительных высказываний, после окончания встречи сохранять конфиденциальность и т.д.
Слайд 22
3. Вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт (проблема),
каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие ситуации, каковы
последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания.
4. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта (решения проблемы), о том, что может сделать каждая сторона для этого.
Слайд 23Этап 3: Встреча участников к круге
1. Приветствие ведущего, представление целей
начавшейся встречи.
2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и цель
своего участия во встрече.
3. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д.
Слайд 244. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на
вопросы: в чем состоит ситуация, как развивался конфликт, каков вклад
каждой стороны в возникновение и развитие конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает эта ситуация.
5. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.
6. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого.
Слайд 257. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет, насколько
они совпадают с мнением членов круга
8. Ведущий определяет пункты соглашения
или общую точку зрения
9. Ведущий помогает определить следующие шаги в нормализации отношений, соглашение оформляется письменно
10. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.
11. Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.
Слайд 26Важные условия
результативности круга
Компетентность ведущего
Соблюдение этапов проведения круга
Соблюдение правил
Для проведения
круга должно быть подготовлено помещение, в котором можно рассадить всех
участников по кругу, чтобы во время общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания.
Слайд 27Задачи ведущего
организация коммуникации
оказание поддержки участникам в ситуациях, когда
они испытывают негативные чувства (плачут, молчат в ответ на вопросы,
слышат в свой адрес критику и т.д.)
выдерживание темы разговора, если он уходит в области, не относящиеся к целям, поставленным перед участниками
недопущение критики, обвинений, клеймения участников в адрес друг друга
постоянное ориентирование участников на то, чтобы, говоря, они обращались не к ведущему (что гораздо легче в подобной ситуации), а к тому человеку, для кого предназначено высказывание, т.е. не «он(а)сказал(а)…», а «ты сказал(а)…»;
поддержка ведущим инициатив, направленных на личностный рост конфликтующих сторон
Слайд 28Основные правила встречи в круге
- уважать символ слова (предмет, обозначающий
говорящего);
- говорить искренне и с уважением к участникам;
- оставаться в
круге до его завершения;
- соблюдать конфиденциальность
Слайд 29Символ слова
Символ слова передается только в одну сторону
Люди высказываются
только с символом слова в руках
Символ слова должен обойти круг
и вернуться к ведущему
Слайд 30Церемония открытия
создает чувство общности
готовит людей к честному, уважительному
и конструктивному освобождению от негативных эмоций
определяет безопасное пространство для
откровенного разговора и роста взаимопонимания
побуждает участников действовать на основе личных ценностей
укрепляет общие ценности
готовит участников к совместной работе как членов группы
создает понимание того, возникшие проблемы, лучше решать сообща
Слайд 31Церемония закрытия
позволяет обдумать то хорошее, к чему пришли участники
круга в результате обсуждения проблемы
напоминает о созданных связях и
выражает надежду на длительный успех процесса круга
Слайд 32Ведущий может:
- подвести итог сказанному в круге и поднять другие
вопросы до того, как он передаст символ слова дальше
- оставить символ слова у себя и попросить некоторых участников объяснить какие-то моменты или ответить на определенные вопросы
- передать символ слова другому участнику для начала нового раунда круга - оставить символ слова у себя и предложить любому из круга высказаться
- поместить символ слова в центр круга, чтобы его мог взять любой участник
Слайд 33Этап 4: консилиум специалистов по результатам проведенной работы (СШМ)
Цель консилиума
- обмен мнениями по следующим вопросам:
как велась подготовка и
планирование работы
все ли пункты плана были достаточно проработаны
насколько эффективно были проведены предварительные встречи с каждой из противоборствующих сторон
достиг ли круг сообщества поставленных целей
как возникали и как преодолевались затруднения в ходе работы, что мешало и что помогало достижению поставленных целей
каков прогноз развития ситуации
составляется анализ проведенной работы (по этапам) к которому прилагается разработанный в круге план действий по решению проблемы
Слайд 34Основные результаты круга
- составление плана действий относительно урегулирования проблемной ситуации
-
осознание участником своих чувств, потребностей, убеждений, мотивов поведения
- осознание
собственного вклада в создавшуюся кризисную ситуацию (не другие виноваты, а я сам … )
- активизация внутренних позитивных ресурсов участника, повышение самооценки
- повышение способности адаптации к меняющимся условиям жизни, а также к тяжелым кризисным ситуациям
- развитие способности по-другому посмотреть на конфликт, придумать выход из трудной ситуации
Слайд 35- доверие к себе, развитие мотивации на социально-полезную активность
-
развитие способности построения эмоционально благополучных отношений
- развитие умения позитивного
отношения к неизбежным между людьми столкновениям интересов и потребностей
- развитие умения использовать конфликты для лучшего понимания себя и других, а также для решения проблем