Разделы презентаций


Профилактика дисграфии и дислексии

Содержание

Примеры нарушенного письма

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профилактика дисграфии и дислексии

Профилактика дисграфии и дислексии

Слайд 2Примеры нарушенного письма

Примеры нарушенного письма

Слайд 3Что есть что?
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся

в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих

в процессе письма.
Аграфия – отсутствие процесса письма.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
Что есть что?Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших

Слайд 4
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны,

типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребёнок допускает подобные

ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом.
Не являются дисграфическими ошибками, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш

Слайд 51. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии
Ребёнок пишет так, как он слышит. Если

к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть

проблемы с письмом. Например, ребёнок заменяет в устной речи «р» на «л». И пишет вместо «рома» — «лома», вместо «порох» — «полох». Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать «кошун» вместо «коршун».
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфииРебёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки

Слайд 6Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии


Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно,

так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.
Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в

Слайд 72. Акустическая форма дисграфии
Ребёнок может произносить все звуки чисто,

но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На

письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с. Например: тубло – дупло, лёбит – любит, птича – птица, сапка – шапка; болшой – большой, мач – мяч.
2. Акустическая форма дисграфии Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически

Слайд 8Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого

слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки
«Угадай, чья

песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук [С], то звук [З] и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик.
Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные

Слайд 9«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок

должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать

соответствующую букву.
«Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).
«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный

Слайд 10«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в

названии которых есть заданный звук.
«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать

несколько слов с заданным звуком. Найти в комнате предметы с заданным звуком.
«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук. «Подбери слова».

Слайд 113. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
При

этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их,

не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Например:
пропуски гласных букв: всят – висят, комната – комнкта;
пропуски согласных букв: комата – комната, вей – всей;
пропуски слогов и частей слова: стрки – стрелки;
перестановки букв и слогов: онко – окно;
недописывание букв и слогов: на ветка – на ветках;
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и

Слайд 12наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант;


искажение слова: мальни – маленький, чайщик – чащи;
слитное написание

слов и их произвольное деление: д ва – два, бойчасов – бой часов
Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, «крабочки» — крабовые палочки.
наращивание букв и слогов: детити – дети, диктанат – диктант; искажение слова: мальни – маленький, чайщик –

Слайд 13Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у

ребенка различные виды анализа и синтеза.
«Узнавание звука на фоне

слова». Ребенок должен уметь определить, есть ли заданный звук в слове.
«Определение местоположения звука в слове»:
- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?
Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. «Узнавание

Слайд 14«Определение последовательности и количества звуков в слове» :
- сколько звуков

в слове;
- между какими звуками находится заданный звук;
-

составь слово из первых звуков слов;
- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;
- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;
- подбери картинку к заданной схеме.
«Определение количества слогов в слове» :
- придумывание слов на заданный слог;
- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.
«Определение последовательности и количества звуков в слове» :- сколько звуков в слове; - между какими звуками находится

Слайд 154. Аграмматическая дисграфия
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок

пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики. Например:
нарушение

согласования слов: с еловый ветки – с еловой ветки, огромная бабочки – огромные бабочки; Маша бежал; синяя пальто;
нарушения управления: с ветка – с ветки, умчались к чащу – умчались в чащу;
замена слов по звуковому сходству;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще – в роще, на бухли – набухли;
пропуски слов в предложении.
4. Аграмматическая дисграфия Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам

Слайд 165. Оптическая дисграфия
Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это

палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя

различные буквы.
Ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами.
5. Оптическая дисграфия Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки... Но они по-разному комбинируются

Слайд 17Например:
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б,

д-в;
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;


замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
зеркальное написание букв: с, э, ю, з;
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): За зомом росла мамина. - За домом росла малина;
антиципации (предвосхищение, упреждение): Дод небом лолубым. – Под небом голубым.
Например: замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-б, д-в; замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых

Слайд 18Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии:
Формирование зрительного гнозиса:

назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые

изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;
Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии:Формирование зрительного гнозиса: назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные

Слайд 19- соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;
- срисовывание изображений,

состоящих из фигур и стрелок;
- дорисовывание незаконченных контуров и

симметричных изображений;
- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.
- соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой; - срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок; - дорисовывание

Слайд 20Развитие зрительной памяти:
- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;
-

зрительные диктанты «Продолжи строку»;
- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй

(начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.
Формирование буквенного гнозиса:
буква на ладошке печатается пальцем или с помощью мокрой кисточки. При этом взрослый стоит за спиной ребенка и у ребенка глаза закрыты.
Развитие зрительной памяти: - «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; - зрительные диктанты «Продолжи строку»; - «Фотографирование» -

Слайд 21- найти заданную букву среди других;
- сравнить одни и

те же буквы, но написанные разным шрифтом;

- найти заданную букву среди других; - сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

Слайд 22- назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы

друг на друга;
- определить букву в неправильном положении;




-

обвести контур буквы, заштриховать ее;
- дописать букву;
- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;
- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.
- назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга; - определить букву в

Слайд 23Формирование зрительно – пространственного восприятия:
- показать правую (левую) руку; показать

правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части

у человека, сидящего напротив;
- с опорой на картинки рассказать, что где находится;
- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;
- работа над пространственными предлогами.
Формирование зрительно – пространственного восприятия:- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать

Слайд 24Уточнение пространственного расположения букв:
- написать заданные буквы справа - слева

от вертикальной линии;
- найти букву в ряду сходных: ШЩ

ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ;
- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;
- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;
- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;
- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян); срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.
Уточнение пространственного расположения букв:- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии; - найти букву в

Слайд 25Виды дислексии
Фонематическая - недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает

на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).


Семантическая - нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
Виды дислексии Фонематическая - недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком

Слайд 26Оптическая - трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв(В-З

, Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
Мнестическая - трудности усвоения букв. Ребенок

не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Оптическая - трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв(В-З , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). Мнестическая - трудности

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика