Слайд 1
Профилактика нарушения осанки
Выполнила учитель по физической культуре МАОУ «СОШ
№20» Абдрахманова Р.Г
Слайд 2Содержание:
Введение
Разновидности нарушений осанки
Положения позвоночного столба
Меры профилактики
Коррекция осанки
Упражнения для формирования
правильной осанки
Тест на определение осанки у школьников
Как правильно сидеть за
столом школьникам
Подвижные игры для профилактики нарушений осанки
Вывод
Слайд 3Проблема правильной осанки состоит на одном из первых мест у
школьных врачей и ученых , занимающихся вопросами здоровья школьников. Поэтому
эта тема не теряет своей актуальности.
Слайд 4Цель:
Изучить влияние комплексных физических упражнений на коррекцию нарушения осанки у
детей школьного возраста.
Слайд 5Задачи:
1.Проанализировать список психолого – педагогической литературы по данной проблеме.
2.Описать особенности
развития опорно- двигательного аппарата у детей школьного возраста.
3.Разработать упражнения для
формирования правильной осанки.
4.Провести тест на определение осанки у школьников.
5. Воспитывать у школьников потребность к здоровому образу жизни, к бережному отношению к собственному здоровью.
Слайд 6Объектом исследовательской работы являются ученики школьного возраста.
Предмет исследовательской работы- физические
упражнения как средства формирования правильной осанки у детей школьного возраста.
Методы
исследования- наблюдение, тестирование, практическая работа.
Слайд 7Гипотеза
Если проводить с детьми комплексные занятия, включающие гимнастические упражнения для
профилактики нарушения осанки, а также посредством научить ребят правильно определять
осанку, то можно повысить эффективность формирования правильной осанки
Слайд 8Осанка
Осанка - это положения тела, при котором в норме нагрузка
на позвоночник распределяется равномерно. Нарушение в осанке проявляются не только
внешними признаками, но и доставляют множество неудобств, болей, способствуют возникновению некоторых заболеваний, снижают устойчивость организма к физическим нагрузкам, снижается иммунитет.
Признаки правильной осанки:
• голова приподнята, грудная клетка развернута, плечи - на одном уровне;
• если смотреть сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;
• если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).
Слайд 9Осанка
Признаки неправильной
осанки
• голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная
голова);
• плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);
• круглая
спина, запавшая грудная клетка; живот выпячен, таз отставлен назад;
• излишне увеличен поясничный изгиб.
Слайд 10Как обнаружить дефект
Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и
носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за
его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.
Осанка
Слайд 11Неправильная осанка
Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза, неблагоприятного положения
внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает
такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, неэластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника. Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.
Слайд 12Разновидности нарушений осанки
Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника.
Круглая
спина: увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это
состояние называется сутулостью.
Плоская спина: грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.
Седлообразная (кругловогнутая) спина: увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен.
Круглая спина
Кругловогнутая спина
Плоская спина
Слайд 13Положение позвоночного столба
правильное
Слайд 14Положение позвоночного столба
неправильное
Слайд 15 Для предупреждения нарушений осанки соблюдать следующие профилактические меры:
1.При
длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться
по комнате, устраивать физкультминутки.
2.Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
3.Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
4. Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.
Слайд 16При поднятии тяжести
Нагрузка на позвоночник
спина согнутая (неправильно)
спина прямая (правильно)
Слайд 17Коррекция осанки
Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать
только при систематическом и продолжительном их выполнении.
Коррекция осанки, достигнутая с
помощью упражнений, может дать стойкий эффект лишь при одновременном формировании "навыка правильной осанки (на основе мышечно-суставного чувства), позволяющего ощущать положение определенных частей тела.
После объяснений о правильной осанке и показа «идеальной» осанки приступают к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной; исправление дефектов осанки по указанию учителя физкультуры (например: «Галя, разверни плечи!», «Сергей, не сутулься!» и т. п.).
Слайд 18Упражнения для формирования правильной осанки
Встать спиной к стене, касаясь ее
затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение
5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.
Стоя у стены, подтянуть руками к животу ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной.
Стоя у стены, вытянуть руки вперед. Поднять прямую ногу вперед, не теряя касания со стеной.
В ПОЛОЖЕНИИ СТОЯ
Слайд 19Упражнения для формирования правильной осанки
Упереться прямыми руками в пол. Выгнув
спину, держаться так 5-7 с; прогнуться в пояснице, держаться 3-5
с.
Упереться прямыми руками в пол, отводить назад прямые ноги (поочередно) и голову, прогибаясь в пояснице
СТОЯ НА КОЛЕНЯХ
Слайд 20Упражнения для формирования правильной осанки
ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ
Упереться в пол
согнутыми руками. Разгибая руки и не отрывая бедер от пола,
запрокинуть голову назад, максимально прогнуться, держаться так 3-5 с, вернуться в и. п.
Кисти рук соединить за спиной. Поднять голову, плечи и ноги; прогнуться, вернуться в и. п.
Слайд 21Упражнения для формирования правильной осанки
С ПРЕДМЕТОМ НА ГОЛОВЕ
Стоя с предметом
на голове и сохраняя правильное положение туловища, подняться на носки,
вернуться в и. п.
Ноги вместе, руки вперед. Делать выпады вперед правой, затем левой ногой.
Ноги вместе, руки на поясе. Присесть и вернуться в и. п.
Слайд 22Упражнения для формирования правильной осанки
В ВИСЕ
Махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).
Повороты
туловища вправо и влево как можно больше. Прямые ноги вместе.
Вис
на гимнастической стенке или перекладине.
Слайд 23 ТЕСТ НА ПРАВИЛЬНУЮ ОСАНКУ:
Встаньте к стене, прислонитесь к
ней спиной. Стопы сомкните, смотрите прямо перед собой. Затылок, плечи,
ягодицы, пятки касаются стены. В области шейного отдела и поясницы (в местах прогиба позвоночника) расстояние от стены до тела не должно превышать 3-4 см.
Измерьте расстояние от седьмого позвонка (наиболее выступает на шее) до нижнего угла правой лопатки и до нижнего угла левой лопатки. Расстояния должны быть одинаковыми.
Измерьте ширину плеч со стороны груди и ширину плеч со стороны спины. Ширина плеч со стороны груди должна быть не менее 90% от значения ширины плеч со стороны спины.
Если три теста пройдены – у вас правильная осанка.
Слайд 24Как правильно сидеть за столом
Спина прямая, опираясь о
спинку стула, голову вперед не наклонять. Между грудью и партой
свободно умещается кулачок. Руки на парте, ноги вместе. Сильно не нагибаться, расстояние от тетради до глаз – около 30 см, локти стоят на парте.
Каждый раз при чтении книг или при письме проверяйте себя таким образом.
Слайд 25Подвижные игры для профилактики нарушения осанки
«Не урони мешочек». Отмечают линии
старта и финиша. Расстояние между ними - 5-10 м. У
стартовой линии выстраиваются две-три колонны по 3-4 игрока в каждой. На голове у всех мешочки с песком весом по 100-150 г. Нужно пройти по коридору, обозначенному мелом, гимнастическими палками или скакалками, не по теряв мешочек и сохраняя правильную осанку. Ширина коридора -30 см. Выигрывает команда, выполнившая задание более быстро и правильно.
Методические указания. Коридор можно проходить разными способами, например на носках, держа руки на поясе, или в полуприседе с прямой спиной, руки на поясе и т. д. Находясь в колоннах, И игроки начинают движение со старта после того, как предыдущий игрок пересек линию финиша. При передвижении не следует наклоняться вперед. Можно провести игру, построив игроков на линии старта в одну шеренгу; тогда выиграет тот, кто пересечет линию финиша первым.
Слайд 26 Проанализировав здоровье своих одноклассников по медицинским картам, мы выявили:
- нарушение осанки у 23% ребят;
- плоскостопие
у 10%;
- часто болеют ОРЗ 15%;
- здоровых 52%.
Слайд 27ВЫВОД: Таким образом для предупреждения нарушений необходимо воспитывать у детей
правильную осанку, уже с раннего возраста приучать правильно сидеть, стоять,
не сутулиться. При малейшем подозрении на нарушение правильной осанки нужно показаться врачу-ортопеду, чтобы вовремя установить характер и степень нарушения и назначить курс лечебной физкультуры. Чем раньше выявлен дефект, тем легче его исправить.