Слайд 2В профилактике заикания выделяются три основных направления:
Предупреждение возникновения заикания у
детей;
Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
Предупреждение нарушений социальной адаптации.
Слайд 3Предупреждение возникновения заикания у детей
Слайд 4Дети группы риска:
Дети с тревожными чертами характера;
Дети с опережающим речевым
развитием;
Дети с некоторой задержкой речевого развития;
Дети с генетическими факторами риска
(дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством).
Слайд 5Просвещение родителей
Цель – создание в семье условий для нормального соматического
и нервно-психического развития ребенка.
соблюдение режимных моментов,
правильное питание,
избегание
соматических и психических перегрузок,
создание благоприятного эмоционального климата в семье,
согласованные единообразные воспитательные воздействия.
Слайд 6Правила речевого поведения родителей:
речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной
по темпу;
желательно, чтобы речь родителей была четкой;
нельзя говорить с детьми
их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.
Слайд 7В случае опережающего речевого развития:
Необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
Детям
противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений.
Детям полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.
Очень важно обратить внимание на процесс становления у детей речевого дыхания.
Слайд 8В случае некоторой задержки речевого развития:
Осторожная и умеренная стимуляции речевого
развития.
Формирование звукопроизносительной стороны речи и речевого дыхания.
Слайд 9У детей с семейным левшеством:
В случае если ребенок в дошкольном
возрасте одинаково свободно использует то правую, то левую руку в
своих действиях, то рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать ПРАВУЮ РУКУ.
НО, если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.
Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки.
Слайд 10При наличие заикающихся в семье:
Рекомендовано значительное ограничение речевого общения
заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того
фразовой речи. Общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания.
Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием:
Необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам.
Слайд 11Предупреждение хронификации и рецидивов заикания
Слайд 12Профилактика хронификации заикания
создание специального охранительного режима
Слайд 13Предупреждение рецидивов заикания
Причина рецидивов - низкий уровень адаптивных возможностей центральной
нервной системы.
Слайд 14Поступление в школу
Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу
и класс;
Заранее познакомиться с учителем;
Ребенка с З нельзя спрашивать первым,
настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. (1ое время ответ у доски - чтение стихов).
Необходимо максимально поощрять активность ребенка.
Не следует торопить ребенка с ответом.
В случаях возникновения рецидива не следует отстранять заикающегося от устных ответов перед классом.
Рекомендация родителям - подготовка всех домашних заданий вслух.
Слайд 15При ослаблении ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение
щадящего общего и речевого режима.
Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший
заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение 1-1,5 лет.
Слайд 16Пре- и пубертатный возраст
В случае возникновения рецидивов необходимо сразу же
обратиться за лечебно-педагогической помощью.
Для того чтобы избежать возможных рецидивов заикания,
рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.
Слайд 17Взрослые
Посещение поддерживающих психолого-педагогических курсов типа “группы поддержки” или долечивания,
или “группы открытых дверей”.
Слайд 18Предупреждение нарушений социальной адаптации
Слайд 19Заикающиеся нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.
Специальные воспитательные
мероприятия направляются на выработку таких черт характера, как уверенность в
себе, активность, самостоятельность в выборе решений и действиях.
Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее, при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой.