Слайд 1Профстандарт педагога как оценка качества образования
Цыретарова Баярма Бабасановна, к.и.н., доц.
кафедры ЭПиГУ
Слайд 2Профстандарт – это результат трехстороннего соглашения работодателей, профсоюзов и самих
работников, необходимый для решения жизненно важных задач в трудовой сфере.
Во-первых, он четко устанавливает те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации.
Во-вторых, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
В-третьих, профстандарты, если говорить о конкретной педагогической деятельности, должны быть неразрывно связаны с нормами, регулирующими труд учителя, – со школьными образовательными стандартами и, соответственно, гибко реагировать на изменения в них.
Слайд 3Первые стандарты педагогической деятельности появились в середине 50-х годов в
странах Североамериканского континента и в Европе, а в XXI веке
они уже введены повсеместно, за исключением России.
Слайд 4в Канаде в каждой провинции своя система аттестации и сертификации
учителя. И если вы из Квебека, например, переехали в Онтарио,
вам придется заново сдавать профессиональный экзамен.
Во Франции система сертификации работника отделена от государства – этим занимаются независимые общественные структуры.
В Японии, наоборот, эта система предельно централизована, поскольку учителя являются госслужащими.
Слайд 5В качестве аналога стандартов как в советской, так и в
современной отечественной практике управления воспроизводством рабочей силы рассматриваются
Квалификационные справочники
(Тарифно- квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).
Слайд 6История формирования системы профессиональных стандартов
в России:
- до 1959 г. действовали
отраслевые тарифно-квалификационные справочники профессий рабочих, которые разрабатывались отраслевыми институтами в
соответствии с Методическими указаниями Научно-исследовательского института труда, утверждались постановлениями Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, согласовывались с ВЦСПС и отраслевыми профсоюзами и являлись обязательными для тарификации работ и профессий рабочих отрасли;
Слайд 7- Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих «Сквозные профессии» появился в 1959 г.
Он был утвержден постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по
вопросам труда и заработной платы и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 31 марта 1959 г. № 255 и являлся обязательным при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности;
Слайд 8- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) был разработан
в 1968-1969 гг. ЕТКС содержал 68 выпусков. Каждый выпуск разрабатывался
отраслевым научно-исследовательским институтом соответствующего министерства, согласовывался с отраслевыми профсоюзными организациями и утверждался постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы. Тарифно-квалификационные характеристики являлись обязательными при тарификации работ и присвоения квалификационных разрядов рабочим на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства независимо от ведомственной подчиненности;
Слайд 9Очередной пересмотр ЕТКС был проведен в 1984-1986 гг. ЕТКС содержал
72 выпуска, в аннотации каждого выпуска также указано на то,
что тарифно-квалификационные характеристики являются обязательными при тарификации работ и присвоении квалификационных разрядов рабочим. Все выпуски ЕТКС утверждены соответствующими постановлениями Государственного Комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС.
Разработаны они были на шестиразрядную тарифную сетку. Половина этих выпусков ЕТКС действует в настоящее время.
Слайд 10- С 1999 г. началась разработка новых выпусков ЕТКС применительно к
восьмиразрядной тарифной сетке, в нем предусмотрено 68 выпусков. В связи
с отсутствием соответствующего финансирования разработка нового ЕТКС затянулась. Минтрудом России и Минздравсоцразвития России утверждено 38 выпусков ЕТКС, разработанных применительно к восьми разрядам.
Слайд 11В настоящее время во многих организациях действуют одновременно часть выпусков
ЕТКС, утвержденных в 1984-1986 гг., разработанных применительно к шестиразрядной тарифной
сетке и часть выпусков, утвержденных в 1999-2008 гг., разработанных применительно к восьмиразрядной тарифной сетке, что создает определенные трудности.
Слайд 12ЕКС включает Квалификационные характеристики должностей, которые предназначены для
правильного подбора работников,
расстановки и использования кадров,
обеспечения единства при определении должностных обязанностей и
квалификационных требований,
для принятия решений о соответствии работников занимаемым должностям при проведении аттестации.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет 3 раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Требования к квалификации».
Слайд 13приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. регистрационный № 18638).
Данный Приказ устанавливает квалификационные характеристики для нового перечня педагогических работников, который был подтвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 678 от 8 августа 2013 г.
В соответствии с этим Приказом также утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» согласно приложению.
Слайд 14В число утвержденных характеристик включены и те должности из действующей
номенклатуры, для которых в настоящее время разработаны или разрабатываются профессиональные
стандарты педагогических работников.
В указанном нормативном документе приведены общие положения и конкретные примеры квалификационных характеристик должностей различных работников образования.
Слайд 15Профстандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа
Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях
по реализации государственной социальной политики», согласно которому к 2015 году следует разработать и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
Уже утверждены профстандарты по таким профессиям, как педагог, специалист по медико-социальной экспертизе, сварщик, специалист по работе с семьей и др.
Слайд 16В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ:
глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта,
согласно которой:
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.
Слайд 17Нормативная база разработки и внедрения профессиональных стандартов, включает следующие документы:
1) Федеральный
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
№ 273;
2) Трудовой кодекс Российской Федерации;
3) Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;
5) приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта»;
6) приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
7) проект приказа Минтруда России от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов»;
8) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Russian classification of economic activities. Ок 029-2001.
Слайд 18Идеи разработки профстандарта педагога:
Работодатели должны видеть потенциал увеличения производительности
труда, должны быть уверены, что выпускники учебных заведений хорошо подготовлены
Профсоюзы
должны видеть, что стандарты способны облегчить доступ к занятости и способствовать росту трудовой мобильности.
Образовательные учреждения и государственные структуры должны видеть в профессиональных стандартах путь для развития и повышения качества образовательных программ и программ обучения
Слайд 19Профстандарт педагога был принят приказом Минтруда России №544н от 18
октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»».
Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта»
Слайд 20Должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении
персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров,
разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 г.
Слайд 21Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Центр образования № 109, а ответственной организацией-разработчиком – Государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет».
Слайд 22Профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в
области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования.
В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности:
педагог дополнительного образования,
педагог системы профессионального образования,
педагог-психолог,
специальный педагог (дефектолог),
тьютор и т.п.
Слайд 23Этапы разработки профстандарта педагога (история проекта)
I квартал 2013 года:
- Разработан
проект концепции стандарта
- Рабочая группа при Министерстве образования и
науки Российской Федерации,
председатель рабочей группы – Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 г. Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
II – III квартал 2013 года
- Разработка макета стандарта (в соответствии с требованиями Минтруда), общественно-профессиональное обсуждение и экспертиза стандарта
- Экспертная группа при Московском городском психолого-педагогическом университете, руководитель проекта – Ю.М. Забродин, проректор по Учебно-методическому объединению МГППУ.
IV квартал 2013 года
- Разработка предложений по апробации и поэтапному внедрению профстандарта педагога
Слайд 24Профстандарт педагога призван:
определять необходимую квалификацию педагога;
обеспечить необходимую подготовку педагога для
получения высоких результатов его труда;
обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых
к нему требованиях;
содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Слайд 25Профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся
мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования
на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 26Новые компетенции:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного
образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа
с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 27Стандарт должен:
Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
Не превращаться в инструмент жесткой
регламентации деятельности педагога.
Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его
от выполнения своих прямых обязанностей.
Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
Соответствовать международным нормам и регламентам.
Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
Слайд 29Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
Преодолеть технократический подход в оценке
труда педагога.
Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты
своего труда.
Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Слайд 30Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения.
Сфера дошкольного, начального и общего среднего
образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу
в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд 312. Цель применения
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на
результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога
для получения высоких результатов его труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Слайд 32Термины и определения применительно к педагогу
Квалификация педагога – отражает уровень
профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере
образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Слайд 33Региональное дополнение к профессиональному стандарту: документ, включающий дополнительные требования к
квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном
контексте.
Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
Слайд 34ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности
педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных
в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Слайд 35аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и
их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
внутренний аудит:
аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Слайд 36квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности
вид трудовой
деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором
трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций
область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения
Слайд 37национальная рамка квалификаций РФ (НРК) – основа национальной системы квалификаций
РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей
их достижения на территории России (0-9)
отраслевая рамка квалификаций (ОРК) – составная часть национальной системы квалификаций РФ (5-7 НРК (4 уровня ОРК)), представляет собой:
- обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;
- иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям
Слайд 38дескриптор – обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений
и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам
сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней
квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней
Слайд 39Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
I. Общие сведения.
II. Описание трудовых
функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III.
Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Слайд 40Содержание профстандарта педагога отражает:
обучение;
воспитательную работу;
развитие (личностные качества и профессиональные компетенции,
необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику
работы в начальной школе;
профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Слайд 41Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции, уровень квалификации, возможные
наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы,
а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.
Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.
Слайд 42Профессиональные стандарты являются основой организации действий, по меньшей мере, в
трех системах отношений в данной профессиональной области
Слайд 43ПС и требования к списку профессиональных компетенций выпускников ОПОП, а
также к компетенциям (умениям) работы с детьми различных контингентов, в
том числе, с особыми образовательными потребностями
Слайд 44Оценка и самооценке педагогами своей квалификации, включая критерии и показатели
уровня профессионального развития в соответствии с выделенными уровнями квалификации ПС
Слайд 45ПС и модернизированные модели аттестации педагогов, изменение нормативно - правовой
базы аттестации, методические рекомендации по организации аттестации, согласованные с требованиями
ПС.
Слайд 46Структура стандарта профессиональной деятельности педагога
Слайд 47Дифференциация уровней профессионального развития педагога
Определение перечня процедур, в которых планируется
применение ПС
Модернизация системы подготовки кадров
Профессиональное развитие работающих педагогов
Оценка результатов профессиональной
деятельности
Перечень должностей пед. работников, трудовые отношения, карьера педагога
НСОТ
Создание системы нормативно-правового, информационного и учебно-методического сопровождения апробации ПС, включая использование электронной платформы (портала)
Разработка модели, порядка и плана мероприятий по апробации и внедрению ПС на федеральном, региональном и муниципальном уровне
Определение компетенций начальной ступени профессионального развития
Разработка инструментария независимой оценки выпускников педагогических программ
Разработка модели профессионального экзамена, включающей нормативно-правовые и учебно-методические документы
Разработка методики и инструментария добровольной самооценки работающих педагогов с целью определения соответствия квалификационным требованиям ПС
Разработка персонифицированной модели профессионального развития педагогов, направленной на восполнение дефицитов профессиональных компетентностей
Модернизация существующего порядка аттестации педагогов с учетом требований ПС внесения соответствующих изменений в законодательные документы (по итогам апробации ПС)
Определение соответствия номенклатуры должностей пед. работников уровням профессионального развития педагога
Разработка методических рекомендаций по определению должностных обязанностей пед. работников исходя из системы тр.функций ПС и штатного расписания ОО
Определение иерархии системы педагогических должностей в соответствии со ступенями пед. развития
Внесение изменений в систему оплаты труда в соответствии с требованиями ПС, включая оценку квалификации и результатов деятельности
Слайд 48Уровни группировки профессиональных ролей (должностей)
в профессионально-квалификационные группы с учетом трудовых
функций и профессиональных действий профстандарта педагога
Слайд 49Ожидаемые результаты проекта по апробации профстандарта педагога
В рамках проекта предлагается
определить и предложить для реализации комплекс мер, направленных на построение
новых регуляторов и повышение качества профессиональной деятельности педагогов
Эти предложения будут
разработаны по итогам апробации профессионального стандарта педагога на основе федеральных, региональных и муниципальных пилотных проектов (региональных стажировочных площадок),
включать предложения по дифференциации уровней освоения трудовых функций и трудовых действий профессионального стандарта,
а также определение начального уровня, необходимого для осуществления самостоятельной профессиональной деятельности педагога соответствующей обязательному уровню квалификации выпускника педагогической программы.
Слайд 50Ожидаемые результаты проекта по апробации профстандарта педагога
В процессе реализации указанного
комплекса мер предполагается разработать:
требования к списку профессиональных компетенций выпускников программ
педагогической подготовки и предложения по модернизации ОПОП, а также требования к компетенциям (умениям) работы с детьми с ограничениями возможностей здоровья;
дифференциацию уровней квалификации педагога на основе профессионального стандарта педагога ПС: количество таких уровней, состав допустимых профессиональных действий, а также необходимые знания и умения, специфичные для каждого уровня;
содержание, инструментарий, нормативно-правовые основы и методические рекомендации по оценке и самооценке педагогами своей квалификации (уровня профессионального развития) в соответствии с выделенными уровнями квалификации, предписанными в ПС;
примерные программы постдипломного сопровождения профессиональной деятельности молодых специалистов, направленные на повышение успешности их трудоустройства и начала профессиональной деятельности;
Слайд 51Ожидаемые результаты проекта по апробации профстандарта педагога
содержание, инструментарий, нормативно-правовая документация
и методические рекомендации по оценке квалификации выпускников педагогических программ, включая
программы дополнительного профессионального образования (профессиональный экзамен), на основе требований ПС.
персонифицированные модели повышения квалификации работающих педагогов, - на основе выявленных в ходе оценки их квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований ПС;
новые модели организации процедур аттестации педагогов на основе требований ПС, предложения по изменению нормативно - правовой базы аттестации, а также методические рекомендации по организации аттестации, согласованные с требованиями ПС;
предложения по изменению перечня должностей педагогических работников, их группировке в профессионально - квалификационные группы с учетом состава трудовых функций и профессиональных (трудовых) действий ПС;
методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по формированию должностных обязанностей педагогических работников с использованием перечня трудовых функций ПС и состава его профессиональных действий.
Слайд 52Структура (уровни) квалификаций в отрасли «Образование»
Слайд 53Начинающий – 1 (СПО)
Элементарные стандартные работы по инструкции.
Выполнение простых
трудовых или учебных заданий под непосредственным руководством.
Деятельность под руководством
при ограниченной личной ответственности за совершенствование трудовой или учебной деятельности в простых, предсказуемых и стабильных контекстах и понимание цены ошибки.
Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Минимальные знания относительно общего содержания выполняемых работ. Базовые знания русского языка.
Слайд 54Начинающий – 1 (СПО)
Использование на практике элементарных базовых знаний
в определенной предметной области (диапазон знаний ограничен фактами и общими
понятиями).
Применение знаний и практических умений при решении стандартных (типовых) задач.
Элементарные навыки (прим. – «ручные» умения). Базовые практические умения и знания для выполнения минимального набора практических простых трудовых заданий с использованием регламентированного набора методов и инструментов.
Применение полученных базовых практических умений для выполнения трудовых заданий согласно правилам и процедурам.
Приобретение дополнительных знаний и необходимых умений в процессе подготовки.
Слайд 55Начинающий – 2 (Бакалавр)
Деятельность под руководством со значительной степенью
самостоятельности с учетом наличия факторов, которые могут изменяться или приводить
к изменениям.
Формирование собственного индивидуального плана-графика, исходя из поставленных задач.
Ответственность за реализацию поставленных задач.
Слайд 56Начинающий – 2 (Бакалавр)
Анализ ситуации и выбор наиболее оптимальных
путей реализации поставленного задания с учетом использования диапазона практических и
теоретических знаний.
Использование широкого набора практических умений в конкретной области трудовой деятельности. Анализ, интерпретация и адаптация полученной информации с учетом конкретной области деятельности. Разработка и применение методических приемов с использованием специальных знаний и умений и экспертных источников информации.
Слайд 57Базовый
Определенная степень самостоятельности при управлении трудовой или учебной деятельностью,
требующей решения проблем с учетом множественных факторов. Формирование собственного индивидуального
плана-графика, исходя из поставленных задач.
Индивидуальный творческий подход при планировании и осуществлении трудовой или учебной деятельности.
Участие в координационной деятельности подразделения в рамках поставленных задач.
Использование широкого диапазона практических и теоретических знаний, носящих специализированный характер в рамках какой-либо области профессиональной деятельности при решении определенных задач в условиях рабочей ситуации.
Слайд 58Базовый
Осознанное выполнение стандартных и разработка творчески - ориентированных подходов,
направленных на выполнение трудовой деятельности с наибольшей эффективностью. Корректное применение
теоретических и практических знаний для решения поставленных задач.
Разработка методических подходов с использованием специальных знаний и умений и экспертных источников информации.
Оценка результатов деятельности с точки зрения эффективности использованных подходов.
Слайд 59Высококвалифицированный
Самостоятельная профессиональная деятельность с учетом поставленных целей и задач,
предполагающая высокую степень ответственности. Личная ответственность за собственную деятельность и
деятельность других.
Обучение сотрудников в рамках подразделения. Создание условий, способствующих взаимодействию подразделений и сотрудников при выполнении деятельности.
Владение углубленными теоретическими и практическими знаниями в избранной области, включая инновационные знания. Выбор альтернативных подходов и методов при решении (реализации) поставленной задачи.
Слайд 60Высококвалифицированный
Мониторинг деятельности, рефлексия и коррекция поставленных целей в соответствии
с изменениями условий окружения.
Использование традиционных и разработка инновационных методов решения
сложных и нестандартных проблем в специализированной области профессиональной деятельности.
Критическое осмысление новой информации с учетом полученного профессионального и личностного опыта и рефлексия опыта профессиональной деятельности.
Слайд 61Мастерский
Решение проблем учебной и профессиональной деятельности в связи с
изменяющимися процессами и условиями внешней среды с учетом множественных взаимосвязанных
факторов. Определение и реализация стратегии управления процессом на уровне администрации региона, на уровне региональных структур и органов местного самоуправления.
Стратегический анализ деятельности.
Ответственность за собственную деятельность и за результат деятельности сотрудников. Высокая степень самостоятельности.
Слайд 62Мастерский
Применение специализированных теоретических и практических знаний, включая инновационные межотраслевые
источники.
Анализ ситуаций и приемов деятельности, которые являются базисом генерации
новых научно-исследовательских идей.
Мониторинг профессиональной деятельности, рефлексия технологий и результатов деятельности, коррекция поставленных целей в соответствии с изменениями условий окружения.
Слайд 63Мастерский
Формирование новых подходов к эффективной реализации образовательной деятельности.
Формирование новых
механизмов решения определенного класса задач по формированию образовательного пространства, а
также программ развития ОО на основе полученных знаний и практического опыта.
Поиск и обобщение новой информации, необходимой для принятия решения в сложной ситуации и для описания новых методических и технологических приемов для развития данного вида деятельности.
Слайд 64Дифференциация уровней профстандарта
Слайд 65Разработка перечня профессиональных компетенций
(образец)
Слайд 66Применение
Определение трудовых обязанностей
Определение соответствия занимаемой должности
Сертификация квалификаций
Определение уровня профессионального действия
Аттестация
Оплата труда
Слайд 67Применение: определение обязанностей
Профессиональные стандарты задают нормативно регулируемое описание профессиональной деятельности
соответствующих специалистов (трудовые функции, трудовые действия, необходимые умения и знания,
которые становятся основой эффективного выполнения того или иного вида профессиональной деятельности), которое определяет возможный круг выполняемых работ при заключении трудового контракта
Слайд 68Применение: замещение должности
При заключении трудового договора определяется также порядок замещения
определенной должности в штате организации и конкретные должностные обязанности работника,
которые не обязательно включают все трудовые функции данного профессионального стандарта.
При необходимости и по взаимному согласию работодателя и работника, в число должностных обязанностей по конкретной должности могут быть включены трудовые функции иного профессионального стандарта, если это не противоречит действующему законодательству и соответствует квалификации работника
Слайд 69Применение: подготовка
Образовательный стандарт регламентирует профессиональную подготовку специалиста, которая должна обеспечить
потенциальный уровень и набор компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности
при положительном результате освоения соответствующих Основных профессиональных образовательных программ
Слайд 70Применение: аттестация
Необходимо совершенствования системы оценки уровня квалификации работников и порядка
аттестации педагогических кадров (Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014
г.).
Необходимо определение критериев и правил дифференциации уровней квалификации, определяемых профессиональным стандартом, разработкой и созданием отраслевых рамок квалификации, согласованных с действующей в настоящее время в Российской Федерации Национальной рамкой квалификаций
Слайд 71Применение: определение квалификации
Определение квалификации, минимально необходимой для выполнения трудовых функций
и трудовых действий данного вида профессиональной деятельности, что задается нормой
профессионального стандарта
Определение реальной квалификации работника как субъекта данной конкретной трудовой деятельности
Слайд 72Соотношение уровня квалификации, стажа и базовой зарплаты (пример)
Слайд 73Сертификация: профили квалификации - *, х, о
Слайд 74Пример сертификации квалификации
3.1. Обобщенная трудовая функция - Педагогическая деятельность по
проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования
3.1.3. Трудовая функция - Развивающая деятельность
Трудовые действия:
3.1.3.1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
3.1.3.3. Применение инструментария и методов диагностики, и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
3.1.3.8. Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
Слайд 75Профессиональные компетенции на примере педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику
работы на дошкольном уровне образования.
Необходимые компетенции включают в себя следующие:
Педагог
дошкольного образования должен:
1) знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
2) знать общие закономерности развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
3) уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности (предметно-манипулятивную и игровую), обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников;
4) владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
5) уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ);
6) уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка раннего и / или дошкольного возраста;
Слайд 767) реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в
работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми
с особыми образовательными потребностями;
8) участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребёнка в период пребывания в образовательной организации;
9) владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе;
10) владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнёрское взаимодействие с ними для решения образовательных задач;
11) владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд 77Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
1. Общие подходы
Итоговая оценка
профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития
учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Слайд 782. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями
его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и
их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Слайд 793. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством
внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчётов, посещение проводимых им
уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлён посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Слайд 804. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых
и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам
и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объём и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из её политики в области повышения качества образовательных услуг.
5. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.