Слайд 1Прокуратура РФ
Понятие, природа, основные функции. Правовое регулирование статуса прокуратуры РФ
Слайд 2Прокуратура Российской Федерации
Единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой
входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, действующих на её территории
Слайд 3Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным
законом «О прокуратуре Российской Федерации».
Является государственной военизированной организацией.
В
прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти.
Слайд 5Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их
статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации.
Генеральный прокурор
Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Юрий Яковлевич Чайка
Генеральный прокурор РФ
с 23 июня 2006 года
Слайд 6Основная функция прокуратуры РФ
это надзор за соблюдением российского законодательства на
всей территории страны. Об этом говорится в статье 1 федерального закона
«О прокуратуре РФ, а так же надзор за исполнением законов – который делится на несколько направлений.
Среди них можно выделить следующие:
Слайд 7надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и
исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля и т.д.;
Слайд 8надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными
министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами
местного самоуправления и т.д.;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
Слайд 9надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание
и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания
задержанных и заключенных под стражу;
вынесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Слайд 10Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации
Непосредственно в тексте Конституции Российской Федерации прокуратуре
посвящена только одна ст. 129, в которой содержатся следующие элементы конституционного
статуса прокуратуры:
организационная структура прокуратуры как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ;
порядок назначения прокуроров субъектов Федерации;
порядок назначения иных прокуроров;
уровень правового регулирования деятельности прокуратуры.
Слайд 11 Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. №
2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности российской
прокуратуры, а также полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
Конституция России не обозначает полномочия и задачи прокуратуры, поскольку во время ее принятия в 1993 г. не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за российской прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения.
Слайд 12 В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое
регулирование организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации находится в ведении
Российской Федерации. Анализ данного положения позволяет сформулировать вывод о том, что если региональное законодательство в ряде случаев регламентирует некоторые вопросы деятельности прокуратуры, считать его элементом обозначенных нормативных источников не совсем обоснованно, так как региональные нормативные акты принимаются лишь в развитие норм федерального законодательства и направлены на его уточнение и конкретизацию
Слайд 13 Правовые нормы, регулирующие организацию и деятельность прокуратуры, принято именовать нормами
прокурорского надзора, которые имеют одинаковую со всеми другими нормами российского
права юридическую природу, а также специальное назначение.
Таким образом, со времени учреждения прокуратуры в России последовательно развивалось законодательство о прокурорском надзоре, способствуя тем самым совершенствованию организации и деятельности органов прокуратуры, утверждению в стране результативного прокурорского надзора.