Разделы презентаций


ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ

Содержание

Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько периодов: 1. Народная дохристианская педагогика до 10 века;2. Педагогика православия – конец 10-17 век;3. Дворянско-государственная педагогика – 18-середина 19 века;4.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ НА РУСИ
С древности по 17 в.

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ  НА РУСИС древности по 17 в.

Слайд 2 Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько

периодов:
1. Народная дохристианская педагогика до 10 века;
2. Педагогика православия –

конец 10-17 век;
3. Дворянско-государственная педагогика – 18-середина 19 века;
4. Общественная педагогика – середина 19 века – 1917 год;
5. Партийно-государственная, советская педагогика – 1917-1987 год;
6. Постсоветская педагогика.
Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько периодов: 1. Народная дохристианская педагогика до

Слайд 3Воспитание в Древнерусском государстве VI-IX век
В VI - IX вв.

в Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе

которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные изменения, которые были следствием серьезных социальных преобразований. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.
Воспитание в Древнерусском государстве VI-IX векВ VI - IX вв. в Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных

Слайд 4Восточные славяне

Восточные славяне

Слайд 5Основные социальные слои:
1. Общинники-земледельцы;
2. Ремесленники;
3. Знать с дружинниками;
4. Языческие жрецы.

Основные социальные слои:1. Общинники-земледельцы;2. Ремесленники;3. Знать с дружинниками;4. Языческие жрецы.

Слайд 6Воспитательные идеалы:
У рядовых общинников и ремесленников воспитательным идеалом осталось трудовое

воспитание как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в

ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества.
Для знати особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной.
Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало в частности, применявшееся при гаданиях текстографическое письмо. Носителями подобных идеалов были герои эпоса и сказок.
Воспитательные идеалы:У рядовых общинников и ремесленников воспитательным идеалом осталось трудовое воспитание как высшая социальная и нравственная ценность.

Слайд 7Воспитание рассматривалось, как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени:
«МОЛОДОЙ»

- 3-6 летнее дитя;
«ЧАДО» - 7-12 летний ребенок;
«ОТРОК» - подросток

12-15 лет.
Воспитание рассматривалось, как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени:«МОЛОДОЙ» - 3-6 летнее дитя;«ЧАДО» - 7-12 летний

Слайд 8Семейное воспитание
от рождения до 3 - 4лет – попечение матери,

передача элементарного опыта;
От 3 - 4 до 7 лет –

посильная работа, помощь матери;


С 7 до 14

Девочки


Мальчики

Семейное воспитаниеот рождения до 3 - 4лет – попечение матери, передача элементарного опыта;От 3 - 4 до

Слайд 9
Осваивали

дома

женские

работы

(пряли,
ткали,
лепили
горшки и пр.)


Девочки

Осваивали дома женские работы (пряли, ткали, лепили горшки и пр.) Девочки

Слайд 10Мальчики
Обучение в возрастной группе отроков.
Помощь отцам в мужских работах

(земледелие, с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к. с 7 лет

мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи.
С 14 лет становились полноправными членами семьи.

МальчикиОбучение в возрастной группе отроков. Помощь отцам в мужских работах (земледелие, с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к.

Слайд 11Мальчики получали военную подготовку

Мальчики получали военную подготовку

Слайд 12Воспитание мальчиков в VII в. – XIII в.
Особенность педагогической мысли

домонгольского периода:
понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью
выбора

между добром и злом
Воспитание мальчиков  в VII в. – XIII в.Особенность педагогической мысли домонгольского периода: понимание человека как обладающего

Слайд 13В воспитании переплетались заговоры, магия, заклинания, обряды, ритуалы, песни, пословицы,

поговорки.
Такая педагогика не являлась только сословной, ее можно характеризовать как

народную.
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном, поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения, во взаимодействии детей друг с другом, а также со взрослыми.
В воспитании переплетались заговоры, магия, заклинания, обряды, ритуалы, песни, пословицы, поговорки.Такая педагогика не являлась только сословной, ее

Слайд 14ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
1. Раннее взросление молодежи;
2. Закаливающий характер народного воспитания;
3.

Патриархальность семьи (роль отца), роль взрослых, непререкаемость их авторитета для

детей, почтение к старости;
4. Народная педагогика имела не только семейный, но и общинный характер. В ней каждый взрослый был потенциальным педагогом и никто не являлся им специально;
5. Практикоориентированный характер воспитания;
6. Сакральный смысл воспитания.
ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:1. Раннее взросление молодежи;2. Закаливающий характер народного воспитания;3. Патриархальность семьи (роль отца), роль взрослых, непререкаемость

Слайд 15Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник

новый письменный язык - славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль

в его становлении сыграли Кирилл и Мефодий, которые перевели старославянский язык и создали азбуку кириллицу (вместо глаголицы). Этот язык сделался единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии.



Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник новый письменный язык - славянский (старославянский или

Слайд 16Первая школа, где преподавали на славянском языке, была открыта Кириллом

и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г.

Ученики Кирилла и Мефодия рассеялись по всему славянскому миру и открывали школы в Болгарии, Киевской Руси.
Первая школа, где преподавали на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде

Слайд 17ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (X – ХIII вв.)
Огромную

роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988

г.) от Византии.
В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание, т.к. школа была совершенно новым делом и воспринималась с опаской.
Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 − 1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам − «учить людей». Так в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., учились книгам до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам».

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (X – ХIII вв.) Огромную роль в развитии просвещения на Руси

Слайд 18Воспитательный религиозный идеал

Мыслящий
Добродетельны
Милосердный
Совестливый
Способный к постижению прекрасного
Стремящийся совершенствовать мир и людей
Патриот

(в этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина – высшая этическая

ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением Человека к праведной жизни).





Воспитательный религиозный идеалМыслящийДобродетельныМилосердныйСовестливыйСпособный к постижению прекрасногоСтремящийся совершенствовать мир и людейПатриот (в этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина

Слайд 19Два типа школ:
церковные (приходские и монастырские)
- церковное чтение;
- письмо;
- пение;
-

нравственное воспитание («учили чести»).
«школы учения книжного» для «лучших детей

людей»
- чтение;
- письмо;
- счет;
- математика;
- история различных стран;
- сведения о природе (флоре и фауне).
Два типа школ:церковные (приходские и монастырские)- церковное чтение;- письмо;- пение;- нравственное воспитание («учили чести»).

Слайд 20Поучения Иоанна Златоуста
О кресном знамении
О сквернословии

Поучения Иоанна ЗлатоустаО кресном знаменииО сквернословии

Слайд 21Изборник Святослава (1076)
О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину»
Каким

человеку следует быть «перед старцами – молчание, перед мудрыми –

послушание, с равными дружбу иметь, с младшими дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах, и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным,а святым обмывать ноги»
Слово отца к сыну
Поучение богатым
И пр.
Изборник Святослава (1076)О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину»Каким человеку следует быть «перед старцами – молчание,

Слайд 22Поучение Владимира Мономаха
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему

не умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему мать.»

Поучение Владимира Мономаха«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему не умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему

Слайд 23Святой Василий
«Насильное обучение не может быть твердым, но то, что

с радостью и веселием входит, крепко западает в души внимающим».

Святой Василий«Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и веселием входит, крепко западает

Слайд 27Иоанн Богослов
Изборник Пчела
«Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и

не говори о сделанном.»

Иоанн БогословИзборник Пчела«Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и не говори о сделанном.»

Слайд 28Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 –

начале 16 века

Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 – начале 16 века

Слайд 29Содержание глав этой книги 1. Поучение отца сыну. 2. Как христианам веровать

во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов

и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам. 3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне. 4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти. 5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это. 6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем. 7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться. 8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам. [О волхвовании и о колдунах] 9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах. 10. Как в церкви божий и в монастыри
11. …………..

67. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.
Содержание глав этой книги  1. Поучение отца сыну. 2. Как христианам веровать во святую Троицу и

Слайд 42Содержание обучения в греко-латинских школах включало:
- славянскую грамматику;
- предметы тривиума;
-

латинский и греческий языки;
- риторику;
- философию.

Содержание обучения в греко-латинских школах включало:- славянскую грамматику;- предметы тривиума;- латинский и греческий языки;- риторику;- философию.

Слайд 48Братские школы в Белоруссии и на Украине в

16-17 вв.

Братские школы в Белоруссии и на   Украине в 16-17 вв.

Слайд 50КОНЕЦ (А кто слушал, молодец!)

КОНЕЦ  (А кто слушал, молодец!)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика