Слайд 1ПРОСВЕЩЕНИЕ
И ОБУЧЕНИЕ
НА РУСИ
С древности по 17 в.
Слайд 2
Историю образования и воспитания на Руси можно разделить на несколько
периодов:
1. Народная дохристианская педагогика до 10 века;
2. Педагогика православия –
конец 10-17 век;
3. Дворянско-государственная педагогика – 18-середина 19 века;
4. Общественная педагогика – середина 19 века – 1917 год;
5. Партийно-государственная, советская педагогика – 1917-1987 год;
6. Постсоветская педагогика.
Слайд 3Воспитание в Древнерусском государстве VI-IX век
В VI - IX вв.
в Среднем Приднепровье складывается союз племен восточных славян, на основе
которого в IX в. возникло Древнерусское государство со столицей в Киеве. В этот период наряду с сохранением родоплеменной традиции в воспитании произошли существенные изменения, которые были следствием серьезных социальных преобразований. Дробление общин на семьи, усиление имущественных и сословных различий вели к превращению воспитания из равного и всеобщего в семейно-сословное.
Слайд 5Основные социальные слои:
1. Общинники-земледельцы;
2. Ремесленники;
3. Знать с дружинниками;
4. Языческие жрецы.
Слайд 6Воспитательные идеалы:
У рядовых общинников и ремесленников воспитательным идеалом осталось трудовое
воспитание как высшая социальная и нравственная ценность. При этом в
ремесленной среде на первый план выдвигалась необходимость наследственного ученичества.
Для знати особое значение представляла подготовка к ратному делу и руководству общиной.
Для жрецов главными было умственное воспитание и преподавание культовых знаний, которое включало в частности, применявшееся при гаданиях текстографическое письмо. Носителями подобных идеалов были герои эпоса и сказок.
Слайд 7Воспитание рассматривалось, как постепенное взросление члена семьи, рода, общины, племени:
«МОЛОДОЙ»
- 3-6 летнее дитя;
«ЧАДО» - 7-12 летний ребенок;
«ОТРОК» - подросток
12-15 лет.
Слайд 8Семейное воспитание
от рождения до 3 - 4лет – попечение матери,
передача элементарного опыта;
От 3 - 4 до 7 лет –
посильная работа, помощь матери;
С 7 до 14
Девочки
Мальчики
Слайд 9
Осваивали
дома
женские
работы
(пряли,
ткали,
лепили
горшки и пр.)
Девочки
Слайд 10Мальчики
Обучение в возрастной группе отроков.
Помощь отцам в мужских работах
(земледелие, с/х, животноводство). Это сопровождалось обрядом, т.к. с 7 лет
мальчики переходили из женской половины в мужскую половину семьи.
С 14 лет становились полноправными членами семьи.
Слайд 11Мальчики получали военную подготовку
Слайд 12Воспитание мальчиков
в VII в. – XIII в.
Особенность педагогической мысли
домонгольского периода:
понимание человека как обладающего свободой воли, возможностью
выбора
между добром и злом
Слайд 13В воспитании переплетались заговоры, магия, заклинания, обряды, ритуалы, песни, пословицы,
поговорки.
Такая педагогика не являлась только сословной, ее можно характеризовать как
народную.
Народная педагогика – совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном, поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения, во взаимодействии детей друг с другом, а также со взрослыми.
Слайд 14ЧЕРТЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ:
1. Раннее взросление молодежи;
2. Закаливающий характер народного воспитания;
3.
Патриархальность семьи (роль отца), роль взрослых, непререкаемость их авторитета для
детей, почтение к старости;
4. Народная педагогика имела не только семейный, но и общинный характер. В ней каждый взрослый был потенциальным педагогом и никто не являлся им специально;
5. Практикоориентированный характер воспитания;
6. Сакральный смысл воспитания.
Слайд 15Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII-IX вв., когда возник
новый письменный язык - славянский (старославянский или староболгарский). Особую роль
в его становлении сыграли Кирилл и Мефодий, которые перевели старославянский язык и создали азбуку кириллицу (вместо глаголицы). Этот язык сделался единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии.
Слайд 16Первая школа, где преподавали на славянском языке, была открыта Кириллом
и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863 г.
Ученики Кирилла и Мефодия рассеялись по всему славянскому миру и открывали школы в Болгарии, Киевской Руси.
Слайд 17ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ (X – ХIII вв.)
Огромную
роль в развитии просвещения на Руси сыграло принятие христианства (988
г.) от Византии.
В конце X в. появляются первые специальные школы для распространения грамотности. Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано, прежде всего, потребностями духовенства.
Первая школа учения книжного открылась при князе Владимире Святославиче (Крестителе) в Киеве в 988 г. Это событие предваряло быстрый расцвет школьного дела, религиозной и педагогической мысли в Киеве, Новгороде и центрах других древнерусских княжеств. Образование на первых порах вызывало отрицательное отношение в массе населения, предпочитавшего традиционное домашнее семейное воспитание, т.к. школа была совершенно новым делом и воспринималась с опаской.
Потомки Владимира продолжали заниматься устройством школ учения книжного. Летописи свидетельствуют, что князь Ярослав Мудрый (1019 − 1054) велел ставить по городам и весям новые церкви, а их священникам − «учить людей». Так в Новгороде, как гласит летопись 1028 г., учились книгам до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 «младых девиц» учились «писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам».
Слайд 18Воспитательный религиозный идеал
Мыслящий
Добродетельны
Милосердный
Совестливый
Способный к постижению прекрасного
Стремящийся совершенствовать мир и людей
Патриот
(в этом идеале доминирует патриотическое начало. Родина – высшая этическая
ценность. Борьба за благо родной земли совпадает со стремлением Человека к праведной жизни).
Слайд 19Два типа школ:
церковные (приходские и монастырские)
- церковное чтение;
- письмо;
- пение;
-
нравственное воспитание («учили чести»).
«школы учения книжного» для «лучших детей
людей»
- чтение;
- письмо;
- счет;
- математика;
- история различных стран;
- сведения о природе (флоре и фауне).
Слайд 20Поучения Иоанна Златоуста
О кресном знамении
О сквернословии
Слайд 21Изборник Святослава (1076)
О чтении книг «полезно чтение книг каждому христианину»
Каким
человеку следует быть «перед старцами – молчание, перед мудрыми –
послушание, с равными дружбу иметь, с младшими дружелюбное согласие. И самому вопрошать себя о помыслах, и о делах каждый день. Учить неведающих, ободрять малодушных, служить больным,а святым обмывать ноги»
Слово отца к сыну
Поучение богатым
И пр.
Слайд 22Поучение Владимира Мономаха
«Что умеете хорошего, то не забывайте, а чему
не умеете, тому учитесь… Ленность ведь всему мать.»
Слайд 23Святой Василий
«Насильное обучение не может быть твердым, но то, что
с радостью и веселием входит, крепко западает в души внимающим».
Слайд 27Иоанн Богослов
Изборник Пчела
«Безмолвное дело лучше бесполезного совета. Делай сказанное и
не говори о сделанном.»
Слайд 28Первая редакция «Домостроя» составлена в Новгороде в конце 15 –
начале 16 века
Слайд 29Содержание глав этой книги
1. Поучение отца сыну.
2. Как христианам веровать
во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов
и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всем честным и святым мощам.
3. Как причащаться тайнам божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать, и как прикасаться ко всякой святыне.
4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх божий иметь и помнить о смерти.
5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощным – любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это.
6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем.
7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться.
8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и священникам, и монахам, и всем христианам.
[О волхвовании и о колдунах]
9. Как всякого посещать в страдании в монастырях, больницах и в темницах.
10. Как в церкви божий и в монастыри
11. …………..
67. Чины свадебные; о том, как князю молодому жениться – четыре статьи, четыре обряда: большой и средний и малый обряд.
Слайд 42Содержание обучения в греко-латинских школах включало:
- славянскую грамматику;
- предметы тривиума;
-
латинский и греческий языки;
- риторику;
- философию.
Слайд 48Братские школы в Белоруссии и на Украине в
16-17 вв.