Слайд 1Процесс адаптации младшего школьника и пути его наилучшей реализации
Слайд 2Существует много определений школьной адаптации. Как пример традиционного определения можно
привести определение М.В. Максимовой (1994), которая школьную адаптацию трактует как
процесс вхождения ребёнка в новую для него социальную ситуацию развития. Анализ зарубежной и
отечественной литературы показывает, что
термином "школьная дезадаптация" или
("школьная неприспособленность")
фактически определяют любые
затруднения, возникающие у ребёнка в
процессе школьного обучения.
К числу основных первичных внешних
признаков проявлений школьной
дезадаптации учёные
единодушно относят затруднения в учёбе
и различные нарушения школьных норм
поведения.
Слайд 3Адаптация (лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней
среды.
А.Л.Венгер рассматривает адаптированность
как систему качеств личности,
умений и навыков,
обеспечивающих успешность
последующей
жизнедеятельности, и
выделяет
три уровня
адаптированности
первоклассников.
Слайд 41.Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования
воспринимает адекватно, учебный материал воспринимает легко, глубоко и полно овладевает
программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя, выполняет
поручения без внешнего
контроля, проявляет
большой интерес к
самостоятельной работе.
Всегда готовится ко всем
урокам, общественные
поручения выполняет
охотно и добросовестно.
Занимает в классе
благоприятное статусное
положение.
Слайд 52. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, её
посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель
излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые учебные задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле и тогда, когда
занят чем-то интересным
для себя. Общественные
поручения выполняет
добросовестно, дружит
со многими
одноклассниками.
Слайд 63. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно (безразлично) относится
к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение. Наблюдаются
нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно, самостоятельная работа с учебным материалом затруднена, к урокам готовится нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждение со
стороны взрослого. Сохраняет
работоспособность и внимание при
удлинённых паузах для отдыха,
для понимания нового и решения
задач по образцу требуется
значительная помощь учителей и
родителей. Общественные
поручения выполняет под
контролем, без особого желания,
близких друзей не имеет, знает по
именам и фамилиям только часть
одноклассников.
Слайд 7Из этих описаний видно, что основная доля
характеристик адаптированного и
дезадаптированного школьника относится к области
усвоения школьного материала и выполнения
школьных обязанностей. В исследованиях
Э.М.Александровской для анализа процесса
адаптации младших школьников используются
четыре критерия:
* эффективность учебной деятельности (учебная
активность и усвоение знаний);
* усвоение школьных норм поведения на уроке и
перемене;
* успешность социальных контактов
(отношения с детьми и учителями);
* эмоциональное благополучие.
Важной особенностью такого подхода
является ориентация на следующий
методологический принцип: отсутствие
показателей адаптации одновременно
выступает как наличие
показателей дезадаптации.
Слайд 8Т.В.Дорожевец расширяет диапазон критериев и показателей адаптации ребёнка к школе,
предлагая её
трёхкомпонентную
модель. Школьная
адаптация
осуществляется в трёх
сферах.
Слайд 91. Академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной
жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами
поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.
Слайд 102. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную
группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей,
умения решать
межличностные
проблемы и т.д.
Слайд 113. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как
представителя новой социальной общности
(принятие социальной позиции «Я – школьник»)
и выражается в виде соответствующей самооценки и уровня притязаний в школьной сфере,
стремления к
самоизменению
и др.
Слайд 12Проблема адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время
имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа
школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьёзные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро
названная проблема
стоит перед детьми
с ЗПР (задержкой
психического развития).
Слайд 13Школьная дезадаптация ребёнка – многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено
такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь рёбенку со
стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребёнка. Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребёнка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к
произвольной регуляции и
самоорганизации, уровень здоровья и
работоспособности, интеллект
ребёнка. Даже высокий уровень
познавательной активности ещё не
гарантирует достаточную мотивацию
учения. Необходимо, чтобы был
высокий общий уровень развития
ребёнка и развиты ведущие качества
личности.
Слайд 14А.Маслоу, один из ярких представителей гуманистической психологии, писал о двух
составляющих психологического здоровья. Это, во-первых, стремление людей быть «всем, чем
они могут», развивать весь свой потенциал через «самоактуализацию»* (стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей), и,
во-вторых,
стремление к
гуманистическим
ценностям.
Слайд 15Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки учебной деятельности и
распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребёнка формируется ощущение
собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере
осознанным противодействием
школьных норм, реализуется в
нарушениях дисциплины, повышенной
конфликтности, что на фоне утраты
интереса к школе постепенно
интегрируется в асоциальную личностную
направленность. Нередко у таких детей
возникают нервно-психические и
психосоматические расстройства
(Ш.А.Амонашвили,1984).
Слайд 16Первый школьный класс – один из наиболее тяжёлых и волнительных периодов в жизни
родителей, и особенно детей. При поступлении в школу на ребёнка влияет и классный
коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей, связанных с
социальным статусом ученика.
Слайд 18Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Безусловно, адекватная
самооценка облегчает процесс
адаптации к школе, тогда как
завышенная или
заниженная,
напротив,
осложняют его. Однако даже
если у ребёнка адекватная
самооценка, взрослые должны
помнить, что начинающий
школьник пока не может
справиться со всеми задачами
самостоятельно.
Слайд 19Именно в семье ребёнок впервые узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков
он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребёнка складывается
ощущение благополучия или неблагополучия.
Чтобы помочь ребёнку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости – консультации профессиональных психологов.
Слайд 21Первое полугодие в школе самое трудное. Всё дело в том, что в основе
усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, нежели в
детском саду. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное – научить детей осознавать учебную задачу.
Слайд 22Учителю начальной школы необходимо создавать на уроке, внеклассном занятии и
классном часе атмосферу психологической комфортности, личностной удовлетворённости (ситуации успеха), заинтересованности,
сотрудничества, сотворчества. Учителю нужно мотивировать и мобилизовывать детей, увлекать их процессом познания, открытия и исследования, развивать в них лучшее и бороться с худшим, органично вплетать в структуру урока проблемно-ценностное общение и игровые моменты, стараться из каждого своего урока сделать маленький, но яркий и запоминающийся шедевр.
Слайд 23Мы не можем анализировать детское поведение, применяя взрослые критерии, и
в то же время не можем не использовать их в
качестве целевых ориентиров психолого-педагогической деятельности, помогающей ребёнку потихоньку и безболезненно взрослеть, адаптироваться к большому миру.