Слайд 1Процессуальные теории мотивации
Выполнила студентка
группы УПб-2601-01-00
Соболева Карина
Слайд 2План
1. Процессуальные теории мотивации:
1.1. Теория ожиданий В.
Врума;
1.2. Теория справедливости Адамса;
1.3.
Комплексная теория мотивации Портера – Лоулера.
Слайд 3Процессуальные теории мотивации, не отрицая существование и влияние на человека
его потребностей, указывают на то, что поведение людей формируется не
только под их воздействием, а так же определяется: восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения. Они описывают динамику взаимодействия различных мотивов и исследуют, как побуждается и направляется поведение человека.
Слайд 4Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются:
теория ожиданий В. Врума;
теория справедливости
С. Адамса;
комплексная теория мотивации Портера – Лоулера.
Слайд 5Теория ожиданий В. Врума
Теория ожиданий - говорит о том, что
наличие у человека потребности не является единственным условием для возникновения
у него мотивации к достижению данной цели (обусловленной потребностью). Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого.
Слайд 6Теория ожиданий В. Врума
Автор теории ожиданий – американский ученый Виктор
Врум. Впервые изложил свою теорию в книге «Труд и мотивация»
(1964).
Слайд 7Теория ожиданий В. Врума
Теория ожиданий базируется на трёх взаимосвязях:
1. Ожидания
в отношении «Задания – Результат».
2. Ожидания в отношении «Результат –
Вознаграждение».
3. Ожидания в отношении «Вознаграждения – Удовлетворения» («Валентности»).
Ожидания в отношении «Задания – Результат» – это надежда на устраивающее работника соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
Ожидания в отношении «Результат – Вознаграждение» – это ожидания определенного вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Ожидания в отношении «Валентности» представляют собой предполагаемую степень относительного удовлетворения или неудовлетворения определенным вознаграждением.
Слайд 8
Формула теории ожиданий Врума
Слайд 9Сильные и слабые стороны теории мотивации Врума
Сильные стороны
Слабые стороны
Применение психологии;
Минимизирование
недовольств;
Вознаграждение прямо пропорционально усилиям;
Широкие возможности применения.
Сложность реализации;
Отсутствие чётких понятий размеров
и стимулов;
Конфликт личных и организационных интересов;
Не исследует измерение валентности.
Слайд 10Теория справедливости Адамса
Еще одна довольно распространенная процессуальная теория мотивации –
это теория справедливости или теория равенства.
Ее предложил в 1963
году американский психолог Джон Стейси Адамс.
Слайд 11Теория справедливости Адамса
Теория справедливости Адамса – утверждает, что люди всегда
субъективно оценивают соотношение между полученным вознаграждением и затраченными на его
достижение усилиями, а также сравнивают его с соотношением других работников, выполняющих аналогичную работу.
Слайд 12Следует отметить, что Адамс выделил несколько возможных реакций работника на
несправедливость:
— попытка повлиять на организацию с целью изменить оплату или
нагрузку других;
— попытка перейти в другое подразделение или другую организацию;
— попытка увеличить вознаграждение за свой труд;
— выбор другого объекта сравнения;
— сокращение собственных усилий;
— снижение интенсивности и качества труда.
Слайд 13
“Входы” и “выходы” теории справедливости Адамса
Необходимо обращать внимание на баланс
или дисбаланс между приложенными усилиями и получаемым вознаграждением. Адамс определяет их
как “входы” и “выходы”.
Слайд 14К так называемым «входам» следует отнести:
Усилия;
Лояльность;
Терпимость;
Трудолюбие;
Целеустремленность;
Профессиональные способности;
Адаптацию в
коллективной среде;
Толерантность;
Доверие вышестоящему начальству;
Гибкость;
Вклад работника в совместный процесс и
т.д.
«Выходы» — это результат работы, то, что работник получает взамен. К «выходам» можно отнести:
все финансовые вознаграждения (заработную плату, льготы, пособия, пенсионное обеспечение и т.д.);
нематериальные активы (сохранность рабочего места, благодарность, похвалу начальника, повышение репутации, статус, степень внутренней заинтересованности работой).
Слайд 15Теория справедливости Адамса
Существуют три уровня справедливости:
Неравенство при “переплате”, когда отношение
собственных “выходов” к собственным “входам” больше отношения “выходов” других работников
к их “входам”.
Полное равенство, когда отношение собственных “выходов” к “входам” равно отношению “выходов” других работников к “входам”.
Неравенство при “недоплате”, когда отношение собственных “выходов” к “входам” меньше отношения “выходов” других работников к их “входам”.
Слайд 16Плюсы и минусы теории справедливости Адамса
Плюсы
Минусы
Цикличная отдача;
Разная мотивация;
Нормативная справедливость;
Возможность
совершенствоваться.
Относительность понятия мотивации;
Невозможность объективно оценить каждого;
Необходимость соблюдения последовательности;
Невозможность идеального осуществления.
Слайд 17
Комплексная теория мотивации Портера - Лоулера
Комплексная мотивационная теория, объединяющая в
себе элементы как теории ожиданий, так и теории справедливости, является
теория, предложенная в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером.
Слайд 18Комплексная теория мотивации Портера – Лоулера
Теория Портера-Лоулера основана на утверждении,
что на мотивацию человека влияет целый ряд факторов, важнейшими из
которых являются:
Затраченные усилия;
Полученный результат;
Вознаграждение и его восприятие работником;
Степень удовлетворенности.
Слайд 19Комплексная теория мотивации Портера – Лоулера
Слайд 20Комплексная теория мотивации Портера – Лоулера
Рассмотрим эти факторы модели Портера-Лоулера
подробнее:
Затраченные усилия – уровень приложенных работником усилий зависит от
ожидаемого вознаграждения и уверенности в том, что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям.
Полученный результат – эффективность работы зависит не только от приложенных работником усилий, но и от его способностей, особенностей личности, осознания им своей роли в общем деле и т.д.
Вознаграждение и его восприятие – работник сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями и решает, справедливое оно или несправедливое. Если вознаграждение воспринимается как справедливое, то это повышает мотивацию работника и наоборот.
Степень удовлетворенности – как итог внешнего (премия, похвала) и внутреннего (чувство собственной значимости, самовыражение) вознаграждения.
Слайд 22Визуализированная модель мотивации позволяет сделать выводы:
усилия, которые сотрудник прикладывает к
работе, зависят от вознаграждения, его ценности и вероятности получения;
личной мотивации
недостаточно для достижения цели, если сотрудник не обладает необходимыми навыками, талантами и способностями;
получение желаемого результата невозможно, если сотрудник не знает своей роли, то есть не владеет необходимыми инструментами;
весомое значение имеет личное мнение персонала о результатах проделанной работы;
моральное состояние сотрудника зависит от усилий, которые он прикладывает к работе.
Слайд 23Преимущества и недостатки теории Портера – Лоулера
Преимущества
Недостатки
Комплексность;
Учитывается важность уровня
самосознания работника;
Изменено направление зависимости «удовлетворенность трудом – результативность»: результативный труд
ведет к удовлетворению;
Только при наличии определенных условий рост заработной платы стимулирует повышение производительности труда.
Точное определение ценности вознаграждения – основная проблема и для руководителя, и для работника;
Оценка способностей и черт характера субъективна и может не соответствовать действительности;
Выбор адекватного вознаграждения ограничен ресурсами организации.
Слайд 24Заключение
Рассмотренные теории мотивации позволяют определить достаточно широкий спектр стимулов преимущественно
нематериального характера и методы управления.
Совокупность методов управления обусловлена целями
управления, особенностями объектов и субъектов управления, а также ситуацией.
Среди доступных направлений мотивации персонала, являющихся резервом повышения эффективности деятельности организации, необходимо выделить:
повышение демократичности руководства;
участие в успехе и в прибыли;
предоставление возможности для обучения;
создание творческой атмосферы, дающей возможности самовыражения.
Слайд 25Список литературы
Анализ основных положений теории справедливости Джона Стейси Адамса [Электронный
ресурс] // novaum.ru – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p286
Мотивация персонала по теории
Портера – Лоулера [Электронный ресурс] // oy-li.ru – Режим доступа: https://blog.oy-li.ru/motivaciya-personala-po-teorii-portera-loulera/
Процессуальные теории мотивации: краткий обзор [Электронный ресурс] // galyautdinov.ru – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/processualnye-teorii-motivacii
Теория ожиданий Виктора Врума: применение на практике [Электронный ресурс] // Мотивация жизни – Режим доступа: https://lifemotivation.ru/motivation/teoriya-ozhidanij-vruma
Теория ожиданий Врума: что это, плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Плюсы и минусы – Режим доступа: https://plusiminusi.ru/teoriya-ozhidaniya-vruma-chto-eto-plyusy-i-minusy/
Теория справедливости Адамса — плюсы и недостатки [Электронный ресурс] // Плюсы и минусы – Режим доступа: https://plusiminusi.ru/teoriya-spravedlivosti-adamsa-plyusy-i-nedostatki/