Слайд 1Мировая экономика
и
международные экономические отношения
К.э.н. доцент Хуторова Наталья Александровна
Слайд 2План прохождения дисциплины
2 семестра
Слайд 3Раздел 1.
Мировая экономика
Часть 1
Сущность мирового хозяйства.
Слайд 4Мировая экономика как хозяйствующая система
Тема 1.
Слайд 5Основные аспекты, рассматриваемые на лекции:
Предмет и содержание курса.
Понятие
мировой экономики как сложной, целостной, иерархичной системы, рыночной в глобальном
масштабе.
Основные тенденции и условия развития современной мировой экономики.
Зарождение и становление мировой экономики к середине ХIХ века.
Роль развития производительных сил, образования мирового рынка в развитии мирового хозяйства.
Экономические и социальные достижения первого, второго этапов развития мировой экономики.
Тенденции развития современного мирового хозяйства.
Слайд 6Мировая экономика
наука о мировом хозяйстве как
целостной системе,
экономике отдельных
его частей (стран и регионов),
об институциональном устройстве мировой
экономики.
Слайд 8Мировое хозяйство
система национальных хозяйств отдельных стран, объединенных различными видами
мирохозяйственных связей:
международным разделением труда,
торгово-промышленными связями,
финансовыми связями
научно-техническими
связями.
Слайд 9Трактовка мирового хозяйства
Мировая экономика - совокупность всех национальных экономик мира,
совокупность тех компонентов национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.
Мировое хозяйство — совокупность разнообразных национальных экономик (или их внешнеэкономических частей), объединенная движением товаров, услуг и факторов производства (экономических ресурсов).
На этой основе между странами завязываются международные экономические отношения (внешнеэкономические связи).
Возникают хозяйственные отношения между резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами разных стран).
Слайд 10Факторы производства Ресурсы ,которые необходимо затратить чтобы произвести товар
Слайд 11Перемещение факторов производства основывается на формах международных экономических отношений
Слайд 12Международная (мировая) торговля
движение товаров и услуг между странами.
Импорт
– покупка товара ввезенного из за рубежа.
Экспорт- продажа товара, предусматривающая
его вывоз за рубеж
Международная (мировая) торговля — совокупность внешней торговли всех стран мира
Слайд 13Эволюция развития мировой экономики
По мере развития мировой экономики процесс
перемещения экономических ресурсов стал более комплексным.
Капитал, предпринимательские способности и технологии
активно импортируются и экспортируются
Развитые развивающимся и наоборот по мере развития ( Япония-Корея)
Рост активности в экспорте рабочей силы слаборазвитых стран.
Международное движение факторов производства становится взаимным, но не симметричным.
В результате национальные экономики оказались составной частью не только мирового рынка товаров и услуг, но стали участниками движения экономических ресурсов между странами и регионами.
Слайд 14Этапы развития мировой экономики
Слайд 15Выводы
Мировая экономика это совокупность МЭО и субъектов МЭО
Мировая
экономика носит дополняющий характер по отношению к национальным экономикам.
Основной
уровень для определениясостояния и функционирования экономики в современном мире — это макроуровень, (уровень национальных экономик)
Слайд 16Окончательное становление мирового хозяйства произошло
на рубеже XIX—XX вв
Слайд 17Тенденции развития мировой экономики
формирование глобальной сети производства и
сбыта продукции
либерализация мировых хозяйственных связей;
постиндустриализация экономики стран мирового
хозяйства;
преодоление разрыва в уровне развития стран мира;
перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил;
регионализм в мировой экономике, т. е. преобладание региональной интегрированной группировки;
интеграция в мировом хозяйстве;
рост международного обмена товарами и услугами;
усиление влияния деятельности всемирной торговой организации.
Слайд 18Характерные черты современного мирового хозяйства
Международное перемещение факторов производства, прежде
всего: ввоз и вывоз капитала, рабочей силы и технологии.
рост
на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах в рамках транснациональных корпораций;
экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;
возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.
Слайд 211.Мировой рынок начала XXI века, его структура
2. конъюнктура мирового рынка
и основные конъюнктурообразующие факторы
3. Ценообразующие факторы в международной торговле
Мировой рынок-
основная категория мирового хозяйства
Слайд 22
Мировой рынок
Основа мирового рынка
Международное разделение труда
Взаимовыгодность обмена
1.Мировой рынок начала XXI
века, его структура
Слайд 23Структура мирового рынка
1-я страна
3-я страна
2-я страна
1.
Национальный рынок
Внутренний рынок
2.
Международный рынок
3.
4.
Мировой рынок
Слайд 24Структура мирового рынка
Мировой рынок
Структура по объекту:
р. товаров
р.услуг
р.капиталов
р.информации
р.технологий
р.рабочей силы
и др.
Структура по географическому положению:
европейский
азиатский
южноам.
африканский
и др.
связь м/у отд.элементами
устойчивость связей
целостность элементов
Слайд 26Основные черты мирового рынка
Мировой рынок
Основные черты
В его основе лежит
развитие рыночного хозяйства, выходящего в поисках сфер и объектов сбыта,
эффективного международного взаимодействия в целом за национальные рамки
МР находит свое проявление в межгосударственном перемещении товаров, услуг и основных факторов производства под воздействием внутренних и внешних спроса и предложения.
МР оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.
МР выбраковывает из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международ-ным стандартам качества и не выдерживающие жестких требований международной конкуренции
Слайд 27Группы 1-3
(по Международной стан-дартной классификации отраслей (ISIC)-ООН):
1.Сельское хозяйство, охота, лесное
хозяйство , рыболов-ство (продукция).
2.Продукция добывающей промышленности.
3.Продукция обрабатываю-щей промышленности.
Группы 4-9:
4.Коммунальные услуги
и строительство.
5.Оптовая и розничная торговля, рестораны и гости-ницы.
6.Транспортировка, хранение, связь, финансовое по-средничество.
7.Оборона и обязательные социальные услуги.
8.Образование, здравоохра-нение и общественные работы
9. Прочие коммунальные, социальные и личные услуги
Торгуемые и неторгуемые товары
А.Торгуемые товары
Б.Неторгуемые товары
Слайд 28Различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами
Цены на торгуемые товары
определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся
под влиянием спроса и предложения на них и внутри страны и за рубежом
Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на национальном рынке . Колебания цен на такие товары в других странах значения не имеют.
Поддержание баланса внутреннего спроса и предложения на торгуемые товары не так важно как для неторгуемых товаров, т.к. недостаток внутреннего спроса может быть всегда компенсирован увеличением спроса из –за рубежа, недостаток внутреннего предложения — увеличением поставок иностранных товаров.
Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения критически важно. При нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции
Слайд 29Торгуемые товары
*Импортозамещение
Слайд 302. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы
Под конъюнктурой понимается
конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенных временных, географических
и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности целого ряда конъюнктурообразующих факторов
Конъюнктура
Слайд 31Баланс спроса и предложения на мировом рынке
Страна I
Страна II
Мировой
рынок
Слайд 32Конъюнктурообразующие факторы
Циклические и нециклические.
Постоянные и переменные.
Стимулирующие развитие рынка и сдерживающие
его.
Кратко-, средне- и долгосрочные.
Конъюнктурные колебания в значительной степени связаны с
циклическим характером развития экономики. При этом действуют длинные циклы («волны») конъюнктуры (циклы Кондратьева). В основе длинных циклов (волн) лежат крупные научно-технические открытия.
Нециклические факторы:
Регулирование экономики государством;
Воздействие ТНК
Государственно-монополистическое регулирование
Политические факторы
Развитие ВПК отдельных стран
НТП
Масштабы теневой экономики
Слайд 33Масштабы теневой экономики
( По данным австрийского экономиста Ф.Шнайдера)
Развитые страны-12-15% ВВП
Страны
с переходной экономикой- 23% ВВП
Развивающиеся страны- 33% ВВП
Греция- 27,6%
Великобритания- 12,0%
Италия-24,4% Япония, Австрия- 10,3%
Германия-15,6% Швейцария- 9,0%
Франция- 13,8 США- 8,2%
Россия-30%
Египет, Таиланд- 70%
Нигерия– 80%
Албания-90-95%
Слайд 34Механизм взаимодействия основных элементов мирового рынка
Механизм мирового рынка
Основные особенности:
Предложение опреде-ляется
внутренним избыточным предло-жением
Спрос определяется внутренним недоста-точным
спросом
Мировая цена нахо-дится м/у min и max
внутренними равно-весными ценами
Основные элементы:
Предложение товаров и услуг
Спрос на товары и услуги
Мировая цена на товары и услуги
Форма функционирования- конкуренция
Слайд 35Вопросы для самоподготовки
Дайте несколько определений мировой экономики, всемирного хозяйства и
международной экономики
Дайте определение фактора производства. Назовите основные типы
Что такое
международное разделение труда?
Сгруппируйте товар на торгуемый и неторгумый. Назовите основные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами
Приведите структуру мирового рынка
Назовите современные тенденции развития мировой экономики
Выделите основные этапы развития мировой экономики
Слайд 36Темы докладов
Суть парадокса Леонтьева
Современная трактовка экспорта и импорта
согласно определений международных организаций
Равновесие на мировом рынке( спрос и предложение)
графики баланса спроса и предложения
Слайд 37Тесты
1. Мировое хозяйство это:
а) глобальный экономический организм
б) международная торговля
в)
совокупность национальных взаимосвязанных экономик
г) международный вывоз капитала
2. Отметьте сравнительные преимущества
развивающихся стран в мировой экономике:
а) дешевое сырье
б) дешевая рабочая сила
в) уникальные природно-климатические условия
г) высокая квалификация рабочей силы
д) высокие технологии
е) высокий уровень развития промышленности
3. Объективной основой развития мирового хозяйства является:
а) экономическая политика государства
б) международное разделение труда
в) развитие международных организаций
г) развитие региональных рынков
д) все вышеперечисленное
Слайд 384. Международное разделение труда представляет собой:
а) специализацию субъектов мирового хозяйства
внутри крупных сфер по отдельным отраслям и направлениям
б) специализацию национальных
экономик на производстве отдельных видов продукции с целью последующего обмена на мировом рынке
в) разделение труда между предприятиями разных стран или внутри одного предприятия
г) специализация на производстве отдельных деталей и компонентов в рамках международной внутриотраслевой кооперации
д) разделение труда между странами по крупным материальным и нематериальным сферам хозяйства
Слайд 395. Число наиболее экономически мощных стран с рыночной экономикой:
а) 10
б) 7
в) 15
г) 8
д) 20
6. Время начала
формирования мирового хозяйства, как правило, датируется:
а) концом XIX-началом XX вв.
б) началом XVIII в.
в) XV-XVI вв.
г) серединой XX в. (после второй мировой войны)
д) нет верного ответа
7. По классификации МВФ к группе развивающихся стран относятся:
а) Китай
б) Саудовская Аравия
в) Ангола
г) все перечисленное верно
д) все ответы не верны
8. Тенденция к образованию единого, взаимосвязанного, взаимозависимого, более развитого и социально-справедливого мира, на основе которого происходит сближение уровней развития различных стран называется:
а) интернационализация
б) интеграция
в) конвергенция
г) глобализация
д) нет верного ответа
Слайд 40 Парадокс Леонтьева — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при
анализе внешней торговли США за 1947 год. Парадокс заключается в
том, что, используя теорему Хекшера-Олина, Леонтьев показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала.
Слайд 41 В. Леонтьев подсчитал, сколько необходимо капитала и рабочей
силы, чтобы произвести товары для экспорта стоимостью в 1 млн.
долл. США и товары такой же стоимости, которые напрямую конкурируют с импортными товарами. Для расчетов он использовал межотраслевые балансы "затраты - выпуск", подготовленные для американской экономики за 1947 г.
Слайд 42Что такое конкуренция?
Конкуренция – это соперничество предприятий и организаций,
работающих на одном рынке и обслуживающих один сегмент целевой аудитории.
Все борются за клиента, а в конечном счете за прибыль. Эта борьба заставляет конкурентов применять все новые маркетинговые ходы для достижения своих целей.
Конкуренция - борьба субъектов за безусловное доминирование в определённой сфере жизнедеятельности, без учёта интересов других функционирующих в этой сфере субъектов.
Слайд 43Типы рынков
(с учетом характера и свободы конкуренции)
Слайд 44Совершенная конкуренция
Состояние рынка, на котором имеется большое число
покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую
долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах.
Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.
Слайд 46Рынок чистой монополии
Монополия — исключительное право на что-либо.
Применительно к экономике исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащему
одному лицу, определенной группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства.
Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен и диспропорциям.
Слайд 47Модель монополии:
Единственный продавец; отсутствие близких продуктов-заменителей; диктуемая цена.
Во всех
развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и
их объединений.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Слайд 48Общие выводы:
- один продукт и одна фирма;
- практически полный контроль
над ценами;
- нет товарной дифференциации;
- очень трудный вход на рынок
Слайд 49Рынок монополистической конкуренции
Осуществляется тогда, когда много продавцов
конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление
новых продавцов.
Слайд 50Характеристика монополистической конкуренции
1. Товар каждой фирмы, торгующей на
рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами.
2.
На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками.
3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
Слайд 51Общие выводы:
-много фирм, производящих сходные товары и услуги;
-контроль над ценами
ограничен возможностью замены;
-товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка;
-относительно легкий
и вход на рынок и выход из него
Слайд 52Олигопольный рынок
Олигополия - тип рынка, когда в
каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными
словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников.
Частным случаем олигополии выступает дуополия. Но это довольно редкое явление. В современных условиях во многих странах с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип конкуренции.
Слайд 53Общие выводы:
- несколько крупных фирм, производящих товары
и услуги;
- существует влияние
«ценового лидера»;
- товарная дифференциация существенна для отдельных продуктов, мала для стандартизированных;
- вход на рынок трудный, часто требует больших инвестиций
Слайд 543. Ценообразующие факторы в международной торговле
Цена
выступает как образовавшаяся
в результате действия
множества факторов денежная сумма, которую намерен получить
продавец, реализуя свой товар, и которую готов заплатить за данный товар покупатель.
Цена может решать для продавца следующие проблемы:
возмещение понесенных издержек производства товара и обращения товара (доведения его до покупателя);
доходность(выгодность) производства и реализации данного товара;
появление новых стимулов для расширения производства (или свертывания)
Слайд 55
Мировая цена- цены крупномасштабных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных
рынках, в основных центрах мировой торговли.
Основные характеристики мировых цен:
они
устанавливаются в СКВ;
это цены на товары ведущих производителей и поставщиков, имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции;
это цены крупномасштабных сделок;
применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство или торговля
Слайд 56Множественность цен
Цены по обычным коммерческим сделкам:
- с
платежом в СКВ
в неконверт . или ограниченно
конверт. валюте
Условия операций
Цены по клиринговым соглашениям
(Клиринговое соглашение - договор между странами о взаимном зачете встречных требований и обязательств при внешней торговле)
Цены по программам в рамках госпомощи
Регулярная основа
Несвязанный характер
Свободный рынок
Платежи в СКВ
Слайд 58Ценообразующие факторы
1.Общеэкономические- факторы экономической среды, в рамках которой складываются и
изменяются цены
-фазы экономического цикла- кризис, депрессия, оживление, подъем); соотношение
совокупных спроса и предложения; динамика инфляции и т.д.
2.Конкретно-экономические -факторы определяемые особенностями данной конкретной продукции, условиями ее производства и реализации
-соотношение спроса и предложения на данный товар, изменения в издержках производства и обращения данного товара; налоги и различные сборы, связанные с данной продукцией, изменения в потребительских свойствах данного товара, качество, надежность, внешний вид и т.д.
Слайд 59
Ценообразующие факторы (продолжение)
3.Специфические- действующие только в отношении некоторых(отдельных) видов товара
-сезонные изменения цен на одежду, обувь, гарантии и условиям послепродажного
обслуживания техники и т.д.
4.Специальные- факторы, связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов
-формы государственного регулирования за рубежом.
5.Внеэкономические- политические, военные, социальные, прямо не относящиеся к экономике
Слайд 60Вопросы для подготовки к занятию:
1.Чем отличаются следующие процессы: международное разделение
труда, кооперация, интеграция и интернационализация в мировом хозяйстве?
2.Чем постиндустральное общество
отличается от индустриального и доиндустриального?
3. Как проявляется взаимосвязь интеграции страны в мировую экономику с ее экономической и национальной безопасностью?
4.Что представляет собой индекс развития человеческого потенциала? И сфера его применения.
5.Назначение системы национальных счетов