Слайд 1Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, теория Портера-Лоулера.
Выполнила студентка
Группы
упб2601-01-00
Евдокимова Анна
Слайд 2План
Понятие мотивации
Процессуальные теории мотивации
Теория ожиданий В. Врума
Теория справедливости С.
Адамса
Теория Портера-Лоулера.
Слайд 3Понятие мотивации
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и
всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей
и для достижения целей организации.
Слайд 4
Основные задачи мотивации:
Формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения
мотивации в процессе труда
Обучение персонала и руководящего состава психологическим основам
внутрифирменного общения
Формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации
Слайд 5Процессуальные теории мотивации
Процессуальные теории мотивации, не отрицая существование и влияние
на человека его потребностей, указывают на то, что поведение людей
формируется не только под их воздействием, а также определяется: восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения. Они описывают динамику взаимодействия различных мотивов и исследуют, как побуждается и направляется поведение человека.
Слайд 6
Наиболее известные процессуальные теориями мотивации:
Теория ожиданий В. Врума,
Теория справедливости
С. Адамса
Теория Портера-Лоулера.
Слайд 7Теория ожиданий В. Врума
Одно из наиболее популярных объяснений мотивации ожиданиями
разработано Виктором Врумом (1964 г.). Врум определил мотивацию как процесс,
управляющий выбором из альтернативных форм волевой активности. По его мнению, большая часть типов поведения находится под волевым контролем личности и, следовательно, мотивирована.
Слайд 8
Теория ожиданий базируется на трёх взаимосвязях:
1. Ожидания в отношении «задания
– результат».
2. Ожидания в отношении «результат – вознаграждение».
3. Ожидания в
отношении «вознаграждения – удовлетворения» («валентности»).
Слайд 9
Практические выводы для руководства любой организации из теории ожиданий являются
следующими:
Необходимо сформировать высокий, но реалистичный уровень результатов для подчиненных и
внушить им, что они могут их добиться, если приложат усилия;
Следует установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением;
Необходимо устанавливать предполагаемое вознаграждение дифференцированно для разных работников, с учетом их потребностей.
Слайд 10Теория справедливости С. Адамса
Теория справедливости, разработанная Стейси Адамсом (1963
г.), акцентирует внимание на восприятии людьми справедливости своего вознаграждения по
сравнению с другими людьми. Сущность теории справедливости состоит в том, что сотрудники сравнивают свои усилия (затраты труда, вклады) и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях.
Слайд 11
Теория основана на предположении, что люди, работающие за вознаграждение, получаемое
от организации, мотивируются желанием получать справедливое вознаграждение за выполняемую работу.
Справедливость своего вознаграждения работники оценивают соответствием затрат (усилий) и результатов.
Слайд 12
Затраты относительно работы включают образование, опыт, квалификацию, стаж работы, преданность
организации и т. д.
Результаты включают зарплату, долю в прибылях, признание,
продвижение, дополнительные льготы и привилегии и т. д. Справедливость устанавливается, когда соотношение между результатами и затратами у разных людей одинаково.
Если баланс соотношения затраты—результаты нарушается, например, работник считает, что за аналогичную работу коллега получил больше, у него возникает ощущение несправедливости, обиды, психологического напряжения.
Слайд 13
Чтобы восстановить справедливость, сотрудник предпринимает определенные действия: он может уменьшить
затрачиваемые усилия, либо пытается повысить уровень своего вознаграждения, либо принимает
решение об увольнении и подыскивает новую работу, где будет более справедливое соотношение между затратами и результатами.
Менеджер должен опередить сотрудника и мотивировать его так, чтобы исправить дисбаланс между затратами и результатами и устранить несправедливость. Люди должны считать получаемое вознаграждение справедливым, эквивалентным затраченным усилиям. В противном случае мотивация к труду снижается.
Слайд 14Теория Портера-Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную модель
мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Это не
новая теория, но новая модель мотивации, которая внесла основной вклад в ее понимание. Самый важный их вывод – результативный труд ведет к удовлетворению. Этот вывод противоположен выводам школы человеческих отношений и поведенческих наук, которые считали, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов.
Слайд 15
Их модель включает пять переменных:
Усилие
Восприятие
Результаты
Вознаграждение
Степень
удовлетворения
Слайд 16
Результаты индивидуума зависят от переменных – усилий, личных черт и
от восприятия своей роли;
Усилия зависят от ценности вознаграждения и от
его ожиданий
Результаты и вознаграждения, воспринимаемые как справедливое, указывает на то, что по теории индивидуум имеет своё восприятие справедливости вознаграждения, полученного за результаты;
Удовлетворение становится для подчинённого информацией о том, насколько ценно для него данное вознаграждение, что будет влиять на его восприятие вознаграждения в будущем
Слайд 17
Модель внесла огромный вклад в понимание мотивации, поскольку показала, что
мотивация обусловлена целой цепью причинно-следственных связей и именно результат работы
(ощущение, что работа выполнена хорошо) ведёт к удовлетворению и, следовательно, к улучшению результатов труда.
Слайд 18Список источников
Процессуальные теории мотивации. Режим доступа: https://monographies.Ru/ru/book/section?Id=6583
Процессуальные теории мотивации: теория
справедливости, теория ожиданий; модель мотивации Портера—Лоулера. Режим доступа: https://studfile.Net/preview/5251864/page:49/