Слайд 1Процессуальные теории мотивации: теория ожидания, тория справедливости, теория Портера- Лоулера
Презентацию
выполнила студентка группы УПб 2601-01-00
Семёнова Анжелика
Слайд 2План
Процессуальные теории мотивации
Сущность процессуальных теорий мотивации
Теория ожидания Врума
Теория справедливости Адамса
Комплексная
теория мотивации Портера-Лоулера
Слайд 3Процессуальные теории мотивации, не отрицая существование и влияние на человека
его потребностей, указывают на то, что поведение людей формируется не
только под их воздействием, а так же определяется: восприятием, ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией, и возможными последствиями выбранного ими типа поведения. Они описывают динамику взаимодействия различных мотивов и исследуют, как побуждается и направляется поведение человека.
Наиболее известными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса и модель Портера-Лоулера.
Слайд 4Сущность процессуальных теорий мотивации
Процессуальные теории мотивации – анализируют то, как
человек распределяет свои усилия для достижения цели, и какой вид
поведения при этом выбирает. Можно сказать, что они больше ориентированы на процесс достижения цели (потому и называются процессуальными теориями), а не на содержание цели (как содержательные теории мотивации).
Но при этом процессуальные теории вовсе не отвергают роль потребностей в мотивации человеческой деятельности, просто согласно им не менее важны и условия удовлетворения потребностей: ожидаемое вознаграждение и справедливая оценка результата проделанной работы
Слайд 5Теория ожидания Врума
Теория ожиданий (Expectancy Theory) - говорит о том,
что наличие у человека потребности не является единственным условием для
возникновения у него мотивации к достижению данной цели (обусловленной потребностью). Важным условием является ожидание человеком того, что выбранный им тип поведения и предпринимаемые действия действительно приведут к получению желаемого.
То есть мало наличие у человека потребности, надо чтобы он ожидал, что затраченные им усилия, в самом деле, помогут ему ее удовлетворить. Например, человек хочет устроиться на хорошо оплачиваемую и престижную работу. Для этого он поступает в ВУЗ, так как ожидает, что диплом поможет ему достичь этой цели.
Слайд 6Автор теории ожиданий – американский ученый Виктор Врум. Впервые изложил
свою теорию в книге «Труд и мотивация» (1964).
Врум, в
своей теории ожиданий, выделяет три ключевых фактора влияющих на мотивацию:
Ожидание того, что затраченные усилия приведут к желаемому результату (цели);
Ожидание того, что достижение результата будет вознаграждено (то есть достижение результата – основной инструмент для получения вознаграждения);
Ожидание того, что вознаграждение будет ценным (валентным)
Слайд 7Чем сильнее каждый из этих трех факторов, тем выше мотивация
работника. Если хотя бы один из факторов будет отсутствовать, то
и мотивация будет нулевой. Недостаток теории ожиданий В. Врума в том, что она не говорит о том, какое вознаграждение обладает большей валентностью: заработная плата, продвижение по службе, признание заслуг и т.д
Слайд 8Теория справедливости Адамса
Еще одна довольно распространенная процессуальная теория мотивации, это
теория справедливости или теория равенства. Ее предложил в 1963 году
американский психолог Джон Стейси Адамс.
Теория справедливости Адамса (Equity Theory) – утверждает, что люди всегда субъективно оценивают соотношение между полученным вознаграждением и затраченными на его достижение усилиями, а также сравнивают его с соотношением других работников, выполняющих аналогичную работу.
То есть люди часто склонны считать, что они работают много, а получают мало, в то время как их коллеги работают меньше, а получают больше! Если человек так считает, то он чувствует несправедливость
Слайд 9Джон Адамс выделил шесть возможных реакций работника на несправедливость:
Сокращение прикладываемых
усилий («Я не намерен вкалывать за такие гроши!»);
Попытка добиться
увеличения вознаграждения за свой труд («Босс, без меня Вы пропадете! Хочу прибавку к зарплате и личный кабинет с секретаршей!»;
Снижение самооценки («Мне платят так мало, потому что я неудачник…»);
Слайд 10Попытка повлиять на зарплату или нагрузку других работников («Всю работу
выполняю я один! Пусть Вася тогда возьмет на себя дополнительные
обязанности или не получает премию!»);
Выбор другого объекта для сравнения («Ну конечно Петр Васильевич получает больше меня, он ведь сын начальника. Зато я получаю больше дяди Коли»);
Попытка перейти в другой отдел, цех или организацию («Меня здесь не ценят, уйду к конкурентам!»)
Слайд 12Представления о справедливости могут различаться у работников, и не всегда
воспринимаемое ими соотношение усилия/отдача соответствует действительности. Поэтому менеджер должен отслеживать
возникновения подобных противоречий и вовремя их устранять
Слайд 13Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера
Комплексная мотивационная теория, объединяющая в себе
элементы, как теории ожиданий, так и теории справедливости, является теория,
предложенная в 1968 году Лайманом Портером и Эдвардом Лоулером. Не путать с теорией конкурентных преимуществ М. Портера!!
Теория Портера-Лоулера основана на утверждении, что на мотивацию человека влияет целый ряд факторов, важнейшими из которых являются: затраченные усилия, полученный результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности
Слайд 15Рассмотрим эти факторы модели Портера-Лоулера подробнее:
Затраченные усилия – уровень приложенных
работником усилий зависит от ожидаемого вознаграждения и уверенности в том,
что вознаграждение будет адекватно затраченным усилиям.
Полученный результат – эффективность работы зависит не только от приложенных работником усилий, но и от его способностей, особенностей личности, осознания им своей роли в общем деле и т.д.
Слайд 16Вознаграждение и его восприятие – работник сравнивает полученное вознаграждение с
затраченными усилиями и решает справедливое оно или несправедливое. Если вознаграждение
воспринимается как справедливое, это повышает мотивацию работника и наоборот.
Степень удовлетворенности – как итог внешнего (премия, похвала) и внутреннего (чувство собственной значимости, самовыражение) вознаграждения и мерило его ценности.
Слайд 17Важный вывод из теории Портера-Лоулера – именно результативный эффективный труд
ведет к удовлетворению работника, а не наоборот
Слайд 18Список источников
Процессуальные теории мотивации
https://vk.com/away.php?utf=1&to=https%3A%2F%2Fmonographies.ru%2Fru%2Fbook%2Fsection%3Fid%3D6583
Теории
https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fgalyautdinov.ru%2Fpost%2Fprocessualnye-teorii-motivacii&cc_key