Слайд 1Проза 1940-х годов
о Великой Отечественной войне
Повесть Константина Воробьёва «Это мы,
Господи!» (1943). В 1946 г. не принята к публикации. Опубликована
в 1986 году в журнале «Наш современник».
Тема плена, лагерного ада. «Это мы…» - судьба многих. Советские военнопленные огромным напряжением нравственных сил ведут неравный бой с врагом, попирающим человеческое достоинство.
Два плана: реалистические картины и обобщённый, мистериальный сюжет.
Слайд 2Повести о войне 1944 г.
Александр Бек. «Волоколамское шоссе» - о
защитниках Москвы.
Повествование от лица старшего лейтенанта казаха Баурджан Момыш-Улы.
Показан страх солдат перед смертью, тема боевого братства. Истоки победы не только в способности идти на подвиг, но в умении воевать. Важно предугадать тактику противника.
Генерал Панфилов продолжает суворовские традиции: заботится о солдатах, творчески разрабатывает новую тактику боя. Афоризмы в речи: «не торопись умирать, учись воевать», «солдат умом должен воевать», «победа куётся до боя» и др.
Слайд 3Повести о войне 1944 г.
Константин Симонов. «Дни и ночи» -
оборона Сталинграда.
Показал психологию человека на войне, страх и мужество
в душах людей.
Два типа командиров: Бабченко ради славы напрасно кладёт батальон, Сабуров воюет без напрасных жертв.
Слайд 4Повести о войне 1944 г.
Леонид Леонов. «Взятие Великошумска» - рейд
советского танка Т – 34 по тылам немецких дивизий. Философские
размышления об истоках подвига. Люди действуют не по приказу, а по совести.
Слайд 5Александр Фадеев
Роман «Молодая гвардия» (1945)
1943 г. – знакомство с материалами
о молодёжном краснодонском подполье.
Героико-романтическая трактовка войны, поэтизация подвига Сергея Тюленина,
Любови Шевцовой, Олега Кошевого, Ульяны Громовой.
1947 г. – критика за недостаточное изображение роли партии в руководстве молодёжной организации.
1951 г. – вторая редакция романа: «Я всё ещё перерабатываю молодую гвардию в старую».
156 г. – самоубийство.
Слайд 6Борис Полевой
(1908 - 1981)
«Повесть о настоящем человеке» (1946) – о
мужестве лётчика Алексея Мересьева, сбитого в лесах по Великими Луками,
лишившегося ступней обеих ног и вернувшегося в авиацию.
Слайд 7Эммануил Казакевич
Повесть «Звезда» (1947) – четверо разведчиков в тылу врага,
все погибают.
Высокое чувство долга. Не осознают своё дело как
подвиг.
Маленький отряд сделал перелом в войне.
Слайд 8Виктор Платонович Некрасов
1911 Киев – 1987 Париж
1936 г. – окончил
архитектурный факультет Киевского строительного института.
1941 г. – зам. командира сапёрного
батальона.
1946 г. – публикация повести «В окопах Сталинграда» в журнале «Знамя».
1947 г. – Сталинская премия.
1974 г. – вынужден эмигрировать, исключён из Союза советских писателей.
Слайд 9Виктор Некрасов
«В окопах Сталинграда» (1946)
Повесть положила начало «окопной правде».
Показал будни
войны. Война – это труд, и грязь, и вши, и
бытовые неудобства.
Не героический, а трагический пафос, сожаление о напрасно положенных жизнях. Утверждение ценности жизни каждого сражавшегося.
В батальоне было 400 солдат, осталось 36.
Восприятие войны как национальной трагедии.
Традиции Л. Н. Толстого («Севастопольские рассказы», «Война и мир») – не показное мужество героев, подобных капитану Тушину – алтайский парень Валега.
Показаны предатели (Калужский во время отступления).
Герой-повествователь – лейтенант Керженцев с окультуренным, рефлексирующим сознанием осмысляет войну в историческом контексте.